logo
нравственное богословие

Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.

Благо —философское понятие, обозначающее положительную ценность.

Существенное свойство благ состоит в том, что они удовлетворяют различные человеческие потребности, с ними связаны интересы, цели и устремления людей.

Различают блага:

материальные. Примеры материальных благ: одежда, продукты, жилье, орудия труда, средства передвижения и т. п.,

нематериальные – знания, достижения человеческой культуры, законодательство, детские игры, профессиональные навыки и т. п.

Некоторые блага сочетают в себе материальную и нематериальную ценность. Примером такого соединения может выступать икона, книга, фильм, семья, наконец, сам человек.

Благо может быть относительным. Что для одной группы людей благо, может оказаться вредным для другой. Общеизвестна поговорка: «что для русского здорово – для немца смерть». Приведем несколько примеров: баня с парилкой и березовым веником для сердечников, шуба для африканцев, китайский деликатес – маринованные жабы – для русских; костыли, инвалидная коляска для здоровых людей, молитвослов для атеистов, прививка от гриппа для покойников, и т.д.

Благо может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает потребностям и запросам отдельной личности (бочка Диогена, обувь 50 размера, вериги весом 40 кг).

С конца 19 в. понятие блага вытесняется понятием ценности. Еще один синоним слова благо – добро.«…сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» (Лк. 12:18). Итак, слова благо, ценность и добро употребляются как синонимы, кроме тех случаев, когда речь идёт о метафизическом смысле добра. Например, в словосочетании «добро и зло».

Многие блага, которых мы добиваемся, желанны нам не сами по себе, а ради чего-то еще - например, люди учатся, чтобы приобрести профессию. Однако приобретение профессии не является пределом желаний – люди учатся ремеслу, чтобы зарабатывать деньги. Но и деньги они зарабатывают не ради самих денег: деньги нужны затем, чтобы покупать на них товары и услуги. Но являются ли товары и услуги завершающим звеном этой цепочки? Реклама пытается создать впечатление, что это так, и склоняет нас к тому, чтобы мы посвятили жизнь процессу зарабатывания и траты денег. Но новый компьютер, престижный автомобиль или даже яхта – это явно не конечные блага, и довольно трудно представить себе человека, на смертном одре сокрушающегося о том, что он чего-то ещё не купил. Поэтому закономерно возникает вопрос: «Какое же благо самое важное из всех, самое большое, самое высшее?»

Термин «Высшее благо» был введен Аристотелем. Аристотель в своем знаменитом труде «Никомахова этика», рассуждая о том, что многие цели носят промежуточный, подчиненный характер, говорит, что должна существовать и некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее. Эту цель философ называет «высшим благом». Таким благом Аристотель считал счастье, блаженство. Древнегреческое слово счастье  – «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon —божество) означало дар богов. Сложность состоит в том, что понимание счастья различно у разных людей.Аристотельопределил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетельную жизнь он считал путем к счастью и его обязательным условием. В философии эпикурейства счастье отождествлялось судовольствиямии отсутствием страданий.

А как понимают счастье окружающие нас люди, которые не претендуют на звание философов? Вот несколько ответов на этот вопрос из форумов:

– Это эмоциональное состояние, при котором человекдоволен жизнью.

– Счастье — это чувства радости и любви.

– Счастье — это внутреннее чувство, когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно стремишься.

Иногда слово «счастье» используется также как синоним слов удача, везение, успех.

Однако счастье в таком понимании несовершенно, потому что в жизни прежние мечты, желания, цели сменяются новыми, а чувство радости от их достижения бывает непродолжительной.

С какими ценностями связывают люди достижение своего счастья в реальной современной бытовой жизни? Обычно это материальное благополучие, выражающееся в благоустроенной квартире, престижной машине, солидной зарплате; не последнее место занимает здоровье, удовольствия от спорта, игр, путешествий, увеселений. Иногда счастье – это хорошо жить и ничего не делать. Родить сына, самому построить дом и посадить дерево – это уже выступает из общего ряда и выглядит мудростью.

А что может быть высшим благом кроме счастья, есть какие-то альтернативы? Иные философы Высшим благом считали не счастье, а общественную пользу, социальную справедливость, гармонию с природой, самого человека.

Мы сейчас оказались в обществе, где важнейшим показателем считается качество жизни, понимаемое как уровень потребления. Как следствие этого, некоторые люди, и таких немало, высшим благом начинают считать деньги. Деньги становятся выше морали (порнография, мошенничество), выше человеческой жизни (грабежи, торговля человеческими органами), порою они становятся выше тысяч и миллионов человеческих жизней (торговля поддельными лекарствами, наркоторговля).

Между тем, вопрос о высшем благе немаловажный, с его пониманием неразрывно связаны цель и смысл человеческой жизни. Люди, не нашедшие достойный ответ на вопрос «зачем я живу?» бывают угрюмы и несчастны, и нередко кончают жизнь самоубийством. Что же является высшим благом для христианина? Высшим благом для христианина является Сам Бог. Опираясь на такое понимание высшего блага, можно ответить на следующие вопросы: «Какова цель и какой смысл человеческой жизни в христианском понимании?»

Разные духовные писатели целью христианской жизни называют: восстановление утраченного Адамом Богообщения, стяжание Святого Духа, достижение Царства Небесного, спасение души. Одна девочка сказала просто: «Моя цель попасть в Рай». По существу это одно и то же, только сказано разными словами. В достижении этой цели состоит смысл христианской жизни. Каковы же главные направления деятельности, исходящие из смысла христианской жизни?

Человек – существо бессмертное. Поэтому земная жизнь для человека – подготовка к жизни загробной, вечной. Это некое подобие школы, в которой он должен научиться любить Бога и ближнего. Сразу после смерти, на мытарствах, он сдает экзамен, по результатам которого определяется загробная участь.

Для всякой твари условием счастья является исполнение предназначения, вложенного в неё Творцом. Человек создан по образу и по подобию Божию, значит его предназначение в земной жизни – богоуподобление и духовное совершенствование. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Если он живет в соответствии со своим предназначением, данным ему от Бога, бывает счастлив в земной жизни, и будет счастлив в будущей.

А все остальные духовные делания: посещение храма, участие в Таинствах, чтение Священного Писания, добрые дела, борьба с грехом – это тоже средства для достижения главной цели, важные, необходимые, но средства, считать их самодостаточными было бы ошибочно.

В земной жизни есть парадокс. Человек хочет счастья себе самому, и старается жить для себя, боится себя в чем-то обделить, чего-то лишиться. Это самая большая ошибка в наше время – стремление жить для себя и за счет других. Но, как проверено бесчисленными опытами, это не приносит счастья. Счастлив, насколько возможно в этой жизни, бывает тот, кто научился жить для Бога и ближнего.