logo
нравственное богословие

Гордость

Гордость – начальница всех страстей, которая питает и поддерживает прочие страсти, являясь их корнем и прочным фундаментом. Именно гордость послужила причиной падения херувима. Гордость в самой своей основе есть самообожествление. Самообожествлением согрешил сатана, этой приманкой он прельстил Адама и Еву: «Будете как боги». Вместе со своими прародителями этой страстью прельщены и все их потомки: некоторые древние правители (Навуходоносор, Ирод, римские императоры), не встречая никаких преград своей гордыне, открыто требовали воздавать себе божественные почести. Некоторые мистические учения Востока пытаются подвести под самообожествление вероучительную базу: они считают человека единосущным с Богом и пытаются раскрыть в себе Божество, слиться с ним в единое целое, многократно повторяя мантру: «Я – Атман, я – Брахман». Развивая в себе высшую степень гордости - самообожествление, они отыскали почти самый короткий путь к общению с падшими духами (самый короткий нашли распявшие Сына Божия). Наша обыденная гордость ведет себя поскромнее, она редко доходит до самообожествления, а довольствуется чувством собственной значимости и превозношением над ближними.

В христианстве вопрос приобщения человека к Божественной Жизни решается иначе: не через самообожествление, а через Сына Божия Иисуса Христа. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12). Называя Бога своим Отцом, христианин в то же время продолжает считать себя творением Божиим, поэтому ему чуждо самообожествление.

Гордость, как никакая другая страсть, многообразна в своих проявлениях. Первыми порождениями от нее бывают эгоизм, болезненное самолюбие, высокая самооценка. Скажем немного о каждой из них.

Эгоизмпредпочтение своих личных интересов интересам всех других. Эгоист зациклен на себе. Ему не интересен другой, не интересен его внутренний мир и уж тем более его проблемы. Главное — собственный комфорт и удовольствие. Крайняя форма эгоизма – эгоцентризм. Это ощущение себя центром вселенной и всех происходящих событий, центром, вокруг которого все должно вращаться и служить ему. Такому мировоззрению свойственно восприятие своей точки зрения как единственной правильной и нежелание учитывать взгляды и интересы других людей. Для гордого человека умертвить свой эгоизм – все равно, что погубить свою душу. Противоположностью эгоизма является альтруизм - это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Альтруизм – термин светской этики и психологии, у св. отцов ему соответствует любовь к ближнему.

Близко к эгоизму стоит понятие индивидуализма. Если эгоист противопоставляет свои интересы интересам всех других людей, то индивидуалист противопоставляет себя коллективу. Индивидуали́зм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов коллектива. Он отвергает всякие принудительные меры коллектива по отношению к личности. Противоположность индивидуализма – коллективизм.

Самолюбие – очень болезненная и чувствительная любовь к самому себе. Если это любовь к своей внешности, то она называется нарциссизмом. В Древней Греции существовал миф о Нарциссе, юноше, влюбившемся в самого себя, вернее, в собственное отражение в воде. Он никак не мог оторваться от этого занятия – так и умер возле водоема. В этом мифе заложен глубокий смысл: любовь к себе, самолюбование – это тупик и смерть. Самолюбивый человек не может терпеть не только прямых оскорблений, но и малейших намеков на неуважение, и подозревает его в тоне, словах и поведении окружающих. Обнаружив «состав преступления», самолюбие далее передает дело гневу, мщению или обиде.

Самоцен (он же самомнение) проявляется в чувстве превосходства над другими, мнении, что я – нечто важное перед Богом и людьми.

Конечно, человек венец творения, и душа человеческая дорога в глазах Божиих, дороже всех сокровищ на земле. Но пусть эту цену и даст ей Бог, а не мы сами. Нам же полезно считать себя хуже не только людей, но даже и скотов, которые непричастны греху и страдают по вине человека. Однако мы не можем вдруг придти в такое возвышенное духовное состояние, чтобы считать себя хуже скотов, поэтому начинать надо с доступного. Будем считать себя не лучше прочих, а такими же, как и все люди. Для большинства и это будет весьма трудным.

Самомнение человека, занимающего высокое общественное положение можно как-то понять, но откуда берется болезненное самолюбие и высокий самоцен в людях, физически, психически и социально неполноценных? Казалось бы, само бедственное положение должно располагать их к смирению, но среди этих несчастных людей самомнение встречается ничуть не реже, чем среди элитных слоев общества. Это говорит о духовной, а не социальной природе указанной болезни. В повседневной жизни гордость проявляет себя непослушанием, нетерпением, спорливостью, высокомерием, непрошенным учительством, стремлением к лидерству.

Противоположная гордости добродетель – смирение. Как падение твари произошло через гордость, так и ее спасение совершается посредством смирения. Недаром в Заповедях Блаженств смирение поставлено на первом месте. Приобретается оно всегда целенаправленным трудом, и встречается редко в любом сословии.

Развитию гордости не мешают подвиги внешнего благочестия и даже молитвы, если они не соединены со смирением. Подвижник, который не замечает своей гордости и не борется с нею, впадает в конце концов, в состояние прелести.