Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Пятая заповедь говорит о том, что желающие блаженства должны быть милостивы. «Различен образ милования и широка заповедь сия», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Оказание милостыни ближнему является нашим христианским долгом по заповеди, но не только. Это есть ещё и обязательное условие духовного совершенствования. Но и это не всё. Милостыня ещё неразрывно связана с любовью к ближнему. Она есть и путь к любви к ближнему, и одновременно выражение этой любви.
Как вы помните, человек состоит из тела, души и духа. Каждой из этих сторон человеческого естества мы можем оказать свою милость, соответственно она бывает трёх видов: телесная, душевная и духовная.
Что мы можем сделать для тела? Основные виды телесной милостыни указаны в Евангелии: голодного напитать, жаждущего напоить, имеющего недостаток в необходимой одежде – одеть, принять странника, больного посетить, также и в темнице находящегося (особенно, когда люди попадают туда несправедливо). Вдвойне ценно, если милостыня оказана настоящему христианину, в таком случае она считается сделанной для самого Господа.
При всех достоинствах, означенная добродетель требует рассудительности. При милостыне опасно тщеславие. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою», – предупреждает нас Евангелие (Матф.6:2). Но есть и другие сложности помимо тщеславия.
Внешняя милостыня предназначена для обеспечения необходимых телесных потребностей человека, а вовсе не для удовлетворения его греховных страстей и прихотей, как пишет апостол Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6, 8). Лучше пусть деньги останутся в кармане, когда мы точно знаем, что они будут использованы на грех, например, на пьянство или наркотики. Не надо занимать в долг, чтобы подать милостыню.
Если перед нами нищие, опытные духовники советуют подавать не самым назойливым, а, напротив, тем, которые ведут себя скромно, по которым видно, что они случайно оказались в затруднительном положении.
Кому же благотворить в первую очередь? Вспомним, какие приоритеты имеются по этому вопросу в Священном Писании.
«Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галат.6, 10).
«Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1Тим. 5, 8).
«Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах.12, 1-2).
Поэтому в первую очередь мы должны подавать руку помощи православным, в особенности благочестивым из них; прихожанам своего храма, попавшим в трудное положение; своим домашним, родственникам. В то же время притча о самарянине показывает, что совсем лишать своего милосердия никого не следует.
В подаянии вещественной милостыни есть два момента. Один – приятный, когда мы не отказываем, даем, помогаем, другой – не очень приятный, когда приходится чем-то для этого жертвовать. Поэтому люди нередко пытаются разделить их: приятное сделать самим, а неприятное переложить на другого, то есть сделать добро за чужой счет. Дать нравственную оценку такой милостыни так же не просто, как поступку неправедного управителя из известной евангельской притчи (Лк. 16, 1-8).
В Евангелии есть такие слова: «Всякому, просящему у тебя, давай» (Лк.6, 30). Как относиться к ним? Если ребенок просит пистолет или пузырек с ядом, надо ли ему дать? Обязаны ли мы отдать случайному просителю квартиру, в которой мы живем, своего ребенка, почку для пересадки и так далее? Надо признать, что слово «всякий» имеет ограниченный смысл. Когда речь идет о милостыне, то имеется ввиду самое необходимое для жизни. В этом случае слово «всякому» означает разный возраст, пол, социальное положение.
Сказанное здесь о внешней милостыне не является, конечно, вершиной этой добродетели, а первой ступенькой применительно к современным условиям. Утвердившись на ней, можно идти и дальше, совершать отдельные поступки более высокого уровня самопожертвования, когда обстоятельства и нравственное чувство того требуют. Если же говорить о высших степенях этой добродетели, то можно помянуть жития св. отцов: Филарета Милостивого, Иоанна Милостивого патриарха Александрийского, Павлина Милостивого и других.
Как уже отмечено выше, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная. Помочь человеку душевно или духовно – дело не менее важное, чем материальная поддержка.
Дела душевной милостыни: ободрить человека, когда он находится в печали, болезни или в трудной жизненной ситуации, выслушать со вниманием, выразить сочувствие, побыть рядом если ему нужно, успокоить, дать полезный совет, поделиться знаниями, предупредить об опасности. Люди часто не понимают важности всего этого, не ценят, считают это как бы естественным. Но когда человек этого нигде не находит, ему становится очень плохо. Хотя надо заметить, что в последнее время и в миру к душе стали относиться внимательнее. В армии вводится военное духовенство. При спортивных командах появился специальный человек для психологической поддержки. В организациях устраиваются комнаты психологической разгрузки, стараются, чтобы в коллективе была добрая атмосфера. Добрая атмосфера дорога и на приходе, и в монастыре, и в семинарии.
Что же относится к духовной милостыне? Дела духовной милостыни – помочь ближнему в том, что касается Бога и спасения: помолиться за него, потерпеть его немощи и простить ради Заповеди Христовой, научить его истинам веры, помочь креститься, исповедаться, причаститься, разобраться в духовных вопросах, устоять перед искушением, заблудшего – вернуть на путь спасения.
Для того, чтобы давать душевную и духовную милостыню ближним, мало одного благого желания. Необходимо сначала самому приобрести духовное богатство, чтобы было, чем поделиться, что, в свою очередь, требует немалого труда и времени.
Господь обещает милостивым, что они сами будут помилованы.
Здесь подразумевается помилование на Суде Божием от вечного осуждения за грехи. Но и здесь, на земле, Бог помогает таким людям в трудную минуту.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма