Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Гонение за какую правду имеется здесь ввиду? За правду житейскую, служебную, общественную? За то, что не давали людям выгуливать собак без намордника, припарковывать автомашины на детской площадке, неустанно боролись за повышение зарплаты, за 5-дневную рабочую неделю, за научную истину? Нет, это всё не о том. В заповеди блаженства речь идет о гонимых за правду Божию, то есть о пострадавших за исполнение Божиих Заповедей.
Гонение за правду Божию может принимать разные формы. Это может быть притеснение верующего человека на работе (например, обличение начальства в грехе или неподчинение по нравственным причинам всегда почти заканчивается неприятностями), насмешки, или сердитое молчание в ответ на приветствие, циничная брань в его адрес. Иногда дело может доходить до ссылки, пыток, и, наконец, смерти, незабываемым примером чего служит праведная кончина Иоанна Крестителя. Сказанное вовсе не означает, что каждый обязательно должен быть гоним на протяжении всей своей жизни. Но любой христианин, несомненно, будет в то или иное время нести такой крест.
Каковы нравственные ориентиры современного человека? Опросы, проводимые время от времени для выяснения этого вопроса, показывают постоянно одно и то же. Люди стараются избегать любых негативных чувств и эмоций. Им приятно испытывать чувство собственной значимости, основанное на личных успехах и достижениях. Они не хотят признавать своей греховности и убеждают себя, что у них все в порядке. Они уважают силу, и умение жестко отстаивать свои интересы; они охотно берут кредиты, но не хотят платить долги. Современные люди не хотят брать на себя какие-то заботы и ответственность, даже о собственных детях. Не считают блуд предосудительным. Этот список можно долго продолжать. В то же время у современного человека вызывает раздражение кротость, смирение, долготерпение, милосердие, забота о чистоте совести. Это может быть терпимо только в микроскопических дозах, как витамины. Все эти качества явно противоречат современным мирским ценностям. Всё это могут еще потерпеть как чудачество, но чудака никто не рискнет поставить губернатором, начальником военной части, директором завода, даже главой семьи.
Когда мирское понятие соприкасается с христианским, между ними всегда возникает искра, конфликт, негодование и как результат - гонение. Начните жить по принципам, изложенным в первых семи заповедях блаженства, и вы будете солью для мира. Сыпали ли вы когда-нибудь на рану соль? Это больно. И вы увидите, какой будет реакция мира сего. Это подтверждает ап. Павел: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12).
Скажите пьянице, что если он не прекратит пить, он погибнет во времени и в вечности — сильно ли он Вас возлюбит? Нет, он возлюбит того, кто нальет ему в стакан. Скажите людям, что их решение врать, давать взятки, изменять и сплетничать будет иметь плохие последствия. Скажите, что рай и ад – это отнюдь не метафоры, а в высшей степени реальные станции назначения, навстречу одной из которых каждый из нас несется со скоростью шестьдесят минут в час, — и вы явно не заслужите аплодисментов.
Однако все-таки можно прожить всю жизнь и никогда не подвергаться гонениям. Для этого нужно: принять мирские понятия и жить с соответствии с ними. Смеяться над глупыми анекдотами, участвовать в мирских развлечениях наравне со всеми, улыбаться, когда хулят имя Божие. Не говорить людям об их грехах. Не говорить, что они погибнут без Христа. Не говорить, что они неотвратимо приближаются к смерти. И ни в коем случае не напоминать им про огненную геенну.
Теперь обратимся к примерам.
О Иоанне Крестителе мы уже упоминали.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, был великий ревнитель правды. По своей святительской обязанности, он не мог равнодушно смотреть на людские пороки и обличал их, включая столичных вельмож и саму царицу Феодору. Разумеется, и порочные люди со своей стороны не могли равнодушно терпеть его обличения. Враги его быстро умножались и, наконец, восторжествовали – святитель был осужден на ссылку в Абхазию, которая в то время была самой дальней окраиной Византийской империи. Дальше уже было некуда. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат замечательные слова, которые впоследствии любили повторять многие мученики и праведники: «Слава Богу за всё». Ими он и окончил свою жизнь, наследовав Царство Христово.
Еще один всем известный пример, на этот раз из истории Русской Церкви – св. патриарх Ермоген.
В современной жизни существуют две большие области, в которых христианину неизменно приходится страдать и бороться за правду Божию – это семья и коллектив. Если в семье есть верующие и неверующие, или принадлежащие к разным верам – конфликты неизбежны. Это и понятно: у православного еще пост, а у католика уже Пасха. Или муж мусульманин, а жена христианка. В какой вере воспитывать детей: крестить их или обрезывать? И куда их водить: в храм или в мечеть? Подобен семье в этом отношении и коллектив. Нелегка жизнь белой вороны в коллективе. Все сдают деньги на празднование Нового года, а ты не сдаешь, и в корпоративной вечеринке не принимаешь участия. В случае же коррупции над тобой будут не только смеяться, но опасаться и стараться избавиться. Так что есть, есть в наши дни место подвигу.
Противоположностью правды как истины является ложь. Противоположностью правды Божией является не только ложь, а всякий грех. Блаженны изгнанные за правду. Означает ли это, что христианину не надо бороться с грехом и побеждать, что в этой борьбе он заранее обречен быть только побежденным, гонимым и обиженным? Совсем нет. Борьба с грехом есть одно из главных назначений христианина в этом мире. Заповедь призвана одушевить Христианина на случай видимого поражения, что иногда случается. Но в конечном счете, человек, поступающий по правде Божией, всегда одерживает победу. Это убеждение живет в мудрости нашего народа: «Не в силе Бог, а в правде». Бывает, что человек не доживает до момента торжества правды, ибо что такое 70-80 лет жизни перед лицом вечности? Но если не в этой жизни, то в жизни вечной человек, живущий по правде Божией, увидит свое торжество и получит награду. Поэтому и говорит Господь: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Борясь за правду, нужно, однако же, не только стремиться к ее торжеству, но и быть при этом весьма разборчивым в средствах. Ибо не все средства для христианина допустимы. В противном случае борьба за правду способна выродиться в обыкновенную ссору или интригу. Какие же средства непозволительны в борьбе за правду? Невозможно утверждение истины посредством злобы, ненависти, лжи и клеветы. Тот, кто выступает за правду, не должен питать низких чувств и совершать недостойных поступков в отношении своих противников.
Каким же оружием можно пользоваться христианину? Сильнейшим духовным оружием в утверждении правды Божией является молитва и Крест. Еще святые отцы научают нас, что в борьбе за правду с нашей стороны необходимы терпение и мужество. Враг всегда пытается запугать человека, силится сломить его дух. Таким образом, молитва, терпение и мужество восполняют нехватку наших слабых сил и привлекают помощь Божию.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма