Исповедь
Со времени Адамова падения все люди – грешники, но существует две разновидности грешников: грешники кающиеся и некающиеся. Между ними очень большая разница. Бог, Который одновременно справедлив и милостив, к одним обращается Своей милостью, а к другим – справедливостью. Что же ожидает любого грешника, если Бог начнет судить его по справедливости? Такой суд обязательно закончится приговором «направить этого злодея в ад для вечных мучений». Эта мысль подтверждается Псалтирью: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс. 129, 3). А кающийся грешник взывает к милости Божией и получает прощение через Таинство исповеди.
Для совершения Таинства исповеди необходимо выполнение некоторых условий, без которых желанная цель – прощение грехов – не будет достигнута. Эти условия:
- Не скрывать грехи сознательно. Если мы не готовы открыть некоторые из своих грехов, лучше отложить Исповедь и Причащение, чем искушать Господа. Чтобы это не стало похоже на визит к врачу странного больного.
Врач говорит: «Раздевайтесь».
– Не буду.
– Ну, не буду – тогда до свиданья.
Или больной начнет врать. Врач спрашивает:
– Что у вас болит? А пациент отвечает:
– Ничего не болит. У меня все прекрасно!
- Следующее необходимое условие. Не оправдываться, не перекладывать вину на других, а обвинять только себя.
- Далее. Иметь сердечное сокрушение, раскаяние в соделанных грехах, как минимум – умственное сожаление. Часто бывает, что люди рассказывают о своих грехах без раскаяния, просто передают информацию. Если священник это почувствует, надо задать вспомогательный вопрос: «А вы раскаиваетесь в этих грехах?»
Иногда человек уже заранее грешит с мыслью: «Согрешу, а потом пойду покаюсь», – зная, как легко получить разрешительную молитву на общей исповеди. Однако получить действительное прощение у Бога в этом случае будет намного труднее.
- У исповедника должно быть намерение исправиться. Не всегда покаявшийся имеет силы исправиться в одночасье, но он обязан вести борьбу с грехом после исповеди. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Часто бывает, что мы согрешаем тем же грехом опять. Но есть большая разница: сделать его под действием непосильного искушения, или совершать его охотно, без сопротивления.
- Необходима вера в прощение исповеданных грехов. Если мы сами не верим, что грехи нам прощаются, то ведём себя ненормально: просим-просим, а когда Бог даёт – отказываемся брать.
Когда священник видит, что эти условия не соблюдаются, он может выправить ход Исповеди дополнительными вопросами, например, такими: «раскаиваетесь ли вы в этих грехах?», «вы собираетесь бороться со своим грехом или нет?», «вы верите, что грехи в Таинстве исповеди прощаются?» Если человек вместо исповеди начинает рассказывать о чем-то другом (болезнях, о знакомых, о работе) – «давайте вернемся к своим грехам, а об этом можно будет поговорить после службы».
Немало таких грехов, к их числу относится осуждение, пустословие, лень, смехотворство, которые приходится исповедовать почти на каждой Исповеди, а между Исповедями вести с ними брань. С годами придут и какие-то успехи, но полной победы над ними, скорее всего, мы не одержим до самой смерти. И вообще видимой святости в земной жизни достигают немногие. А для всех остальных есть ли надежда на спасение? Такая надежда есть. Подобно тому, как воины, погибшие на поле брани, не считаются побежденными и достойны награды, и мы, если боролись до конца и умерли в борьбе с грехом, не лишаемся Царства Небесного.
Исповедь обычно совершается перед Причащением, хотя можно исповедаться и без Причастия. А вот Причащаться без Исповеди мирянам в Русской Православной Церкви не принято, и в этом заключается благо для самих же причастников, так как от недостойного Причащения можно и заболеть, и умереть (1 Кор. 11, 27-30). Священнослужители исповедуются по собственному усмотрению, и, сверх того, обязательно 1 раз в год у епархиального духовника.
Первая в жизни Исповедь для взрослого человека бывает нелегкой. Для такого важного дела нежелательно приходить в большой праздник, когда, по причине множества причастников, священник может уделить каждому всего полминуты.
После первой Исповеди мы обнаружим, что исповедали не все грехи: через некоторое время память выдаст нам забытые. Эти грехи также надо исповедать, и поступать так до тех пор, пока память не очистится от неисповеданных грехов. После этого остается исповедовать только грехи «текущие», хотя еще долгие годы будут возникать в нашей памяти казалось бы давно забытые грехи даже из раннего детства. Хорошо записывать их, чтобы не забывать до ближайшей Исповеди. Они для того нам и вспоминаются, чтобы очистить их покаянием. Со временем мы начнем замечать за собой такое, чего раньше не видели или не понимали, что это грех.
Исповедь – это не беседа на духовные темы, это не рассказ о своей жизни с ее трудностями, неурядицами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с родственниками и соседями, это не испрашивание советов по житейским вопросам, что часто присоединяется к исповеди и мешает ей. Исповедь в храме – это простое перечисление своих грехов с чувством своей виновности в них, сожаления о содеянном, с намерением бороться с грехом и исправиться.
Многие жалуются, что при Исповеди не имеют слез и не испытывают покаянных чувств. Чувства – не в нашей власти, чтобы мы могли вызывать их по собственному желанию. Они – дар Божий, который и подается, когда Богу угодно. От нас же зависит умственное покаяние, вновь повторим: признание себя грешником, сожаление о своих грехах, усилия исправиться, – этим и приходится довольствоваться до времени появления настоящих покаянных чувств.
Бывает, что после исповеди тяжелых грехов не чувствуется облегчения совести. Это указывает на недостаточность покаяния и необходимость понести епитимию. К епитимии нельзя относиться как к расплате за грех. Расплатиться с Богом за согрешение мы никаким способом не сможем, но получаем прощение всегда по милости Божией через покаяние. Епитимия – средство усиления нашего покаяния. Как бы то ни было, епитимия за большие грехи необходима. Самое лучшее, если она будет наложена священником с учетом тяжести греха и возможностей кающегося.
Священник не должен накладывать епитимий непосильных и бессрочных. Непосильную епитимию долго исполнять невозможно, рано или поздно она будет оставлена. При этом из-за смущения совести душа кающегося потерпит вред. Бессрочная епитимии тоже несёт в себе проблему. С наступлением старости или при утрате здоровья она может стать невыполнимой, а изменить или отменить ее может только тот священник, от которого она получена. Где же искать того священника спустя много лет? Найти его бывает зачастую невозможно. В таких случаях приходится обращаться к епископу.
Утешительно то, что за исповеданный грех человек не будет осужден на вечные мучения. Даже в том случае, если грех был смертный, священник не назначил епитимии, а у согрешившего покаяние было недостаточным. Епитимию тогда даст ему Сам Бог, наказав в земной жизни, чтобы помиловать в жизни вечной. Епитимия от Бога часто бывает по виду подобна согрешению: если мы кого-то оскорбили – и нам придется претерпеть оскорбление, если мы обманули – сами станем жертвой обмана, украли – чужая рука посетит и наше имущество. Поэтому существует даже поговорка: «Чем грешим, тем и наказываемся».
В исповедании некоторых грехов есть свои особенности. Например, блудные грехи исповедаются без подробностей: достаточно указать вид греха, число падений, давность совершения, а глубину и искренность своего покаяния доказать несением епитимии и исправлением. Прп. Иоанн Лествичник так пишет об этом: «Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе»1. При исповеди богохульства и сквернословия не надо произносить в храме повторно тех богохульных и непотребных слов, в которых мы раскаиваемся.
Если мы, исповедавшись и ожидая Причащения, вспомним еще один или несколько грехов (не смертных), то не следует возвращаться на исповедь – все равно всех своих грехов мы никогда не вспомним. Надо принять решение исповедать то, что припомнилось, при ближайшей следующей возможности и без смущения причаститься.
Полная исповедь, с детского возраста, нужна, когда мы в первый раз приходим в Церковь. Надо было бы приносить полную исповедь перед Крещением. Если этого по каким-то причинам не произошло, то всё же следует это сделать на первой исповеди или в период воцерковления для спокойствия своей совести.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма