logo
нравственное богословие

Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение

Христианская добродетель есть исполнение Заповедей Христовых. Поэтому рассмотрим подробнее Заповеди Блаженства. Как мы их понимаем, к чему каждая призывает нас? Первая из них говорит: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное»(Матф.5:3).

По объяснению свт. Иоанна Златоустого, нищета духовная есть смиренномудрие. Это первая ступенька духовного восхождения и фундамент для всех прочих добродетелей. Благоразумные строители начинают возведение дома именно с фундамента, а не с крыши. Осознание своей духовной нищеты естественно вызывает стремление к нравственному обогащению, к нравственной деятельности, подобно тому, как отсутствие пищи побуждает человека заботиться о пропитании телесном. Тот же, кто думает, что он уже богат духовно, не будет заботиться о самоусовершенствовании.

Рассмотрим лесенку: как человек постепенно возрастает в этой добродетели, какие ступени он при этом проходит.

Приступая к добродетели смирения, сначала надо отложить в сторону мысль о своей исключительности и избранности, свойственную почти каждому, научиться считать себя таким, «якоже прочии человецы». Для многих и это будет не просто. Вот считать себя хуже всех людей и даже скотов новичку легче и приятнее. Потому что под этим часто прячется мысль о своей незаурядности: «Раз я хуже скотов, значит – особенный, не такой, как все». Таким образом, первая ступенька смирения – не считать себя выше и лучше других людей.

Затем надо свыкнуться с мыслью «я – грешник». Эта мысль – стержневая в духовной жизни, без нее никакая благодатная жизнь во Христе невозможна: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Между тем, для многих она является новостью и открытием. Как же так? Я живу не хуже других, страшных грехов не делаю, знакомые меня уважают. Почему я грешник? Такое рассуждение – следствие незнания Священного Писания и Закона Божия, и непонимание, что такое грех. Однако первые же прочитанные жития святых и исповеди расставляют вещи на свои места. Итак, все, казавшееся ранее «нормальным», на самом деле ужасно. Грехов у меня много, значит, я грешник, и, после суда Божия, очень даже могу попасть в ад. Осознание этой мысли – важнейший этап в духовной жизни. Когда у американского изобретателя Эдисона спросили, какое из своих открытий он считает самым важным, он ответил, что самым важным его открытием было то, что он грешник. Это его потрясло.

На следующую ступеньку смирения мы взойдем, когда научимся не сравнивать себя с другими, то есть вообще не решать, лучше я или хуже других перед Богом. Почему так? Потому что объективная оценка при таком сравнении все равно невозможна. Как решить, что хуже: один большой грех или множество маленьких? Кто из двоих лучше: взяточник или блудник? Только всеведущий Бог может учесть все облегчающие и отягчающие обстоятельства человеческих грехопадений. Даже небольшой грех, сделанный благочестивым человеком, может больше прогневить Бога, чем смертные грехи закоснелого беззаконника. Пророк Моисей когда-то на короткое мгновение усомнился в возможности чуда – изведения воды из камня в пустыне. «Только-то и всего?!», – скажем мы. А пророк за это лишился входа в землю обетованную.

Несравнивание себя с другими поможет нам еще более углубиться в смирение, и взойти на следующую ступеньку: я не просто грешник, а грешник великий, и, по делам своим и внутреннему состоянию, недостоин Царства Небесного. Чтобы усвоить эту мысль, надо обязательно помнить про свою внутреннюю нечистоту, в мыслях, чувствах и намерениях, и придавать этому большую важность. Потому что внешнюю жизнь довольно легко привести к благопристойности и успокоиться на этом. А вот внутри себя навести благопристойность – на это целой жизни может не хватить, эта задача неосуществима без Божией помощи.

Заметьте, самооценка наша всё ухудшается и ухудшается, а добродетель смирения всё растет и растёт. А как же психология, которая говорит, что низкой самооценкой страдают неудачники? Да, это верно, когда речь идет о неверующем человеке. Христианин же парадоксальным образом совмещает низкую самооценку с решительностью в поступках и успешностью в делах. Потому что говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Чем больше растёт его смирение, тем большую помощь Божию он получает.

Благодаря смирению, можно даже из своих преткновений и падений извлекать духовную пользу, если использовать такие случаи для борьбы с самомнением и гордостью.

Кроме естественного внутреннего препятствия – гордости, наши попытки приобрести евангельское смирение вступают в противоречие с общественной жизнью, построенной на иных началах. Например, в юношеской среде смиренные поступки не только не ценятся, но и презираются как трусость, и даже подвергаются осмеянию. Поэтому весьма трудно приобрести смирение в раннем возрасте, в детской и молодежной среде, где оно не имеет поддержки извне. Среди людей старшего возраста, имеющих большой жизненный опыт, смирение ценится выше, но здесь нас встречает иная трудность. В обществе существуют устоявшиеся блоки отношений: начальник-подчиненный, ученик-учитель, родители-дети, старший - младший. Смиряясь, мы не должны разрушать эти отношения.

Жизнь показывает, что если начальник не будет в определенной степени строг, подчиненные не станут слушаться его и добросовестно выполнять свои обязанности. Поэтому старший бывает вынужден по наружности вести себя так, как требует его общественное положение, а смиряться где-то глубоко внутри себя.

Каково же определение смирения? Смирение – это такое устроение души, которому точного определения не существует (Лествица, слово 25:3-4) . Но можно указать главные качества смиренного человека:

  1. он считает себя грешником,

  2. всё доброе в себе приписывает Богу,

  3. не осуждает других,

  4. отказывается от своей воли ради исполнения Воли Божией (последнее качество называется послушанием Богу).