logo
нравственное богословие

Приложение о внешней милостыне

Из статьи прот. Владимир Сорокин, Санкт-Петербург.

В нашем храме и вокруг него полно «нищих», которые тянут всё, что слабо охраняется. Вот свежий пример: после крещенских праздников какой-то бомж встал у бака со св.водой в нашем соборе и заявил прихожанам: «Бутылка - сто рублей». И доверчивые православные платили, пока мы мошенника не заметили и не выдворили... Другой вздумал свечками торговать: мол, у него они освященные. А недавно выхожу из метро, смотрю - из родного храма вприпрыжку несётся человек, за ним - наша уборщица. Что за притча? Оказалось, вор стянул со стены икону, перед которой долго «молился»...

- Бывает, нет денег - только на проезд. Даю что есть - хлеб, фрукты, конфеты или консервы. Кто-то берёт и благодарит, кто-то с негодованием отказывается. Им деньги нужны.

На днях иду в храм, девочка, класс шестой-седьмой, стоит, милостыню просит. Спрашиваю: «Почему не в школе?» - «Бабушка болеет, лекарства нужны». Я позвал уборщицу, дал ей тысячу рублей, сказал: «Сходи с девочкой в аптеку, купи что нужно». И что же? До аптеки они не дошли. Девочка потихоньку скрылась. Иные прикидываются паломниками: «Приезжали мощам св.Иоанна Кронштадтского поклониться, а домой вернуться денег нет». И «живут» они непременно очень далеко - в Новосибирске, Владивостоке. Я отправляю с ними своего человека с деньгами на вокзал - купить билеты. И «паломники» по пути исчезают... Да, нужно людям помогать, нужно друг друга тяготы носить, но когда вам откровенно лгут в глаза – извините.

Поэтому я предпочитаю помогать бедным прихожанам, которых хорошо знаю. Кстати, ещё св.апостол Павел советовал христианам Коринфской Церкви установить в храмах постоянный сбор в пользу нуждающихся: «Поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1Кор.16.1,2). А св.Иоанн Златоуст предлагал устроить в храме ковчежец для бедных, чтобы каждый в день воскресный откладывал деньги Господни. И мы в нашем соборе стараемся так делать.

Мне близка китайская пословица: «Если человек голоден - дай ему не рыбу, а удочку». И когда ко мне обращаются за помощью бывшие заключённые или обнищавшие люди, я отправляю их на курсы плотников, столяров... Это ремёсла, дающие надёжный кусок хлеба. Но странные нищие пошли в последнее время: приходят и требуют: «Дайте мне одежду, накормите». Я отвечаю: «Вот тебе лопата - убери снег вокруг храма, а я тебя накормлю в трапезной и за работу ещё заплачу». Не хотят! «Вы, - говорит, - обязаны мне и так помочь, вы же христианин, священник!» Я им тогда из Священного Писания цитирую: «И сказал Господь Бог: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт.3,19), а ап.Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10). Обижаются. Да... люди становятся нахальнее, им все обязаны - государство, Церковь, священник, верующие... Только они никому и ничего не должны. Я это называю «синдром протянутой руки».