logo
нравственное богословие

Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Люди плачут по самым разным причинам: от горя, от радости, от жалости, от зависти. Всякий ли такой плач угоден Богу? Какой конкретно плач имеет в виду вторая заповедь Блаженства?

  1. Преимущественно это плач о грехах своих.

  2. Кроме того, плач о других людях - об их грехах, падениях и страданиях.

  3. Под плачущими можно понимать также скорбящих людей, если они свою скорбь принимают по христиански – как свой жизненный Крест. И они также будут утешены Богом.

А может ли быть плач без слез? Оказывается, вполне может. В «Лествице» говорится: «Если человек богоугодно скорбит и печалится, то это вменяется ему вместо плача, хотя бы слез у него и не было» (Лествица, 7, 46-47).

Кроме богоугодного плача, существует и такой, который от Бога награды не имеет: от обиды, уязвленного самолюбия, от потери имущества, от несбывшихся надежд, от смерти близких людей. Хотя последний грехом не является и бывает естественным для человека (даже Спаситель прослезился перед гробом Лазаря), но, тем не менее, особой награды от Бога плач по умершим не заслуживает. И усопшим от него легче не становится. Об усопших лучше молиться – это для них полезнее.

В Евангелии от Марка говорится, что после 40-дневного поста в пустыне и смерти Иоанна Крестителя, Спаситель начал свою проповедь со слов: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15). Что значат слова «покайтесь», «покаяние»? Многие представляют себе, что это битьё головой об пол, сопровождаемое громким плачем. Это не совсем правильно.

Прп. Пимен Великий отвечал так: «Покаяться значит сознаться в грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним» (скитский Патерик).

А свт. Феофан Вышенский говорит: «Покаяние есть решительное отвращение от греха и обращение к Богу» (Путь ко спасению, изд. 8-е, М., 1899, с. 71).

Покаянию всегда сопутствует размышление над смыслом жизни, переоценка пройденного пути, признание совершенных ошибок, сокрушение духа, погружение в глубину смирения, отказ от высоких притязаний. При покаянии благодать переплавляет естество души из ветхого состояния в новое. Происходит процесс формирования нового миросозерцания. Поэтому еще одно определение покаяния – внутреннее изменение человека (По-гречески покаяние – «метанойя», что переводится как «изменение ума»).

Все эти определения включают с себя один существенный момент – фундаментальную внутреннюю перемену. Если перемена к лучшему произошла – значит, покаяние состоялось, нет перемены к лучшему – значит, покаяние не произошло, даже если удары головой и громкий плач имели место.

Некоторые называют покаянием Таинство исповеди. В этом нет ошибки, но надо понимать, что покаяние является более широким понятием. А исповедь – всего лишь часть покаяния, важный этап в процессе переплавки души. В исповеди наглядным образом проявляется синергия. Кающийся сожалеет о своих грехах – и Бог очищает их, кающийся обещает бороться с грехом – благодать укрепляет его немощные силы.

Внимание, св. отцы предупреждают! При покаянии печаль по Боге не должна доходить до отчаяния, но умеряться надеждой на милосердие Божие.