logo
нравственное богословие

Сребролюбие

«Корень всех зол есть сребролюбие», – говорит Апостол Павел (1Тим. 6,10), потому что от сребролюбия как из корня произрастают воровство, зависть, ненависть, сердечное ожесточение, памятозлобие, иногда и убийства.

В чем эта страсть проявляется? В первую очередь она любит деньги. Но только деньгами она не ограничивается, она готова собирать и копить все вещи, нужные и ненужные: монеты, марки, открытки, книги, картины, антикварные вещицы. Поэтому не будет ошибкой назвать эту страсть также любостяжанием. А страсть к деньгам – частный ее случай.

Вожделенная цель любостяжания – богатство. Сначала человек стремится к достатку и деньгам, чтобы купить на них все необходимое, исполнить свои скромные желания, упрочить положение в обществе. Но по мере того, как страсть овладевает им, разумные цели и пределы стяжания и накопительства исчезают. В жертву обогащению приносится все остальные, даже нравственные, ценности: совесть, честность, добрые отношения с людьми, нередко здоровье. Вместо них появляется бессердечие, обман, расчетливость, скупость, жадность. Выгода и прибыль полагаются в основание всех дел и отношений с людьми. Люди интересуют постольку, поскольку с них можно что-то получить. А если ничего получить нельзя, то такой человек неинтересен. Через сребролюбие в глубине души поселяется новое божество – Мамона, золотой телец, поклонение которому внешне выражается в горячем почитании богатства и денег. Не лишним будет вспомнить здесь и про сребролюбие Иуды, который приворовывал носимые им в ящике деньги, и то, к каким последствиям это привело.

Впрочем, справедливо замечено, что страсть – не в самом богатстве, а в отношении к богатству. Утвержденный в добродетели человек может пользоваться богатством себе во спасение, если употребит его для пользы Отечества, народа и ближнего, чему и в церковной истории, и в истории России можно найти достаточно много примеров. Из канонизированных святых можно назвать прав. Филарета Милостивого, прп. Меланию Римляныню.

Из наших соотечественников, ближайших к нам по времени, пример меценатства показывают: Сергей Перлов, московский чайный торговец, строитель Шамординского монастыря; Иннокентий Сибиряков. Последний, будучи миллионером-золотопромышленником, жертвовал средства на поддержку научных, культурных и образовательных проектов, на монастыри. Наконец, когда ему исполнилось 35 лет, принял монашество и умер в монастыре на Афоне.

Можно вспомнить также Павла Третьякова - известного московского собирателя картин. В течение четверти века он приобретал картины русских художников и, таким образом, составил самую замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.

Кузьма Терентьевич Солдатёнков родился в 1818 году и умер в возрасте 83 лет. Происходил из среды крестьян-старообрядцев. Сумел, благодаря уму и предприимчивости, стать одним из самых богатых людей в России. Ему принадлежали в Москве 16 магазинов, торговавших пряжей. Он был акционером нескольких банков и коммерческих предприятий. Между тем, Кузьма Терентьевич не имел никакого, даже среднего, образования. Как часто бывает с людьми, не получившими образования в детстве, он всю жизнь учился и много читал. Собрал огромную библиотеку и ценнейшее собрание картин. Картины, собранные Солдатёнковым, составили значительную часть Третьяковской галереи. На его деньги, оставленные по завещанию, в Москве было открыто ремесленное училище и построен больничный городок для бедных на 500 коек, всего 15 корпусов, оснащённых самым передовым по тому времени оборудованием. Больница Солдатёнкова существует и сейчас под именем доктора Боткина. Он также построил в Москве богадельню и жертвовал большие суммы на разную благотворительность: поддержку неимущих студентов, выкуп неплатёжеспособных должников, на призрение душевнобольных. Все сделанное этим человеком трудно перечислить.

И в наше время находятся люди, которые помогают храмам, монастырям и даже целым епархиям во славу Божию, и в то же время не желают, чтобы их имена становились известными.