Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Люди плачут по самым разным причинам: от горя, от радости, от жалости, от зависти. Всякий ли такой плач угоден Богу? Какой конкретно плач имеет в виду вторая заповедь Блаженства?
Преимущественно это плач о грехах своих.
Кроме того, плач о других людях - об их грехах, падениях и страданиях.
Под плачущими можно понимать также скорбящих людей, если они свою скорбь принимают по христиански – как свой жизненный Крест. И они также будут утешены Богом.
А может ли быть плач без слез? Оказывается, вполне может. В «Лествице» говорится: «Если человек богоугодно скорбит и печалится, то это вменяется ему вместо плача, хотя бы слез у него и не было» (Лествица, 7, 46-47).
Кроме богоугодного плача, существует и такой, который от Бога награды не имеет: от обиды, уязвленного самолюбия, от потери имущества, от несбывшихся надежд, от смерти близких людей. Хотя последний грехом не является и бывает естественным для человека (даже Спаситель прослезился перед гробом Лазаря), но, тем не менее, особой награды от Бога плач по умершим не заслуживает. И усопшим от него легче не становится. Об усопших лучше молиться – это для них полезнее.
В Евангелии от Марка говорится, что после 40-дневного поста в пустыне и смерти Иоанна Крестителя, Спаситель начал свою проповедь со слов: «Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15). Что значат слова «покайтесь», «покаяние»? Многие представляют себе, что это битьё головой об пол, сопровождаемое громким плачем. Это не совсем правильно.
Прп. Пимен Великий отвечал так: «Покаяться значит сознаться в грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним» (скитский Патерик).
А свт. Феофан Вышенский говорит: «Покаяние есть решительное отвращение от греха и обращение к Богу» (Путь ко спасению, изд. 8-е, М., 1899, с. 71).
Покаянию всегда сопутствует размышление над смыслом жизни, переоценка пройденного пути, признание совершенных ошибок, сокрушение духа, погружение в глубину смирения, отказ от высоких притязаний. При покаянии благодать переплавляет естество души из ветхого состояния в новое. Происходит процесс формирования нового миросозерцания. Поэтому еще одно определение покаяния – внутреннее изменение человека (По-гречески покаяние – «метанойя», что переводится как «изменение ума»).
Все эти определения включают с себя один существенный момент – фундаментальную внутреннюю перемену. Если перемена к лучшему произошла – значит, покаяние состоялось, нет перемены к лучшему – значит, покаяние не произошло, даже если удары головой и громкий плач имели место.
Некоторые называют покаянием Таинство исповеди. В этом нет ошибки, но надо понимать, что покаяние является более широким понятием. А исповедь – всего лишь часть покаяния, важный этап в процессе переплавки души. В исповеди наглядным образом проявляется синергия. Кающийся сожалеет о своих грехах – и Бог очищает их, кающийся обещает бороться с грехом – благодать укрепляет его немощные силы.
Внимание, св. отцы предупреждают! При покаянии печаль по Боге не должна доходить до отчаяния, но умеряться надеждой на милосердие Божие.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма