logo
нравственное богословие

Ипостась, персона, личность

Когда говорят о человеке в современном светском обществе, пользуются словами личность, индивидуум, персона. В церковном языке этих слов нет. Мы не встретим их в Евангелии, Псалтири, Минеях. Когда говорят о человеке в церковной среде, говорят о душе (греч. психи), духе (греч. пневма), образе Божьем и ипостаси. Каков же смысл и происхождение всех этих понятий? У греков не было понятия личности, с глубокой древности они пользовались понятиями сущность и ипостась.

Каждый объект в понимании древних греков, состоял из материи и сущности (по-греч. усия). Сущность – это было нечто нематериальное, что придавало материи именно эту форму и свойства. Поясним это на примере части и целого. Ловим бабочку. Бабочка ведь состоит из отдельных частей? И да, и нет. Мысленно разберем ее на части, все лежит перед нами: крылышки, лапки, усики. Берем каждую часть: «Это бабочка?» Нет. То есть, ни в одной из частей, взятых по отдельности, бабочки нет. Наверное, надо собрать все вместе? Сгребли все в одну кучу – все равно не летает. Чего-то не достает! Значит, целое есть не просто совокупность частей. В целом присутствует что-то неуловимое, чего в руки взять нельзя, но оно соединяет, оформляет все части предмета или существа в некое единство. Это «оно» и есть сущность вещи, она невидима, нематериальна и неделима. Одни из философов называли ее сущностью, другие – идеей вещи. В латинском языке этому понятию соответствует слово "субстанция".

Уже в античные времена слово сущность было неоднозначно. Кроме рассмотренного нами понятия «сущность», было еще понятие сущности как реально существующего объекта, будь то неодушевленный предмет, или растение, или животное, или человек. Всякое обособленное единичное существование, которое нельзя было разделить далее без его уничтожения, Аристотель называл первичной сущностью. В понятие первичной сущности входили и индивидуальные свойства объекта. Например, первичной сущностью мог быть стул, но обязательно стул конкретный: с характерными царапинами, сучками, надписями шариковой ручкой. Но кроме стула конкретного существует еще понятие стула вообще, а есть и еще более широкое понятие – мебель. Они относятся к конкретному стулу как вид и род. Аристотель называл виды и роды различных предметов и существ вторичными сущностями. Сущности первичные Аристотель считал более важными, потому что они могут существовать сами по себе, на них можно указать пальцем. Поэтому для их обозначения существовало еще слово «ипостась» (в переводе с греч. - основание, фундамент). В латинском языке его синонимом было слово «индивидуум» (с лат.- неделимый). Виды же и роды самостоятельно, без первичных сущностей, существовать не могут и пальцем на них указать невозможно, потому что это общие понятия, а не конкретные объекты.

Как же появилось на свет понятие «личность»? Современное слово «личность» имеет корни в католическом богословии и в западном гуманизме. В латинском языке есть слово персона. Это слово со времен античности имеет два значения. Первое – маска. Маска театрального актера. Славянские синонимы – личина, харя.

Другое значение термина «персона» – полноправный член общества, человек, обладающий определённым общественным статусом и правами. Образ Божий и душа до 16 века считались обязательной принадлежностью такой персоны.

Когда настала пора христианству выразить догмат Троичности Божества, восточно-христианские богословы для этого избрали термин «Ипостась». Западные же богословы избрали для обозначения Ипостасей Святой Троицы термин «Персона».

В эпоху Возрождения (16-17вв.) на Западе зарождаются учения гуманизма и материализма, которые начинают изучение человека с научных позиций. Естественно, гуманисты и материалисты не могли и не хотели пользоваться понятиями Церкви. В этот период и зарождается понятие индивидуума - свободного человека, важного самого по себе и рассматриваемого вне контекста религиозных отношений, что было важно для гуманизма. Высшим достоинством человека был провозглашен разум в противоположность учению Церкви, считавшую таковыми веру и добродетель.

А что же происходило дальше с термином «персона»? За эпохой Возрождения наступила эпоха Просвещения (18в.), во время которой из понятия персоны были исключены образ Божий и душа как ненаучные. Что же осталось? Что стало из себя представлять новое понятие персоны?

Западный человек с большим трепетом относится к правопорядку, к юридическому взгляду на всякую вещь. В области права человек становится заметен только в том случае, если он входит в отношения с другими людьми. Право не замечает человека, когда он один, когда убеждения человека не проявляются в его действиях, когда внутренние переживания и события, происходящие внутри человека, не касаются других людей. Таким образом, под влиянием юридизма, главным содержанием персоны осталась роль, которую человек играет в общественной жизни, в отношениях с другими людьми. Отсюда знаменитый тезис Маркса: сущность человека есть совокупность его общественных отношений. А внутренний мир человека на Западе стал считаться вторичным явлением, возникающим в процессе отношений между людьми! Так слово персона постепенно приобрело тот смысл, которым сейчас пользуется в психология и общественные науки. Что же дальше? Дальше на Западе рождается идея: если изменить способ взаимоотношений между людьми, тогда появится новая личность, новый человек и новое человечество!

Теперь перенесемся в Россию. Во времена Петра Первого понятие «персона» появилось в русском языке, обозначая важный социальный статус человека. Слово «личность» поначалу, в 17-18 вв., имело иронический и даже оскорбительный смысл как происходившее от слова «личина», маска, и совпадало с изначальным смыслом слова «персона».

Но в первой половине 19 в. русское слово «личность» изменяет свое значение. С проникновением в русское общество идей гуманизма и материализма, оно становится синонимом западной «персоны» времен так называемого Просвещения, и с энтузиазмом подхватывается революционерами. Слово «личность» берут на вооружение Белинский, Герцен, Чернышевский, Некрасов. Весь исторический процесс в России стал рассматриваться как освобождение личности из-под гнета религиозных, общинных и семейных отношений. (Для революционеров было бы странно требовать освобождения души – образа и подобия Божия – от религиозного гнета)

А далее, под воздействием философии, обществоведения, правоведения, психологии понятие «личность» углубляется и развивается, входя в качестве полноправного члена в семью основных терминов Российской культуры.

Понятие личности в христианстве

Когда понятие «личность» прочно вошло в культурную и общественную жизнь, Российское богословие попыталось проложить какие-то мосты к этому понятию, богословски его переосмыслить и поставить себе на службу. Что же такое личность в понимании православного богословия? Это самосознающее «я», наделенное разумом, свободной волей и нравственным чувством.

– Личность способна действовать не по причине, а в соответствии с избранной целью, то есть она свободна.

– Она не содержит в себе материальной природы, она нематериальна и неделима.

– Она стоит выше материальной природы и управляет природой.

Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными личностями, созданными по образу и подобию Божию. Каждый человек, по учению Церкви, является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется (или же, напротив, может деградировать и саморазрушаться).

Понятие «личность», которое всем нам интуитивно ясно, соответствует в сочинениях Отцов понятию «дух».

В катехизисе митр. Филарета, при изложении догмата Троичности, слово Личность (Лицо) использовано как синоним слова Ипостась. Бог един по существу и троичен в Лицах, или Ипостасях.

Параллельно с христианским пониманием личности в обществе широко распространено иное понимание личности, основанное на взглядах материалистических наук – социологии, психологии. Познакомимся и с ними тоже для сравнения.

Индивидуум (с латинского – неделимый) – синоним греческого слова атом. Это единичный представитель человеческого общества. Обычно употребляется в значении «конкретный человек».

Индивидуальность выражает особенности отдельного человека, носящие наследственный или случайный характер.

Личность (согласно психологии) — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся». «Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаём свой характер и становимся личностями», – пишет известный американский социолог. В упрощенном варианте структуру личности (опять же согласно психологии) представляют как: темперамент + характер + социальные установки. Личности присуща способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных целей и принципов.

В социологии личность человека рассматривается как его отношения с другими людьми, поэтому важнейшая характеристика личности в социологии – ее общественная роль.

Несмотря на значительные успехи материалистических наук в изучении человека, все они упорно не хотят замечать в человеческой личности метафизической составляющей – образа Божия.