logo
нравственное богословие

Этапы покаяния по притче о блудном сыне

В евангельской притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32), можно увидеть главные этапы покаяния.

1. Призыв Божией благодати. Пока грешник живет и не помышляет ни о какой перемене, Бог уже думает о нем и начинает предпринимать меры к его обращению. Такое предваряющее воздействие благодати Божией на грешника отмечается в книге Деяний Апостольских. Вспомним, как произошло призвание Савла, когда по пути в Дамаск ему явился Христос. В результате гонитель Савл стал святым Апостолом Павлом. Таково действие предваряющей благодати. Ещё один случай. Когда Павел беседовал на берегу реки с собравшимися женщинами из города Фиатиры, в числе прочих его слушала и Лидия, продавщица дорогих тканей из этого города. «Господь отверз сердце ея внимать глаголам Павла» (Деян. 16:14). Здесь ясно отмечено действие благодати Божией во время проповеди, в результате чего крестилась сама Лидия и домашние её. Пути и способы, посредством которых благодать Божия воздействует на человека, могут быть и бывают очень разнообразны. В притче, которую мы сейчас рассматриваем, таким событием послужил голод, поразивший блудного сына в далекой стране.

Весьма часто призывающая благодать действует через слышание или чтение Слова Божия. Многие люди приходят к покаянию чрез скорби. Можно даже сказать, что большинство людей сейчас приходят к покаянию чрез скорби. Внезапные неудачи, тяжкие страдания, неизлечимые болезни, неожиданная смерть близких поражают грешника и приводят его в храм.

Иногда орудиями нашего спасения Господь делает других людей, встреча с которыми побуждает к коренной перемене жизни. Например, встреча с диаконом Филиппом на оживленной дороге Иерусалим-Газа послужила к обращению евнуха эфиопской царицы. Чудесные события в жизни человека также зовут его к вере и покаянию: например, явление Креста императору Константину перед сражением с Максентием, происшествие с Марией Египетской в Иерусалимском храме в праздник Воздвижения.

Внимая воздействию предваряющей благодати, человек начинает сознавать свою греховность, чувствует свою безмерную вину пред Богом. У каждого человека в жизни бывает несколько случаев, когда благодать призывает его.

На нашей памяти произошло крушение Невского экспресса: в результате теракта 25 человек погибли, 95 были ранены. Последние три вагона разрушились. В этом же поезде ехал священник. Узнав о взрыве, он пошел к пострадавшим и помогал оказывать первую помощь. Его многие видели. Но ведь взрыв мог случиться немножко раньше, он мог произойти под вторым вагоном, или под седьмым. У всех пассажиров того поезда есть причина задуматься о смерти, о Боге, о смысле жизни. Вопрос, как отреагирует человек на призыв Божий?

2. Второй момент обращения к Богу – ответ человека на призыв Божий. Блудный сын в притче отозвался так: «...Встану я и пойду к Отцу моему».

Не всегда бывает так. Но даже неверующий прекрасно понимает, что призыв был, и поэтому на суде Божием никто не сможет оправдаться, что не было случаев, которые бы привели его к Богу.

3. Если человек не отвергает Божий призыв, он приходит к осознанию своей греховности и раскаянию. Это третий этап обращения грешника.

Осознание греха – действие ума, а раскаяние – действие чувства. Раскаяние – это чувство сожаления, что грех сделан. На этом этапе человек должен принять решение порвать с грехом и идти с просьбой о помиловании к Небесному Отцу. Блудный сын из евангельской притчи выразил происходящее в его душе такими словами: «…Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим».

4. Следующий этап, четвертый – это исповедь. В Таинстве исповеди происходит встреча Бога и кающегося грешника. Грешник должен перед лицом Божиим признать свою виновность. В притче о блудном сыне это выражено словами: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими мя хотя бы в число наемников твоих». Нетрудно заметить , что это те же самые слова, которые он уже говорил прежде наедине с собой. Но теперь надо сказать их Богу в присутствии свидетеля – священника.

5. В конце притчи Бог прощает блудного сына и в его лице всякого покаявшегося грешника, и даёт ему новую одежду, обувь, перстень, устраивает праздник. Эти предметы одежды означают различные духовные дары, необходимые для благочестивой жизни, например, новая одежда – прощение грехов, перстень указывает на восстановление сыновства. Обувь нужна, чтобы ходить по путям Господним, означая благодатную помощь в исполнении Заповедей. Праздник и телец, по мнению многочисленных толкователей, – это Литургия и Причащение.

Слово Божие говорит нам о неразрывной связи между раскаянием грешника и его прощением. Если грешник искренне кается, он будет обязательно прощен Богом. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15,10) Ап. Иоанн Богослов говорит в своем послании: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит грехи наши, и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1,9).

И совсем уже ясно эту связь между Исповедью и помилованием показал Давид Псалмопевец следующими словами: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: исповедую Господу преступления мои. И Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31,5).

Итак, пятый этап покаяния – прощение грешника Богом.