logo
нравственное богословие

Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита

(Добротолюбие, т.4, стр.514)

«Скажет, может быть, кто, что ежедневное приятие пищи есть ущерб для совершенства поста. Никак. Ибо если б было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; то пророк Илия не был бы каждодневно питаем вороном в пустыне; то св. Павел Фивейский, прежде божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеб свыше; и сам Антоний Великий предпочел каждодневное вкушение пищи. И мне думается, что это вот по какой причине.

Так как тело наше, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления, то Создатель так и устроил, чтоб оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи и было опять способно к дальнейшему труду, а не измождено и расслаблено, как бывает у тех, кто по два, по три и более дней не принимают пищи. Отчего они ни поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Итак, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных по преданному нам правилу отеческому»