logo
нравственное богословие

Надежда

Надежда – вторая богословская добродетель. Подобно вере, надежда имеет две разновидности. Она существует как в бытовом варианте, так и в качестве христианской добродетели. Сначала о первом.

Без надежды невозможно прожить на земле даже неверующему человеку. Крестьянин сеет с надеждой на урожай – иначе он не будет пахать и сеять. Сын гор везёт на рынок арбузы и мандарины с надеждой на барыши – иначе он не станет торговать. Мореплаватель надеется, что плавание будет благополучным и его корабль не будет захвачен пиратами. И подобным образом надежда на счастливое окончание является душой и двигателем всей земной человеческой деятельности. О такой надежде говорит Ап. Павел в послании к Коринфянам: «Ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое» (1Кор.9:10).

Даже пережив крушение своей надежды, человек снова и снова обращается к ней, потому что ничем другим её заменить нельзя. С ней легче переносить трудности. В безвыходных положениях человек держится за неё до самой смерти. Есть даже поговорка «надежда умирает последней». Обычно людей, которые не расстаются с надеждой, называют оптимистами. Надежда придает человеку силы, решимость, энергию.

Надежда всегда направлена на то, что человек считает хорошим и желанным. Никто, например, не скажет «надеюсь, что у меня будет рак» или «надеюсь, что я попаду в геенну». Есть и ещё одно свойство, которое всегда соединяется с надеждой. О ней всегда говорится как о чём-то возможном и реальном. Человек в здравом уме не скажет: «Надеюсь, что я проживу до 300 лет».

Христианская надежда выполняет ту же роль в духовной жизни, какую мирская надежда имеет в мирской жизни. Она придает христианину оптимизм, силы, решимость. Но между ними есть и существенные различия. Мирская надежда всегда имеет дело с ходом событий, который неизвестно чем завершится, а человек жаждет его благополучного окончания. В мирской жизни надежды не всегда сбываются. Про надежду мирского человека будет правильно сказать: «может быть, это исполнится, а может быть, и не исполнится». Это нечто неверное, колеблющееся, на что нельзя полностью, на сто процентов, положиться.

Христианская надежда имеет другие свойства. Она основывается на непреложном слове Божием, на Божественном Откровении, обетованиях. Невозможно, чтобы Бог солгал (Евр. 6:18), всё, что Он сказал, неременно сбудется. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»(Матф.24:35). Апостолы в посланиях многократно увещевают нас иметь надежду на Бога, не сомневаться в обетованиях Божиих, держаться за них как за надёжный якорь. И если человек всё же сомневается в слове Божием, то это уже проблемы самого человека. Христианскую надежду можно определить как ожидание исполнения обетований Божиих. На что же именно надеется христианин, что ему обещано Богом?

Главным предметом христианских надежд является спасение, вечная жизнь. У детей Божиих будет замечательное место для вечной жизни, оно называется Царство Небесное, где не будет греха и смерти. Исполнятся эти чаяния после второго пришествия Христова и воскресения мертвых. И всё это произойдет через Господа Иисуса, поэтому Апостол Павел называет также и Его нашей надеждой. «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа надежды нашей» (1 Тим. 1:1).

Христианския вера и надежда – близкие понятия, сразу даже трудно объяснить их различие. В чём же оно состоит?

Вера обращена на прошлое и на настоящее. А надежда всегда имеет дело с будущим, с тем, что лежит впереди. Она простирается за гроб, за могилу, в вечность. Поэтому можно сказать, что христианская надежда – это вера, обращенная в будущее. Апостол в послании к Римлянам (8:24,25) говорит: «Надежда, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся – того, чего не видим, (и) тогда ожидаем в терпении». Верой мы как бы одной рукой удерживаем все сейчас потребное для жизни и благочестия, а надеждой, как второй рукой, держимся за будущие блага.

И, наконец, приведем определение надежды из катехизиса свт. Филарета: «Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство».

Приведем также, как упражнение для ума, определение надежды из современного философского словаря. «Надежда – общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данноесостояние в качествеценности. В европейской культуре традиционно входит вчислонаиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию, фундирует в западномменталитетеустановку на фундаментальный мировоззренческийоптимизм».

Славянские синонимы слова «надежда» – «упование», «чаяние». Посмотрим на Символ веры: когда говорится о будущих событиях, воскресении мертвых и жизни будущего века, употребляется слово не «верую», а «чаю».

Кроме того, существует надежда, которая занимает как бы среднее положение между надеждой мирских людей и надеждой христианина на исполнение обетований Божиих. Так в земной жизни каждый верующий человек обращается с молитвой к Господу, Богородице и св. угодникам. И он надеется, что его молитвы будут услышаны.

Слово Божие решительно не советует надеяться на обычных людей, какой бы высокий пост они не занимали: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения»(Пс.145:3). Так же на свои собственные силы: «без Меня не можете творить ничего» (Иоан.15:5), на богатство (евангельская притча об обильном урожае, вместительных житницах и внезапной смерти их обладателя). Хотя мы, конечно, пока живы, по немощи человеческой не перестанем в какой-то мере надеяться и на собственные силы и способности, и «на князи, на сыны человеческия», и на деньги, но эти надежды – мирские и имеют неприятное свойство всех мирских надежд: иногда исполняться, иногда нет. В конечном счете, их исполнение или неисполнение зависит от воли Божией. Поэтому у верующего человека, если они исполнились – слава Тебе Господи, а не исполнились – да будет воля Божия.

Христианская надежда доступна только тому, кто уже верует в Бога, в Священное Писание, поэтому Ап. Павел, перечисляя богословские добродетели («вера, надежда, любовь»), ставит её на втором месте.