Сребролюбие
«Корень всех зол есть сребролюбие», – говорит Апостол Павел (1Тим. 6,10), потому что от сребролюбия как из корня произрастают воровство, зависть, ненависть, сердечное ожесточение, памятозлобие, иногда и убийства.
В чем эта страсть проявляется? В первую очередь она любит деньги. Но только деньгами она не ограничивается, она готова собирать и копить все вещи, нужные и ненужные: монеты, марки, открытки, книги, картины, антикварные вещицы. Поэтому не будет ошибкой назвать эту страсть также любостяжанием. А страсть к деньгам – частный ее случай.
Вожделенная цель любостяжания – богатство. Сначала человек стремится к достатку и деньгам, чтобы купить на них все необходимое, исполнить свои скромные желания, упрочить положение в обществе. Но по мере того, как страсть овладевает им, разумные цели и пределы стяжания и накопительства исчезают. В жертву обогащению приносится все остальные, даже нравственные, ценности: совесть, честность, добрые отношения с людьми, нередко здоровье. Вместо них появляется бессердечие, обман, расчетливость, скупость, жадность. Выгода и прибыль полагаются в основание всех дел и отношений с людьми. Люди интересуют постольку, поскольку с них можно что-то получить. А если ничего получить нельзя, то такой человек неинтересен. Через сребролюбие в глубине души поселяется новое божество – Мамона, золотой телец, поклонение которому внешне выражается в горячем почитании богатства и денег. Не лишним будет вспомнить здесь и про сребролюбие Иуды, который приворовывал носимые им в ящике деньги, и то, к каким последствиям это привело.
Впрочем, справедливо замечено, что страсть – не в самом богатстве, а в отношении к богатству. Утвержденный в добродетели человек может пользоваться богатством себе во спасение, если употребит его для пользы Отечества, народа и ближнего, чему и в церковной истории, и в истории России можно найти достаточно много примеров. Из канонизированных святых можно назвать прав. Филарета Милостивого, прп. Меланию Римляныню.
Из наших соотечественников, ближайших к нам по времени, пример меценатства показывают: Сергей Перлов, московский чайный торговец, строитель Шамординского монастыря; Иннокентий Сибиряков. Последний, будучи миллионером-золотопромышленником, жертвовал средства на поддержку научных, культурных и образовательных проектов, на монастыри. Наконец, когда ему исполнилось 35 лет, принял монашество и умер в монастыре на Афоне.
Можно вспомнить также Павла Третьякова - известного московского собирателя картин. В течение четверти века он приобретал картины русских художников и, таким образом, составил самую замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.
Кузьма Терентьевич Солдатёнков родился в 1818 году и умер в возрасте 83 лет. Происходил из среды крестьян-старообрядцев. Сумел, благодаря уму и предприимчивости, стать одним из самых богатых людей в России. Ему принадлежали в Москве 16 магазинов, торговавших пряжей. Он был акционером нескольких банков и коммерческих предприятий. Между тем, Кузьма Терентьевич не имел никакого, даже среднего, образования. Как часто бывает с людьми, не получившими образования в детстве, он всю жизнь учился и много читал. Собрал огромную библиотеку и ценнейшее собрание картин. Картины, собранные Солдатёнковым, составили значительную часть Третьяковской галереи. На его деньги, оставленные по завещанию, в Москве было открыто ремесленное училище и построен больничный городок для бедных на 500 коек, всего 15 корпусов, оснащённых самым передовым по тому времени оборудованием. Больница Солдатёнкова существует и сейчас под именем доктора Боткина. Он также построил в Москве богадельню и жертвовал большие суммы на разную благотворительность: поддержку неимущих студентов, выкуп неплатёжеспособных должников, на призрение душевнобольных. Все сделанное этим человеком трудно перечислить.
И в наше время находятся люди, которые помогают храмам, монастырям и даже целым епархиям во славу Божию, и в то же время не желают, чтобы их имена становились известными.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма