logo
нравственное богословие

Тема 12. Добродетели

Спаситель рассказал ученикам притчу о 10 девах (Мф.25:1-13) Что же означают в этой притче светильники и елей? Согласно одному из толкований, светильники означают веру, а елей – добрые дела. Наверное, все помнят и слова Апостола Иакова: «Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:20,26). Сегодня речь пойдет о делании добрых дел, или о добродетели. Самое простое определение добродетели – это делание добра.

Но отдельный добрый поступок еще нельзя назвать добродетелью. Добродетель, по определению Аристотеля, это внутренний строй души, обретаемый человеком в сознательном и целенаправленном делании добра.

Уже в глубокой древности люди заметили, что добродетельная жизнь благотворно влияет на человека, и даже делает его счастливым. Аристотель высшее благо усматривал в счастье, а счастье он находил в познавательной деятельности ума и в полноте душевных добродетелей. Отсюда, счастливый человек, по Аристотелю, тот, кто в своей жизни руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель различал 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. При этом всякая добродетель трактуется Аристотелем как золотая середина между двумя крайностями, между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой — в недостатке какого-то качества:

мужество — это середина между безрассудной храбростью и трусостью.

щедрость — это середина между безрассудной расточительностью и крайней скупостью.

Великодушие — это середина между безответственным всепрощением и мелочной придирчивостью.

Заметим и запомним, что выражение «золотая середина», дожившее до наших дней, принадлежит Аристотелю. Хотя Аристотель насчитывал 11 добродетелей, но главными добродетелями всего дохристианского мира считались четыре: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Мудростью считалось знание философии и философское отношение к жизни,

справедливостью – соразмерное воздаяние за добро и за зло,

мужеством – умение преодолевать страх,

и умеренностью – воздержание в удовольствиях и сознательное самоограничение.

Пока христианское вероучение не было достаточно развито, первые христианские писатели также указывали на эти 4 добродетели и призывали христиан к их исполнению, корректируя их понимание применительно к Евангельскому учению.

Еще Аристотель отметил, что для приобретения добродетели требуется не только знание о ней, но и навык исполнения. Одно только знание добродетелью не является. Чтобы сделать её своей собственностью, каждый должен сам потрудиться.

Чем отличается добродетельная жизнь от нравственной жизни? Ничем. Поэтому определение нравственности, которое мы дали на первом занятии, есть так же и определение добродетели. Вспомним его:

Добродетель есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести. Но это добродетель ещё не христианская, а добродетель естественная.

Даже человек нехристианин может делать такое добро, руководствуясь голосом совести и своими понятиями о добром. Как нам относиться к такому естественному добру? Этот вопрос рассматривался в послании Восточных Патриархов. «Добро, которое человек по природе может делать, будучи естественным, делает человека только душевным, а не духовным, и одно добро без веры не достаточно ко спасению, хотя оно и не есть зло и не служит к осуждению». Иными словами, естественное добро есть дело хорошее, но без веры такое добро спасти человека не может. Почему же? Потому что христианин делает добро во славу Божию, и Богу же приписывает свои успехи, веря, что они совершены с Божией помощью. «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5).

А если человек в Бога не верит, то, делая добро, он думает, что делает его своими силами, он придаёт добру иной смысл, делает его с другими целями, а не с целью богоугождения. Хотя внешне добрые поступки христианина и нехристианина схожи, но внутреннее содержание их различно. Потому ап. Павел говорит: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6) Вот мы и подошли, наконец, к понятию христианской добродетели.

Христианская добродетель – это исполнении воли Божией с помощью благодати Божией.

И ещё одно хорошее короткое определение. Христианская добродетель – это исполнение Заповедей Христовых.

Пожалуй, первое, что необходимо в делании добра, это знать волю Божию в каждом конкретном случае. Как же узнать Волю Божию?

В главных чертах Воля Божия открыта человеку в Его Заповедях. Сложность состоит в том, как применить их к самому себе или в конкретной жизненной ситуации? Что делать в тех случаях, на которые Заповеди не дают прямого ответа? Точнее узнать волю Божию нам могут помочь:

1. Голос совести.

2. Примеры из истории Церкви и жизни канонизированных святых.

3. Совет духовника, священника.

4. Совет рассудительных и благочестивых людей.

5. Личный опыт в исполнении Заповедей.

6. Рассуждение о своих жизненных обстоятельствах, через которые раскрывается Промысл Божий о нас.

7. Молитва об открытии Воли Божией через вразумление, событие или жребий.

Последним средством, жребием, нельзя злоупотреблять. Хотя им пользовались Апостолы при избрании Матфия вместо отпавшего Иуды, так же при избрании каждому страны для Евангельской проповеди, для нас это возможно только в каких-то крайних случаях. В житиях святых и подвижников благочестия встречаются примеры, когда случайно прочитанная или услышанная фраза из Священного Писания послужила им указанием на Волю Божию. Случайно это может произойти и в нашей жизни. Например, в 2012году, в день смерти Льва Толстого, когда послышались голоса о снятии с него церковной анафемы, в дневном Апостоле на Литургии прозвучали слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). А можно ли раскрывать наугад Евангелие или Псалтирь для узнавания воли Божией? Нет, поскольку при частом употреблении этот способ приобретает сходство с гаданием.

При пользовании всеми вышеуказанными средствами иногда случаются погрешности и ошибки, которые потом приходится исправлять, однако этих средств вполне достаточно для спасения верующего. Познанию Божией Воли христианин учится всю свою жизнь, постепенно понимая ее все лучше и лучше.

Люди святые Волю Божию познают иначе, чем прочие христиане, а именно Духом Святым. Иоанн Лествичник пишет: «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познавается, чтобы точно и верно постигать Божественную Волю во всякое время, на всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами» (Лествица, гл.26, 2).

В Православии есть термин синергия(от греч.συνεργός), что означает совместное действование, соработничество. Рассмотрим два изречения из Евангелия.

Первое говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Это говорит о том, что для спасения необходимы личные усилия каждого человека.

А вот второе: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Здесь сказано о том, что для достижения любой добродетели и спасения в целом необходима помощь Божия.

Синтез этих двух Евангельских изречений приводит нас к важнейшему богословскому понятию синергии: для исполнения Заповедей и для спасения необходимы личные усилия человека и помощь Божия, или, другими словами, для спасения необходимо совместное действование Божественной благодати и человеческой свободы.

Иллюстрацией этой мысли является почти вся 17 кафизма (Пс. 118: 17, 18, 33, 34, 73, 94, 117, 125, 133). В истории Церкви не обошлось без заблуждений и споров по этому вопросу. Одной крайности придерживался еретик Пелагий (5 век), считавший, что человек спасается лишь собственными усилиями. Другую крайность представлял блаж. Августин, утверждавший, что спасение зависит только от Божией благодати. Правильное учение о синергии было изложено прп. Кассианом Римлянином.