Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
Земной шар населяют сотни и тысячи видов живых существ: рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые. И из всех тварей, населяющих землю, один только человек имеет понятие о нравственности. Возможно ли, чтобы собака, например, зимой пригласила кошку погреться в свою будку? А кошка бы предупредила молодого голубка, что надо не только с жадностью клевать крошки, а внимательно смотреть по сторонам? Нет, дорогие, это невозможно. Животные поступают так, как им свойственно поступать по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но даже самые сообразительные из них, как собаки, крысы, вороны, дельфины, обезьяны, не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их действиям нельзя давать этическую оценку. Только человек способен на нравственную оценку своих действий и нравственные поступки: его действия бывают хороши или дурны, добры или злы, нравственны или аморальны. Это всякий человек знает и этим руководствуется. С глубокой древности люди заинтересовались данным явлением и стали размышлять о природе нравственности. В результате об этом появилась целая наука.
Армия, флот, наука, спорт, любая наука, даже церковная жизнь имеют свои специфические понятия и терминологию. И пока новичок не узнает их значение, он часто попадает в смешные ситуации. Нравственное Богословие не является исключением, поэтому и мы начнем с терминов. Итак, термин «этика».
Впервые слово этика встречается в трудах Аристотеля, жившего в 4в. до Р.Х., посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Он образован Аристотелем от греческого слова «этос», обозначавшего привычки, нрав, характер.
Эквивалентом термина «этика» является латинское слово «мораль» (moralitas), которое было употреблено Цицероном при переводе Аристотеля на латинский язык.
В русском языке аналогом древнегреческого слова «этика» и латинского слова «мораль» служит слово «нравственность». Слова «этика», «мораль», «нравственность» – синонимы, поэтому в светских книгах Нравственное Богословие называют также Христианской этикой или Христианской моралью. Но есть словосочетания, когда чувство русского языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них, например: «нравственные принципы», «этика учителя», «мораль сей басни такова».
В современной культурно-языковой традиции под нравственностью понимаются высокие и незыблемые принципы, а под моралью изменчивые бытовые нормы поведения. В этом смысле Заповеди Божии именуются нравственностью, а наставления пенсионера расшалившимся детям – моралью.
Свои понятия о нравственности есть у каждого человека, как верующего, так и неверующего, и они в чем-то различаются. А есть ли общее понимание нравственности, с которым согласны все люди? Оно существует.
Нравственность вообще есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести.
У христиан есть ещё свое особое понимание нравственности.
Христианская Нравственность – это жизнь по закону Божию, или осуществление человеком в своей жизни заповедей Христа Спасителя.
О правильной христианской жизни и должном поведении христианина в повседневности можно встретить самые разнообразные, иногда даже экзотические, суждения. Причем зачастую упускается из виду главное в религиозно-нравственной жизни, а второстепенным вещам придаётся чрезмерно важное значение. На это обратил внимание ещё свт. Василий Великий в IV веке: «Всякий самовластно свои мысли и положения выдает за истинное правило жизни, а укрепившиеся человеческие обычаи и предания сделали то, что одни грехи извиняют, а за другие взыскивают без всякого разбора». Поэтому с первых веков христианства и появилась потребность упорядочить учение о правильной христианской жизни. Итак, наука Нравственное Богословие – систематическое изложение учения о нравственной христианской жизни. А предметом науки Нравственное Богословие является христианская нравственность.
Откуда же Нравственное Богословие берёт необходимые для своего предмета знания? Источники знания:
Эти знания могут быть приобретены из Священного Писания, богослужебных текстов, святоотеческих творений, житий святых, бесед и проповедей, во взаимном общении с христианами и из личного опыта. (Назвать творения Отцов, писавших на эту тему)
Надо обратить внимание, что знание нравственного учения само собою не порождает нравственной жизни. Можно прекрасно знать учение о нравственности, а согласно ему не поступать (у Ленина пятерка по Закону Божию, Сталин – бывший семинарист). Потому Христос Спаситель называет блаженными не тех, которые слушают учение Его, а тех, которые исполняют: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28); «если) это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). Чтобы нравственно жить, необходимо, чтобы к знанию присоединилась воля, решимость, желание. А это уже зависит от самого человека. Вот что Святитель Тихон Задонский говорит о тех ученых богословах, которые ограничиваются исключительно только теоретическим изучением веры и нравственности: «Многие проповедуют веру, поучают, наставляют других и показывают путь ко спасению, но сами не идут по этому пути, подобно столпам, поставленным на пути, которые от города до города указывают путь идущим, но сами стоят неподвижно. Поэтому знание это, исповедание и учение им самим не приносит пользы» (М.2003, свт.Тихон Задонский, т. 4,стр 47).
Почему изучение Н.Б. так важно?
Важность изучения Н.Б.
Оно раскрывает высший смысл и цель жизни человека-христианина, указывает путь, которым должен идти христианин для достижения этой цели.
Проще говоря, Н.Б. отвечает на вопрос, что надо практически делать, чтобы спастись. Рядовая ситуация из Патерика, к старцу приходит инок и спрашивает: «Авва! Как мне спастись?» Старцы обычно давали короткий ответ, важный именно для вопрошающего. Но священник в своей пастырской деятельности является духовным руководителем многих. От него ждут духовного руководства, советов и указаний его прихожане. Священник должен понимать их, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. Поэтому для священника изучение Нравственного Богословия имеет особую важность.
Говоря о человеке, обычно высоко ценят ум, профессию, положение в обществе, житейское благоразумие и мудрость, немало ценится внешняя красота, физическая ловкость и сила. Однако, все эти ценности нравственно нейтральны. Их можно обратить на служение как добру, так и злу. Только в сочетании с доброй нравственностью все человеческие таланты (красота, ум, ученость и прочие) приобретают истинную ценность и достоинство. Все эти способности без доброго внутреннего устроения легко могут быть обращены на зло и самому человеку, и окружающим. (Например, физическая сила у вспыльчивого человека; литературный талант у развращенного; ум и сильная воля у преступника и т.п.).
Нравственное богословие важно в контексте решения новых этических проблем, связанных с быстрым научно-техническим прогрессом. Последний вызвал к жизни много новых вопросов, с которыми раньше Православной Церкви сталкиваться не приходилось. Это, в первую очередь, успехи в области биологических наук. Церковь должна дать ясный, богословски обоснованный ответ на генную инженерию, клонирование, реанимацию, трансплантацию, эвтаназию, контрацепцию, смену пола и проч.
Изучение Нравственного богословия важно также для поддержания нравственных устоев общества. В нравственной сфере берут начало такие общественные проблемы, как распад семьи, нежелание иметь детей, беспризорность, наркомания, пьянство, самоубийства, коррупция. Несмотря на все усилия, решить их законодательными средствами не удаётся, потому что причины этих явлений духовные. И первая из них – падение нравственности. Это начали понимать даже государственные мужи. В обязательное школьное образование с 2010г. решено внести уроки духовной культуры.
С какими же другими науками и разделами знания Нравственное богословие тесно связано?
Нравственное богословие находится в близком отношении к Догматическому богословию. В то же время эти науки самостоятельны, так как каждая из них имеет свой особый предмет, свою область знания. Догматическое богословие учит тому, что Бог сделал для спасения человека, а Нравственное – тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись. Они рассматривают одни и те же вопросы, но с разных сторон. Например:
1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии — как образец для подражания в нравственной жизни.
2) В Догматическом Богословии Дух Святой рассматривается как Ипостась Св. Троицы, а в нравственном Богословии изучается стяжание Св. Духа как цель христианской жизни.
3) Крест в одном случае рассматривается как Жертвенник, на котором Сын Божий принёс жертву за грехи мира, и как Искупительные страдания Спасителя, а в другом – как скорби, которые должен нести христианин для своего спасения.
Догматы и Догматическое богословие представляют собой как бы фундамент или основание, а Нравственное богословие и христианская нравственность – здание, возведенное на этом основании. Так понимают соотношение этих наук отцы и учители Церкви. Например, свт. Кирилл Иерусалимский пишет: «Образ благочестия состоит из двух частей — из благочестивых догматов и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоприятны Богу, и добрые дела без благочестивых догматов не приемлются Богом, ибо что пользы знать о Боге и срамно любодействовать».
С Нравственным богословием тесно связаны: Патрология, Аскетика, Практическое руководство для пастырей, гомилетика. Также Нравственное богословие близко к светской этике.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма