logo
нравственное богословие

Любовь естественная

Перед нами всем знакомое с детства слово «любить». Казалось бы, какие могут быть тут сложности? Однако они есть. Я люблю вкусно поесть, я люблю модно одеться, я люблю играть в настольный теннис, музыку люблю послушать, фигурное катание люблю смотреть по телевизору. У актрисы умерла любимая собачка. Можно ли это назвать любовью в настоящем смысле? Конечно, нет! В таких случаях слово «любить» можно без ущерба для смысла заменить словом «нравиться».

У одного восточного учителя был ученик. Однажды он сидел за столом и с жадностью поедал рыбное блюдо. Вошел учитель и с укором стал глядеть на своего воспитанника. Ученику стало стыдно, что он при учителе с таким аппетитом и алчностью поедал рыбу, и, желая оправдаться, он сказал: «Господин мой, ничего не могу поделать – люблю рыбу». И тогда уже учитель набросился на него: «Ты любишь рыбу? Если бы ты любил ее, ты бы построил ей бассейн, положил на дно разноцветные камушки, посадил бы растения, чтобы ей было хорошо! А ты любишь только вкус рыбы у себя на языке!»

И люди подчас не осознают, что любят не самого человека, а свои приятные ощущения, связанные с ним. И когда эти ощущения проходят – к примеру, человек стареет, заболевает и перестает их радовать, – они теряют к нему интерес.

Какая же любовь по-настоящему достойна называться этим словом?

Любовь это высочайшее из всех чувств. На него способны только существа, носящие образ Божий. Любви присущи такие качества, как избирательность, влечение, симпатия, желание блага, готовность к жертве, привязанность, верность, иногда жалость, иногда благоговение, ожидание взаимности. И объект должен быть достойным такой любви. Им может быть человек, общество людей (семья, народ, отечество), Божество или обитатели божественного мира. И странно, конечно же, видеть в таком качестве кота, рыбок, комнатное растение. Куда отнести любовь к красоте (музыке, живописи, словесности), к природе, к знаниям? Достойные ли это предметы для любви? Ведь некоторые люди посвящают им всю свою земную жизнь. Возможно, ответ в том, что любовь имеет свойство распространяться на все, что связано с возлюбленным, что о нем напоминает. Так, любящий Творца, любит и Его творение, красоту и мудрость мироздания, и старается их познавать и к ним приобщаться. Если та же кошка, рыбки, герань принадлежат любимому человеку или напоминают о нем – тогда нежное отношение к ним можно понять.

Различают еще любовь нисходящую, которая проявляется в заботе, попечении, защите, доставлении благ. Она намного больше дает, чем получает в ответ (матери к детям, учителя к ученикам, мужа к жене). И любовь восходящую, которая больше получает, и которая выражается в почитании, благоговении, благодарности, послушании (человека к Богу, маленьких детей к родителям). Правда, в жизни люди время от времени меняются местами (престарелые родители – со своими повзрослевшими детьми, заболевший муж – с женой), получая бесценный опыт и той, и другой любви.

Любовь – одна из фундаментальных тем в мировой культуре и искусстве. Анализ ее как явления восходит к древнейшим философским системам и литературным памятникам из известных людям. Однако будучи даром Божиим и царицей чувств, любовь в своей полноте не вмещается в ни в мудрейшие философские определения, ни в научные классификации, ни в талантливейшие художественные описания.

Человеческая любовь многогранна в своих проявлениях. Когда речь идет о высоких чувствах, греческая культура различает любовь дружескую (филия), родственную(сторги), почитательную (агапи) и эрос – любовь телесную, впрочем, очень горячую, временами доходящую до затмения рассудка. Каждое из этих чувств имеет свои особенные качества, поэтому в греческом языке называется по-своему. В славянском же и русском языке они все обозначаются одним словом «любовь», что и порождает многие недоумения. Какой любовью любить врагов своих? Дружеской, или, может быть, родственной? Наше внутреннее чувство противится этому. Разве что «агапи» в смысле уважения может быть в данном случае еще как-то приемлемо.

Между видами любви не всегда можно провести резкие границы: например в любви супружеской присутствует 2 начала: и родственное, и телесное. У любви до брака бывает ещё и идеальная составляющая, которая особенно сильна в русской культуре. Идеальная, или романтическая, составляющая облагораживает эрос, дает вдохновение и силы преодолеть все трудности, создать семью и потом поддерживать ее.

А какой любовью будет правильно любить Бога? Ни один из видов естественной любви человека в его падшем состоянии не подходит для богоугождения, разве что частично: что-то от любви детей к родителям, что-то от уважения учеников к учителю. Страстная любовь, эрос, для богоугождения совсем не пригодна. Бога нельзя любить такой любовью, которая описывается в романах. Почему? Она сопровождается кипением страстей, стремится к эгоистичному обладанию, готова для этого на преступление, обман, убийство и самоубийство. Она сопровождается ревностью и ненавистью к соперникам. В бессмертной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» все действие происходит в течение 5 дней. За это время происходит 2 убийства и 2 самоубийства. Однако в миру именно такая любовь окружена особым вниманием и почетом: без «романтической» линии не обходится ни одно большое художественное произведение, будь то поэзия, проза, музыкальный альбом или многосерийный фильм. Вспомним хотя бы Онегина и Татьяну, Отелло и Дездемону, Анну Каренину и Вронского, Гамлета и Офелию.

Страстная любовь очень часто является лишь эмоциональным ответом на внешнюю привлекательность, на неосознанные внутренние влечения, поэтому ей свойственно непостоянство. Она может неожиданно вспыхнуть вопреки всякому здравому смыслу (есть даже поговорка «любовь зла, полюбишь и козла»). Она может неожиданно перемениться на свою противоположность, как, опять-таки, говорит известная поговорка «от любви до ненависти всего один шаг». Она может вдруг улетучиться. Сегодня я люблю, завтра я уже не хочу её видеть. А послезавтра встретил кого-то, кто мне понравился больше – вот и вся любовь. И это звучало бы дико, если бы мы не видели в нашей современной жизни множество тому примеров.

Трудно не согласиться, что для богоугождения такие чувства мало подходят. Посмотрим на что-нибудь более спокойное и постоянное, например, на любовь родителей к детям. Что обычно желают родители для своих детей? Чтобы они угодили Богу, попали в Царство Небесное? Нет, обыкновенно они желают своим детям земного счастья: чтобы они были здоровы, сыты, тепло одеты, не плакали, не перенапрягались лишний раз, хорошо устроились в жизни. А подвиги их детей для спасения души, особенно связанные с постом, с самопожертвованием, стремлением к монашеству, у родителей большого восторга не вызывают. К примеру, в житии прп. Феодосия Печерского рассказывается, что мать била его за ношение вериг, за раздачу одежды нищим, за попытку уйти в паломничество по св. местам, за печение просфор. Доходило до того, что она, повалив его на землю, в гневе попирала ногами. И в тоже время настолько любила, что не могла без него жить. Когда преподобный ушёл в монастырь, и мать поступила в монастырь неподалёку, чтобы видеть его хотя бы изредка.

Тем не менее, совсем уничижать естественную любовь не стоит: несмотря на все недостатки, без неё ни отдельный человек, ни семья, ни общество в целом существовать не могут. Естественная любовь это то, что сохранилось в людях (даже не верующих) от правильной любви, заложенной Богом в человеческую природу при сотворении. Любовь родственная, дружеская, уважительная, хотя и не считаются благодатными, однако же, они – самые светлые стороны земной жизни любого человека. Человек, не любящий родителей, детей, не способный к дружбе, не имеющий уважения к старшим, к учителям, никогда не сможет достичь и благодатной любви.

Рассматривая любовь естественную, особенное внимание надо обратить на любовь почитательную. Из всех видов естественной любви почитательная любовь ближе всех стоит к любви духовной. Почитание родителей и старших охраняется Законом Божиим с Ветхозаветных времён. В греческом языке понятия «уважать», «ценить», «почитать» обозначаются словом «агапи». Именно оно употребляется в Евангелии, когда речь идет о любви к Богу, о любви к ближнему и о любви к врагам ради Заповеди Божией. Трапезы древних христиан, во время которых совершалась и Евхаристия, назывались агапами. Затем, когда Евхаристия стала отдельным священнодействием, агапами стали называть благотворительные трапезы для бедных.

Итак, чтобы быть учеником Христа, одной естественной любви не достаточно. Бог ждёт от нас большего, чем естественная человеческая любовь. Послушаем об этом святителя Игнатия:

«Некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Любовь к Богу есть дар Божий. Она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа. Напротив того та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, всё существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью. Безплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет ещё благоволения Божия обитать в человеке. Хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтобы обитал в нем Бог. Но этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении (свт.Игнатий, т.2, стр52-53).

Единый истинный признак достижения любви есть явное присутствие в нас Святого Духа. Тот, кто не соделался храмом Святого Духа, да не льстит себе, да не обманывает себя: он не может быть обителью любви, он чужд ея. Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святый Дух, в том является Его свойство – любовь (свт.Игнавтий, т.2, стр55).

Таким образом, мы под разными углами рассмотрели естественную любовь, её виды. Мы отметили, что эта любовь повреждена грехом, и с Богом естественная любовь соединить человека не может. Человека соединяет с Богом благодатная любовь, которая является даром Божиим.