Чревоугодие
Все согласятся, что питание – важнейшая сторона человеческой жизни. В монастырях оно освящается молитвой и чтением св. отцов, и совершается в монастырской трапезной, которую иногда устраивают в притворе храма. Какова же допустимая мера съеденного, где проходит та граница, при которой наша совесть может быть спокойна, что мы не переедаем? Правильной мерой будет минимальное количество пищи, которое обеспечивает поддержание телесного здоровья и исполнение возложенных на нас обязанностей.
Грехи, связанные с питанием тела, относятся к страсти чревоугодия. Рассмотрим их здесь.
Объядение, обжорство – это когда человеку безразлично что съесть, лишь бы было побольше. Последствием такого застолья бывает тяжесть в животе, затрудненное дыхание и плохое самочувствие. «Страдание безсонницею, и холера, и резь в животе бывают у человека ненасытного», – подтверждает это наблюдение Священное Писание (Сирах. 31, 23).
Другой грех связанный с чревоугодием – лакомство, в духовных книгах называемое также гортаннобесием. Лакомство – это услаждение не количеством, а вкусом пищи и усиленные заботы о приобретении и приготовлении пищи редкостной, вкусной и приправленной (корнишончики, шампиньончики, икорка, шашлычок, суп из акульих плавников).
Следующее проявление чревоугодия – это безвременное ядение, прием пищи в неустановленное время. Сколько раз в день ест современный человек в миру? (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, на ночь придвинуть кровать поближе к холодильнику). Требования чрева получать пищу ещё и в промежутках считаются необоснованными и расцениваются как вредное излишество. В церковной среде не принято есть также после 12 часов ночи и утром перед Литургией, кроме исключительных случаев и болезни.
Далее идёт тайноядение. Это прием пищи украдкой, тайком от других. Почему это бывает, какие мотивы движут человеком? Он боится, что его осудят, накажут, заставят поделиться.
В числе проявлений чревоугодия – нарушение постов, установленных Церковью.
Употребление алкоголя сверх меры, табака, наркотиков. Привыкание к ним до зависимости. По сложившейся традиции, эти вещи тоже относят к страсти чревоугодия, хотя их действие связано с изменением сознания. Сам Спаситель поставил их рядом, поскольку с древнейших времен на пиршествах объядение и пьянство составляют друг с другом неразлучную пару. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Лук.21:34)
Праздничный стол – это поле битвы. Здесь люди терпят сокрушительные поражения и совершают великие подвиги в борьбе со страстью чревоугодия. У нас центр тяжести праздничного торжества вместо богослужения и Причащения нередко падает на трапезу. Здесь на нас воздействует не только внутреннее искушение, но и окружающие считают своим долгом следить за нашей тарелкой и рюмкой. Они решительно пресекают все наши попытки есть и пить умеренно, и даже считают такое поведение неприличным. Тут мало устоять, важно не испортить в то же время праздничного настроения ближним и добрых отношений с ними. Поэтому после праздника часто приходится сразу идти на исповедь.
А как же Священное Писание говорит, что «вино веселит сердце человека»? Следует отличать пьянство от употребления в меру. Мера эта невелика, и, чтобы принести радость, требует приличного общества и повода.
Борьбе с этой страстью посвящено слово 14-е известной книги «Лествица», которое называется «О любезном для всех и лукавом владыке чреве».
Приведем из него выдержку: «Чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего во гроб освободился бы от сей страсти. Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно, и будучи насыщено вопиет «мало!», и расседаясь от излишества, взывает «алчу!» Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле».
Гнев
Гнев, по слову прп. Иоанна Лествичника, есть желание сделать зло огорчившему. Это чувство знакомо каждому. По какой причине оно на нас находит? Когда мы встречаем препятствия в исполнении желаний, терпим неудачи в делах, когда ущемляется наше самолюбие и унижается чувство собственного достоинства, когда нас не слушаются, когда берут на время наши вещи и не возвращают – тогда мы чувствуем в себе движение гнева. Гнев страсть разрушительная, стремящаяся ударить, сделать больно, причинить вред, зло, поэтому его называют также злобой. На кого он может быть направлен, или поставим вопрос так: кто может стать жертвой нашего гнева?
Гнев может быть направлен на людей , на животных (часто достаётся домашним животным, которые живут вместе с нами: если они кусают наших гостей, игнорируют ящик с песком, крутятся под ногами, забираются на стол, крадут у нас еду),
на обстоятельства (к примеру, на плохую погоду, на обеденный перерыв в магазине),
на неодушевленные предметы (механизатор в сердцах «отходил» сломавшийся трактор монтировкой по колёсам, и только после этого принялся за его ремонт),
и даже на самого себя, когда мы совершили ошибку.
Существуют разные степени гнева: от лёгкого раздражения до «багровой ярости», когда человек теряет самоконтроль и одержим одним желанием: стереть в порошок, уничтожить, порвать на клочья своего недруга. Пример из жизни: жена во время семейной ссоры схватила вилку и вонзила мужу в живот. Потом сама же вызвала скорую. Чтобы спасти любимую жену от суда, мужу пришлось объяснять врачу, что он сам воткнул в себя вилку по неосторожности. Существуют и скрытые, тлеющие формы гнева: недовольство, ропот, злопамятство, мстительность, ненависть, – которые могут незаметно для постороннего взгляда жить внутри человека неделями, месяцами, годами, иногда вспыхивать и переходить в открытые формы. Всем приходилось видеть, как горит куча опавших листьев. Она долго дымит, как подует ветер – вдруг загорится, потом опять дымит.
Недовольство и ропот часто бывают направлены против начальства. На кого больше всех роптали израильтяне в пустыне? На Моисея, который вёл их. Почему? Потому что нам кажется, что начальство смотрит на нас свысока, не учитывает наши желаний, поступает неправильно и несправедливо с нашей точки зрения.
Каждому понятно, что со страстью гнева надо бороться. Ап. Иаков пишет об этом так: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иаков.1,19-20). Ап. Павел увещает христиан мириться до захождения солнца: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес.4,26). Несколько легче исполнять эту заповедь жителям севера, где солнце не заходит по нескольку месяцев.
Любая страсть, если с ней не бороться, растет и крепнет. Если не бороться со страстью гнева, то человек все чаще впадает в состояние ярости. Он устраивает конфликтные ситуации, ссоры и скандалы по ничтожным причинам. Он начинает испытывать приступы беспричинного гнева и злобы, которые мучат его изнутри и вызывают желание «сорвать» их хоть на каком-нибудь человеке или домашнем животном, или, на худой конец, на неодушевленном предмете – разбить тарелку, чашку, хрустальную вазу. Для начальствующих гнев особенно опасен. Они не всегда считают нужным сдерживать себя перед подчинёнными, а те не осмеливаются одернуть своего шефа – и страсть незаметно растёт, приобретая уродливые формы.
Как бороться с гневом? Легче всего делать это в самом начале, при первых признаках его появления. Когда гнев разгорится и превратится в ярость, справится с ним человеку своими силами очень трудно, пока он не выльется в какое-то действие. Александр Македонский сетовал, что ему легче взять город, чем победить приступ гнева.
Что мешает человеку дать полную волю своему гневу? У верующего человека проявлению гнева препятствуют добродетели: терпение, кротость, молитва. Неверующего в гневе останавливает страх: страх общественного мнения, страх последствий, отпора. Ещё что? Воспитание: воспитанный человек знает, как себя вести. Иногда помогает философский взгляд на происходящее, примером чего может служить ответ Сократа разгневанной жене Ксанфиппе, окатившей его помоями: «что ж, после грома бывает и дождь».
Но вот ссора уже начинается. А хочется её избежать. Как это сделать? Сразу отметим, что это не так просто. Лучше всего найти успокаивающие слова, по крайней мере, стараться не противоречить. Можно попытаться выйти из контакта с разгневанным человеком, например, ретироваться под благовидным предлогом . Еще один достойный вариант поведения – творить про себя молитву и сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Глядя на разгневанного визави, человек рефлекторно приходит в такое же состояние, а, видя перед собой спокойного человека, сам успокаивается.
Можно наблюдать, как импульс гнева, вышедший, например, от начальника, ходит по коллективу, подобно эстафетной палочке: каждый срывает его на ближнем, и, таким образом, передаёт дальше. Наконец, заряд гнева доходит до уборщицы, а уборщица вымещает его на коте, который и оказывается крайним в этой истории. А как правильно? Правильно погасить свое раздражение, а не передавать его другому. Останови зло, чтобы оно не пошло дальше! Но для этого нужно обладать смирением и настоящей молитвой.
Изречения о гневе:
Гнев есть кратковременное умоисступление (Гораций).
Лучшее лекарство против гнева — отсрочка (Сенека).
Что началось гневом, то кончается стыдом (народная мудрость).
«Муж ярый неблагообразен» (Прит.11, 25 Библия на славянском яз.)
А бывает гнев безгрешный, праведный? Однако, бывает. Праведный гнев направлен против врагов Божиих - демонов и сознательных служителей сатаны, хулителей веры, а также против греха, потому что он враг человеческого спасения. «И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою» (Мк. 3, 5). Праведный гнев можно назвать возмущением духа, вызванным ревностью по Богу.
Блуд
«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28), – заповедал Бог первым людям. Слова Божии глубоко вошли в естество человека и с той поры проявляют себя как инстинкт продолжения рода. Брак и супружеская жизнь, освященные Церковью, грехом не являются. Блудные грехи есть извращение установленных и благословенных Богом супружеских отношений.
«В болезнех родиши чада», – сказал Бог Еве (Быт.3, 16). Но с другой стороны, Он соединил с чадородием и приятные стороны, чтобы род человеческий не прекратился. Тем не менее, с незапамятных времён люди пытаются разделить эти вещи: получать удовольствие, но без рождения детей и создания семьи. Раньше это называли блудом и все понимали, что это плохо. Сейчас придумали новое слово, и делают вид, что это нормально. Конечно, падшему человеку всякого удовольствия бывает мало, он хочет его преумножить, разнообразить, или, если оно недоступно, найти какие-то суррогаты. Так появились блудные извращения. Они перечислены в книге Левит, главы 18 и 20. Наказание, положенное за них в Ветхом Завете – побиение камнями и даже сожжение на костре.
Блудная страсть похожа на хроническую болезнь: она беспокоит человека с отрочества и до самого гроба. Даже когда тело уже бессильно от старости и болезней, она докучает человеку беззаконными желаниями, навевая блудные помыслы, нечистые сновидения,.
Евангельский Закон очень строг в отношении блудных грехов. Если Ветхий Завет запрещал грех делом, то Новый требует чистоты сердца: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Матф.5:28). Про святых часто пишут, что они были чисты душою и телом. Под телесной чистотой в данном случае имеется в виду чистота не от грязи вещественной, а от грехов, совершаемых телом, и, в первую очередь, от грехов блудных.
От чего случались блудные искушения с древними христианами? В Патериках, повествующих об их жизни, говорится о некоторых причинах подобных искушений. Это чревоугодие, винопитие, многоспание, принятие блудных помыслов. Для современных христиан данный список требуется значительно расширить. К указанному выше прибавились видеофильмы, интернет, неразборчивое чтение светских газет, журналов и книг, неисповеданность в блудных грехах, свободное общение с другим полом, неприличные шутки и анекдоты, смотрение бесстыдных изображений, которые заполнили все пространство вокруг нас. Блудные искушения ломятся, как дерзкие разбойники, во все двери нашей души: в зрение, в слух, через них – в ум и сердце.
Блудные грехи – одна из тяжелейших болезней нашего общества. И хуже всего то, что нынешнее общество не готово с этой болезнью всерьез бороться. Эта тема постоянно эксплуатируется, превращается в доходный бизнес. Этому служит эстрада, бульварная литература, кинофильмы. Этому служат бесстыжие сценаристы, бесстыжие режиссеры, бесстыжие актеры и актрисы. Современное общество никак не может решиться на запрет порнографии, интимных услуг, на введение нравственной цензуры на телевидении, чтобы хоть как-то уменьшить это зло. Оно никак не наберётся решимости открыто осудить незаконное сожительство или хотя бы содомию. Кто будет лечить россиян от блуда? Кроме Церкви таких сил в обществе сейчас нет. В настоящий момент важно даже просто называть вещи своими настоящими именами, чтобы люди через это получали правильные нравственные ориентиры.
Особенное внимание либерально-демократическое общество уделяет молодёжи, приобщению её к блудным грехам с раннего возраста, желательно уже со школьной парты. Для чего? Наверняка, здесь присутствует коммерческий интерес, потому что сегодняшние школьники – это завтрашние потребители порнографии, контрацептивов, косметики, интимных услуг и будущие работники в этой сфере. Кроме того, это входит в международные программы по сокращению народонаселения. Поэтому сюда многие готовы инвестировать деньги. В этих целях задействованы телеканалы и интернет, сотовая телефония, моды, реклама, музыка, молодёжные субкультуры.
В социальной концепции указывается позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать тех программ "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте».
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма