logo
нравственное богословие

Любовь к Богу

Можно ли любить того о ком или ничего не знаешь, или знаешь только, что он есть? Очень сомнительно. Чтобы могла зародиться любовь к какому-либо существу, необходимо, как минимум, иметь представление об этом существе. Откуда же можно получить представление о Боге?

– Один источник знания о Боге указывает Апостол Павел – это наблюдение видимой природы: «Ибо невидимое Его, вечная сила и Божество от создания мира чрез рассматривание творений — видимы» (Рим. 1:20).

– Ещё из того, что Сам Бог открыл о Себе, то есть знание и представление о Боге мы можем приобрести из Священного Писания, особенно же из св. Евангелия, повествующего о Первом пришествии и земной жизни Господа Иисуса Христа.

– Из личного опыта богообщения через молитву, из обмена духовным опытом между верующими, переживания призывающей благодати, участия в Таинствах (например, Крещения, Причащения, Исповеди). Нельзя любить абстрактную философскую систему. Живая связь с Богом, опыт богообщения очень важен, потому что по-настоящему любить мы можем только того, с кем у нас сложились личные отношения.

Чем же мы можем выразить свою любовь к Богу? Самое простое –принести жертву из того, что для нас представляет ценность Так поступали люди с глубокой древности, принося жертвоприношения в виде баранов, козлов, быков, плодов, денег. Чем еще? 

По слову Спасителя, главным признаком любви к Богу является исполнение Заповедей Христовых. В какой мере человек пытается их исполнять, чем он готов пожертвовать для их исполнения – в такой степени он и любит.

Важный показатель истинной любви к Богу – любовь к ближнему: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:19,21). Пока нет любви к ближнему – творению Божию, носителю образа Божия, к брату во Христе – и истинной любви к Богу быть не может.

У пастырей любовь к Спасителю проявляется в заботе о стаде Божием.

Свт. Тихон Задонский указывает дополнительные признаки:

- кто кого любит, стремится к общению с ним (молитва, богослужение),

- кто кого любит, хвалит его перед другими (миссионерство, апологетика, исповедание веры),

- кто кого любит, радуется при воспоминании о нем («Помянух Бога и возвеселихся» Пс.76,4).

Еще несколько признаков называет прп. Силуан Афонский. Святые имеют особый подход к духовным вопросам, не похожий на академический, вот что говорит преподобный: «Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот еще больше любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь».

А может ли быть мечтательная любовь к Богу? Может, и встречается она не так уж и редко. Особенно удобно предаваться таким мечтаниям после сытного обеда, сидя в мягком кресле с подлокотниками. О, как я люблю Бога! Как много я готов для Него сделать! Если бы я жил в евангельские времена в Палестине, однозначно бы сделался учеником Спасителя. Помогал бы Апостолам на лодке грести, хлеб с рыбой народу разносить. А если бы я родился попозже, веке в 4-ом, пошел бы в египетскую пустыню к прп.Антонию Великому, построил бы себе шалаш неподалёку от него, питался бы окружающей растительностью. А сейчас что за времена, кругом одно беззаконие. Как тяжело на всё это смотреть! Да еще в животе урчит. Как все это ужасно!

Желающий достичь немечтательной любви Божией, сначала должен немало потрудиться во всех других добродетелях. «Любовь к Богу, — объясняет преп. Макарий Египетский, — рождается в нас не просто и не сама собою, но после многих трудов и великих забот и при содействии Христовом». Благодатная любовь к Богу неотделима от дара Духа Святаго, поэтому кто её стяжал, тот приобрёл и спасение души, и обручение вечной жизни, и царство Небесное внутри себя. По этой причине можно сказать , что достижение благодатной любви есть одна из целей цель христианской жизни.

Св. ап. Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4:7-16). Эти слова, «Бог есть любовь», слышатся очень часто. Что они означают? И правильно ли будет сказать «любовь есть Бог», может быть, мы обожествляем чувство любви? Мы не обожествляем это чувство, но признаем, что любовь – главное свойство Божие. Она лежит в основе как всех Его действий, так и естественного и богооткровенного Закона Божия.

Ни в одном месте Священного Писания сущность и свойства христианской любви не раскрываются так полно и доходчиво, как в 13 главе послания к Коринфянам ап. Павла. Эту главу Священного Писания называют гимном христианской любви.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор.13,1-13).

Здесь говорится, что все остальные добродетели имеют ценность только в том случае, если они ведут к любви. А мы читаем, слышим – и не придаем значения. Мы ценим чудеса и суровое подвижничество сами по себе (ах! он ел один раз в неделю; ах, он несколько лет не мылся, он одевался в козлиную шкуру! он спал в гробу!). Если это был путь к любви, то это достойно восхищения. А если только этим дело и закончилось, то нет в этом пользы.

« Любовь никогда не перестает...» Она пойдет в вечную жизнь вместе с христианином, и во всей полноте раскроется именно там, в вечной жизни. А вера и надежда там прекратятся. Вера сменится зрением очевидного, а надежды сбудутся; одна любовь останется главной и всеобъемлющей добродетелью.