logo
нравственное богословие

Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»

(Свт.Игнатий Брянчанинов, т.2)

Евангелие упоминает о двух блаженных состояниях: о состоянии спасения и о состоянии христианского совершенства. Некий богатый и знатный юноша иудейский припал к ногам Богочеловека и просил сказать ему: как он должен поступать, чтоб наследовать живот вечный, спасение?...

Упомянутый выше юноша услышал ответ Господа, что для спасения нужно жительство по заповедям Божиим... Спасение возможно при сохранении имения в жизни посреди миpa; для снискания совершен­ства требуется предварительное отрешение от миpa. Спасение не­обходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим. Образец христианского совершенства мы видим в святых Апостолах…Совершенство состоит в явном причастии Святаго Духа, который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышление в вечность..

Преподобный Макарий Великий живописует христианcкоe совершенство следующими чертами: «Пусть надобно человеку, скажем так, пройти двенадцать ступеней и потом достигнуть совершенства. Если кто достиг сей степени, то и пришел в совершенство. Когда благодать начнет действовать сла­бее, он сходит с одной ступени и стоит на одиннадцатой. Иной, богатый и обилующий благодатию, всегда, день и ночь, стоит на степени совершенства, будучи свободен и чист от всего, всегда восхищен в горняя. Если б это сверхъестественное состояние всегда ему сопребывало, то он не мог бы ни принять на себя служения Слову, ни понести каких либо трудов, ни слышать что, ни в нужных случаях позаботиться о себе или о наступающем дне, а сидел бы в одном углу восхищенным и как бы упоенным. По этой причине полная мера совершенства не дана человеку, чтоб он мог иметь попечение о братии и упражняться в служении Слова…»

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом доказывается только дей­ствительность и искренность желания получить дар; подвигом, который обуздывает и укрощает страсти, естество человеческое соделывается способным и предуготовляется к принятию дара. От человека зависит очистить и украсить, и то с помощию Божией, обитель в себе для Бога; пришествие Бога в эту оби­тель зависит единственно от Божия благоволения.