Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
Естественный нравственный закон, казалось бы, должен направлять каждого человека на путь добра. Но его главный выразитель совесть, по причине греховной жизни, плохого воспитания, влияния общества помрачается, искажается, извращается в сознании человека. Естественный нравственный закон по этой причине с течением времени перестал надежно руководить его к спасению и истинному богоугождению. Поэтому Господь дал людям в помощь их немощной совести Богооткровенный нравственный закон, в котором требования воли Божией излагаются ясным языком. Необходимость дарования этого закона, таким образом, вызвана умножившеюся греховностью человека. Оттого ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Преступлений ради приложися» (Гал. 3:19).
Богооткровенный нравственный закон не есть что-то чуждое человеку. Он говорит то же самое, что и естественный закон, который неизгладимо написан в сердцах людей. Оба этих закона говорят о любви к Богу и ближнему. Но богооткровенный закон имеет следующие преимущества:
– Он проясняет, конкретизирует содержание естественного.
– Будучи записан, он сохраняется от поколения к поколению без искажений.
– Богооткровенный закон при содействии благодати способен возвести человека к совершенству, которое недостижимо с помощью одного естественного нравственного закона.
Богооткровенный закон разделяется на ветхозаветный или Моисеев закон, и новозаветный или Евангельский. Соответственно, первый был сообщен людям чрез ветхозаветных патриархов и пророков, а второй – через Господа Иисуса Христа и Его апостолов.
Ветхозаветный нравственный закон
По своему содержанию Ветхозаветный закон разделяется на:
а) закон нравственный, излагающий заповеди об отношении человека к Богу и ближнему;
б) закон обрядовый, излагающий постановления о скинии, священстве, праздниках, жертвах;
в) и закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев.
Два последних имели только временное значение. С появлением Евангельского закона их обязательность прекратилась. На первом же Апостольском соборе гражданские и обрядовые постановления Ветхого Завета были отменены, и оставлена только нравственная его часть.
Кратко главное содержание Ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях, данных народу израильскому на г. Синай и написанных на двух каменных скрижалях. Первые четыре заповеди Десятословия содержат обязанности человека по отношению к Богу; последние шесть излагают обязанности человека к ближним. Сущность же всего нравственного Ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему;
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6.Не убивай.
7.Не прелюбодействуй.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Ветхозаветный нравственный закон, сокращенно изложенный в Десятословии, имеет следующие отличительные особенности:
Его предписания направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая прежде всего преступные действия.
Закон выражается главным образом в форме запрещений: почти каждая заповедь Десятословия содержит частицу «не» (не делай того-то и того-то). Эта особенность Ветхозаветного закона была вызвана необходимостью воспитания народа грубого и жестоковыйного, только что вышедшего из египетского рабства, который только постепенно, шаг за шагом, мог восходить от внешнего к внутреннему, от чувственного к духовному.
Какие награды обещает Ветхий Завет за свое исполнение, и какие наказания за нарушения? Закон ветхозаветный побуждал к своему исполнению обетованием земных благ (Втор. 28:1-13). Другим побуждением к его исполнению для ветхого человека был страх наказания; за нарушение заповедей закон Моисеев угрожал телесной смертью или земными бедствиями.
Еще одна особенность – это Десятая Заповедь ( «Не пожелай…»). Она была, можно сказать, инновационная. Ее отличие от всех других заключалось в том, что она воспрещала не только преступные действия, но и мысли, и желания, направленные против ближних.
К достоинствам Ветхом Завете нужно отнести то, что в нем уже присутствуют главные христианские заповеди о любви к Богу (Втор.6:5) и к ближнему (Лев.19:18).
Ветхий Завет имел подготовительный характер: его предназначением была подготовка людей к пришествию Спасителя и Новому Завету.
Он раскрывал человеку его греховность, его нравственную испорченность. Эту мысль мы находим в послании ап. Павла: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Римл. 7:7). Все усилия выполнить строгие предписания закона приводили ветхозаветного человека к сознанию своей немощи, к осознанию того, что «от дел закона не оправдается всякая плоть перед Богом» (Римл. 3:20). Таким образом, в людях пробуждалось желание Божественной помощи, которая ожидалась от грядущего Мессии. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24);
Заповеди Ветхого Завета были уникальным явлением в человеческой истории. Они дали человечеству основополагающие понятия о добре и зле. Религиозные мыслители других народов не смогли дать в нравственной области ничего сопоставимого с Десятословием. Можно возразить, что и в исламе, и в буддизме, и в античной философии можно найти много правильных нравственных моментов. Но надо учитывать, что прор. Моисей жил за 600 лет до Будды, и за 900 лет до Аристотеля, за 1800 лет до Магомета.
Ветхий Завет несет на себе явную печать божественного Разума. Его некоторое несовершенство объясняется его назначением: он был предназначен для подготовки людей, вышедших из египетского рабства, к пришествию Спасителя и Новому Завету.
Когда Спаситель пришёл на землю, Он не отменил нравственные Заповеди Ветхого Завета.
. «Не мните, яко приидох разорити закон или пророки. Не приидох разорити, но исполнити» (Мф. 5:17). Он углубил понимание и дополнил нравственную часть Ветхого Завета. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5).
Ко времени пришествия Христа Спасителя духовные учители израильского народа успели исказить правильное понимание Ветхозаветного закона – его стали понимать внешним образом, будто бы для богоугождения достаточно скрупулёзного исполнения его внешних предписаний. Целью пришествия Мессии стали считать могущественное земное царство, всемирное господство еврейского народа, и, прежде всего, освобождение от Римского владычества. Это было главным конфликтом, темой постоянных столкновений Спасителя с книжниками и фарисеями. Христос, придя на землю, восстановил правильное понимание Ветхого Завета. Но при этом Он не отверг, не тронул того нравственного основания, которое уже было заложено Моисеем и другими святыми пророками.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма