logo
нравственное богословие

Шестая заповедь блаженства. Трезвение

Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

Слово Божие сравнивает сердце человеческое с оком. Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Слово сердце происходит от слова «середина», и в древности означало весь внутренний мир человека.

Чистота сердечная – освобождение внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний) от греха. О необходимости этого Спаситель говорил фарисеям: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матф.23:26).

Большинство людей, живущих в миру, не обращают внимания на то, что происходит у них внутри. Они целиком поглощены событиями внешней жизни, забывая о том, что человек имеет способность к внутреннему самонаблюдению. Он может научиться наблюдать не только за своими внешними действиями, но и за мыслями, чувствами, желаниями как бы со стороны.

Научиться такому самонаблюдению можно с помощью вопросов, спрашивая себя время от времени: «о чем я только что думал?», « что я сейчас чувствую?», «чего я желаю?», «почему я поступил так, а не по-другому?». Такие вопросы помогают направлять внимание внутрь себя. Наблюдение за собой с намерением исправлять и изгонять из себя все неугодное Богу называют трезвением. Трезвение – своего рода строгий привратник, который стоит у дверей души и спрашивает у приходящих: «Наш ли еси, или от супостат наших?» (Иис. Нав.5, 13).

Как же греховный помысл проникает в человека и превращается в греховное дело? Существует хорошая аналогия. В реке плавает рыба. Вдруг она видит, что перед ней возник крючок с червяком. В этот момент она еще не попалась. Однако, если рыба хочет есть, она заинтересуется червячком. Потом начинается поклёв и окончательное заглатывание. С помыслом все происходит точно так же: появление крючка – прилог, на этом этапе помысл показывается в мысленном пространстве, но грехом пока не является. Дальше все зависит от нашего поведения. Поклевка – это интерес к помыслу и начало греха, этот момент называется сосложением и уже нуждается в исповеди. Заглатывание – это принятие помысла и пленение им. А потом происходит воплощение помысла в дело. После этого человек оказывается на крючке у беса, который приобретает над человеком власть: маленький грех – маленькая власть, смертный грех – большая власть. Итак, этапы развития греховного помысла: прилог, сосложение, пленение и исполнение.

Трезвение является необходимым условием достижения сердечной чистоты, заповеданной Евангелием. Без трезвения невозможно также видение своих грехов, борьба с помыслами, нерассеянная молитва, то есть никакое духовное преуспеяние.

Хорошей аналогией для понимания закона возрастания от силы в силу по мере очищения сердца является процесс получения чистого элемента радия. Последний добывается из руды, которая по внешнему виду и составу мало чем отличается от других горных пород. Длительной очисткой из 7 т руды можно получить лишь «малое зерно», всего 1 г радия. Но свойства и сила энергии полученного зерна необычайна. Оно испускает особые лучи, проникающие через материю, и заключает в себе количество тепловой энергии, которое может расплавить массу железа в 20 тонн весом. Так и малое зернышко веры в очищенном сердце обладает возможностями, которые несопоставимы с силой веры и возможностями обычных людей, у которых вера подавлена в сердце многотонными кучами душевного мусора.