Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
Нравственность есть факт общечеловеческий, поэтому учение о ней имеет место не только в богословии, но и в светской науке этике. Мы уже упоминали о Аристотеле, Цицероне. Но и последующие известные философы и психологи в своих трудах касались вопросов нравственности, среди них: Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Фихте, Ницше, Фромм, Фрейд. Невозможно, однако, не заметить, что их высказывания и выводы зачастую очень расходятся с христианским учением. Почему? Несмотря на то, что Нравственное богословие и светская этика занимаются одним и тем же предметом, а именно законами, нормами, правилами нравственной жизни, в исследованиях своих они исходят из различных начал.
Нравственное Богословие имеет в основании богооткровенный нравственный закон, Заповеди Божии. Светская же этика опирается на человеческий разум. Отсюда следует, что Нравственное Богословие заблуждаться не может, а этика легко может пойти в ложном направлении. Философские нравственные системы держатся на субъективных рассуждениях философов, с которыми другие люди могут соглашаться или не соглашаться. Не зря Пилат скептически сказал о философских изысканиях: «Что есть истина?»
Своими силами этика не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, в этике не решен вопрос о происхождении добра и зла, о происхождении совести, о свободе воли. В свою очередь, Нравственное богословие дает исчерпывающие ответы на эти сложные вопросы.
В любой деятельности много значит живой пример. Говоря о добродетелях, светская этика, хотя и призывает к их исполнению, не может назвать ни одного живого примера их полного исполнения, тогда как Нравственное Богословие указывает пример нравственного совершенства в личности Иисуса Христа. Спаситель не только изъяснил в притчах, в заповедях, что хорошо, что дурно, что правильно, что неправильно, но и показал это Своим примером. Также в христианстве имеются и другие достойные примеры нравственной жизни в лице Божией Матери и святых угодников Божиих.
Вся история человечества показывает, что после грехопадения своими силами человек не может исполнить требования нравственного закона. Необходимы силы и средства, которые подкрепили бы немощь человеческую. В качестве такой силы этика пытается воспользоваться авторитетом человеческого разума, но этого слишком мало для того, чтобы удержать человека от греха. Любой из нас может сказать: «С какой стати я буду следовать нравственным предписаниям Аристотеля, Канта, или кого-то ещё, особенно если это трудно, если это требует жертв?» Светская этика не может дать человеку достаточных сил для исполнения нравственного закона. А христианский нравственный Закон, будучи повелением Божиим, подкреплен авторитетом Священного Писания. Кроме того, Нравственное богословие указывает человеку конкретный путь к получению благодатной Божией помощи.
Таким образом, Нравственное богословие по отношению к светской этике имеет превосходство: в истинности, полноте нравственного учения, а также и в отношении средств для исполнения этого учения.
Надо отметить, что учебники по светской этике, которые попадают к нам в руки, написаны уже давно, и к настоящему времени ситуация быстро меняется. Всё явственнее становится, что Западная цивилизация отступает от христианства. В первую очередь это отражается на светской этике. Например, страшные с точки зрения христианской нравственности вещи, как содомия, блуд и прелюбодеяние, детоубийство, измена Родине, развращение детей, откровенная ложь находят себе оправдание и в некоторых случаях даже государственную поддержку. Из общественной жизни уходят христианские праздники, молитвы, символика. Стираются границы добра и зла, греха и добродетели, допустимого и недопустимого. Нередко в современных книгах по этике на первом месте стоит не научная истина, а социальный или идеологический заказ. Нравственным объявляется то, что выгодно определённой общественной группе, или то, что приносит успех и прибыль. Провозглашается принцип: «Всё, что не запрещено законом – разрешается». Этим государство фактически самоустраняется от поддержания нравственности в обществе, потому что нравственность значительно шире законодательства. В таких условиях противоречия Нравственного богословия со светской этикой, особенно с этикой современного западного мира, продолжают все более углубляться.
Несмотря на эти сложности, было бы неконструктивно совершенно игнорировать светскую этику, и там, где это возможно, имеет смысл выступать вместе в защиту нравственных ценностей.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма