logo
нравственное богословие

Исповедь

Со времени Адамова падения все люди – грешники, но существует две разновидности грешников: грешники кающиеся и некающиеся. Между ними очень большая разница. Бог, Который одновременно справедлив и милостив, к одним обращается Своей милостью, а к другим – справедливостью. Что же ожидает любого грешника, если Бог начнет судить его по справедливости? Такой суд обязательно закончится приговором «направить этого злодея в ад для вечных мучений». Эта мысль подтверждается Псалтирью: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс. 129, 3). А кающийся грешник взывает к милости Божией и получает прощение через Таинство исповеди.

Для совершения Таинства исповеди необходимо выполнение некоторых условий, без которых желанная цель – прощение грехов – не будет достигнута. Эти условия:

- Не скрывать грехи сознательно. Если мы не готовы открыть некоторые из своих грехов, лучше отложить Исповедь и Причащение, чем искушать Господа. Чтобы это не стало похоже на визит к врачу странного больного.

Врач говорит: «Раздевайтесь».

– Не буду.

– Ну, не буду – тогда до свиданья.

Или больной начнет врать. Врач спрашивает:

– Что у вас болит? А пациент отвечает:

– Ничего не болит. У меня все прекрасно!

- Следующее необходимое условие. Не оправдываться, не перекладывать вину на других, а обвинять только себя.

- Далее. Иметь сердечное сокрушение, раскаяние в соделанных грехах, как минимум – умственное сожаление. Часто бывает, что люди рассказывают о своих грехах без раскаяния, просто передают информацию. Если священник это почувствует, надо задать вспомогательный вопрос: «А вы раскаиваетесь в этих грехах?»

Иногда человек уже заранее грешит с мыслью: «Согрешу, а потом пойду покаюсь», – зная, как легко получить разрешительную молитву на общей исповеди. Однако получить действительное прощение у Бога в этом случае будет намного труднее.

- У исповедника должно быть намерение исправиться. Не всегда покаявшийся имеет силы исправиться в одночасье, но он обязан вести борьбу с грехом после исповеди. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Часто бывает, что мы согрешаем тем же грехом опять. Но есть большая разница: сделать его под действием непосильного искушения, или совершать его охотно, без сопротивления.

- Необходима вера в прощение исповеданных грехов. Если мы сами не верим, что грехи нам прощаются, то ведём себя ненормально: просим-просим, а когда Бог даёт – отказываемся брать.

Когда священник видит, что эти условия не соблюдаются, он может выправить ход Исповеди дополнительными вопросами, например, такими: «раскаиваетесь ли вы в этих грехах?», «вы собираетесь бороться со своим грехом или нет?», «вы верите, что грехи в Таинстве исповеди прощаются?» Если человек вместо исповеди начинает рассказывать о чем-то другом (болезнях, о знакомых, о работе) – «давайте вернемся к своим грехам, а об этом можно будет поговорить после службы».

Немало таких грехов, к их числу относится осуждение, пустословие, лень, смехотворство, которые приходится исповедовать почти на каждой Исповеди, а между Исповедями вести с ними брань. С годами придут и какие-то успехи, но полной победы над ними, скорее всего, мы не одержим до самой смерти. И вообще видимой святости в земной жизни достигают немногие. А для всех остальных есть ли надежда на спасение? Такая надежда есть. Подобно тому, как воины, погибшие на поле брани, не считаются побежденными и достойны награды, и мы, если боролись до конца и умерли в борьбе с грехом, не лишаемся Царства Небесного.

Исповедь обычно совершается перед Причащением, хотя можно исповедаться и без Причастия. А вот Причащаться без Исповеди мирянам в Русской Православной Церкви не принято, и в этом заключается благо для самих же причастников, так как от недостойного Причащения можно и заболеть, и умереть (1 Кор. 11, 27-30). Священнослужители исповедуются по собственному усмотрению, и, сверх того, обязательно 1 раз в год у епархиального духовника.

Первая в жизни Исповедь для взрослого человека бывает нелегкой. Для такого важного дела нежелательно приходить в большой праздник, когда, по причине множества причастников, священник может уделить каждому всего полминуты.

После первой Исповеди мы обнаружим, что исповедали не все грехи: через некоторое время память выдаст нам забытые. Эти грехи также надо исповедать, и поступать так до тех пор, пока память не очистится от неисповеданных грехов. После этого остается исповедовать только грехи «текущие», хотя еще долгие годы будут возникать в нашей памяти казалось бы давно забытые грехи даже из раннего детства. Хорошо записывать их, чтобы не забывать до ближайшей Исповеди. Они для того нам и вспоминаются, чтобы очистить их покаянием. Со временем мы начнем замечать за собой такое, чего раньше не видели или не понимали, что это грех.

Исповедь – это не беседа на духовные темы, это не рассказ о своей жизни с ее трудностями, неурядицами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с родственниками и соседями, это не испрашивание советов по житейским вопросам, что часто присоединяется к исповеди и мешает ей. Исповедь в храме – это простое перечисление своих грехов с чувством своей виновности в них, сожаления о содеянном, с намерением бороться с грехом и исправиться.

Многие жалуются, что при Исповеди не имеют слез и не испытывают покаянных чувств. Чувства – не в нашей власти, чтобы мы могли вызывать их по собственному желанию. Они – дар Божий, который и подается, когда Богу угодно. От нас же зависит умственное покаяние, вновь повторим: признание себя грешником, сожаление о своих грехах, усилия исправиться, – этим и приходится довольствоваться до времени появления настоящих покаянных чувств.

Бывает, что после исповеди тяжелых грехов не чувствуется облегчения совести. Это указывает на недостаточность покаяния и необходимость понести епитимию. К епитимии нельзя относиться как к расплате за грех. Расплатиться с Богом за согрешение мы никаким способом не сможем, но получаем прощение всегда по милости Божией через покаяние. Епитимия – средство усиления нашего покаяния. Как бы то ни было, епитимия за большие грехи необходима. Самое лучшее, если она будет наложена священником с учетом тяжести греха и возможностей кающегося.

Священник не должен накладывать епитимий непосильных и бессрочных. Непосильную епитимию долго исполнять невозможно, рано или поздно она будет оставлена. При этом из-за смущения совести душа кающегося потерпит вред. Бессрочная епитимии тоже несёт в себе проблему. С наступлением старости или при утрате здоровья она может стать невыполнимой, а изменить или отменить ее может только тот священник, от которого она получена. Где же искать того священника спустя много лет? Найти его бывает зачастую невозможно. В таких случаях приходится обращаться к епископу.

Утешительно то, что за исповеданный грех человек не будет осужден на вечные мучения. Даже в том случае, если грех был смертный, священник не назначил епитимии, а у согрешившего покаяние было недостаточным. Епитимию тогда даст ему Сам Бог, наказав в земной жизни, чтобы помиловать в жизни вечной. Епитимия от Бога часто бывает по виду подобна согрешению: если мы кого-то оскорбили – и нам придется претерпеть оскорбление, если мы обманули – сами станем жертвой обмана, украли – чужая рука посетит и наше имущество. Поэтому существует даже поговорка: «Чем грешим, тем и наказываемся».

В исповедании некоторых грехов есть свои особенности. Например, блудные грехи исповедаются без подробностей: достаточно указать вид греха, число падений, давность совершения, а глубину и искренность своего покаяния доказать несением епитимии и исправлением. Прп. Иоанн Лествичник так пишет об этом: «Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе»1. При исповеди богохульства и сквернословия не надо произносить в храме повторно тех богохульных и непотребных слов, в которых мы раскаиваемся.

Если мы, исповедавшись и ожидая Причащения, вспомним еще один или несколько грехов (не смертных), то не следует возвращаться на исповедь – все равно всех своих грехов мы никогда не вспомним. Надо принять решение исповедать то, что припомнилось, при ближайшей следующей возможности и без смущения причаститься.

Полная исповедь, с детского возраста, нужна, когда мы в первый раз приходим в Церковь. Надо было бы приносить полную исповедь перед Крещением. Если этого по каким-то причинам не произошло, то всё же следует это сделать на первой исповеди или в период воцерковления для спокойствия своей совести.