logo search
Философский энциклопедический словарь

20 Аллегория

гающий принцип; в этих теориях, в отличие от ра­ционально-логического познания, утверждается непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуи­тивизм).

АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под влиянием Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1) принципиальный фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2) методологич. рационализм, основанный на необходи­мости критич. проверки любого решения, и 3) критич. реализм, связанный с признанием возможности прак­тич. реализации, а следовательно, и практич. роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977, S. 27). А. критикует традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.» признание обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается им исходя из методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия ис­ходных принципов науки. С этой т. зр.«все достовер­ности в познании создаются самим познанием и не имеют значения для постижения действительности» («Traktat über kritische Vernunft», 2 Aufl., Tüb., 1969, S. 30, 19753). Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом, распрост­раняя его принципы на сферу социологии, этики, по­литич. и экономич. решений.

А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и методологич. и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются консерватизмом, он выступает за так­тику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».

• Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969 (соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik, B., 1967; Plädoyer für kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Öko­nomische Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722; Konstruk­tion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tüb., 1973; Aufklärung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat über rationale Praxis, Tüb., 1978.

• Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H., Philosophie des Stückwerks. Eine Auseinan­dersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B., 1971.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von Bollstädt) (1193, по др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и естество­испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др. городах. За энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъем­лющего доктора» (doctor universalis). В 1931 канонизи­рован католич. церковью.

Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и нау­ки вошли все работы Аристотеля, к-рые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии. Утверждение о сотворённости материи и вре­мени даёт A.B. возможность узаконить в рамках схо­ластики аристотелеву физику с её учением о непрерыв­ности материи как основы изменения. Согласно А. В., первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете пере­плетается с аристотелевской космологией и араб, аст­рологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог непо­движного двигателя; имея природу света, оно — при­чина многих светов, к-рые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной сущности (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказываю­щихся, т. о., смертными), то А. В. принимал сущест­вование составных нематериальных сущностей (ангелы

и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души), основываясь на восхо­дящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого совпадает с источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его сущности. Этика А. В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие чело­века; к практич. разуму относится и совесть, благода­ря к-рой человек по природе обладает универсальными принципами нравств. поведения. Теология, понимае­мая как учение о спасении, не сливается у А. В. с ме­тафизикой, как у мн. схоластов.

А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в сочинениях Аристо­теля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в области естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и опыте.

• Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Münster, 1951—78; в рус. пер.— О растениях, в кн.: Агрикуль­тура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.

• С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der hei­lige Albert der Grosse. Wissenschaftliches Charakterbild, Münch., 1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J., Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus Magnus, Münster, 1967.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — дру­гой), нравственный принцип, согласно к-рому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. А. противоположен эгоизму.

В качестве морального принципа А. фактически про­возглашался буддизмом, стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит), Лейбницем, Шопен­гауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным инстинктивный А., объединяющий индивида и род и за­тем разрушаемый цивилизацией, и А., возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как адаптивное качество, возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм Спен­сера, придаёт ему антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства слабых от своей посредственности, их групповым эгоизмом, про­тивостоящим возможности достижения сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич. побуждения рассматриваются как невро-тич. компенсация лежащей в их основе противополож­ной направленности — первобытного эгоизма, под­вергнутого вытеснению.

Классики марксизма-ленинизма показали, что пос­тулируемая бурж. этикой абстрактная противополож­ность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом является «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее", посто­янно порождается другой стороной, частным интере­сом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоя­тельная сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоот­верженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противополож­ность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).

• Я p о ц к и й А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуа-листич. обоснование, Юрьев, 1914; D a r g u n L. v., Sociologi-sche Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der National­ökonomie, Lpz., 1885; G u st i D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903.

АЛЬТЮСЁР (Althusser) Луи (p. 16.10.1918, Бирманд-рейс, Алжир), франц. философ-марксист. Чл. ФКП.

Проф. Высшей нормальной школы (Париж), участник гражд. войны в Испании и франц. Движения Сопро­тивления. Разрабатывает теоретич. и методологич. проблемы философии: диалектики, теории познания, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики (в частности, «теоретич. практики» как производства знаний), логического и исторического, специфики науч. познания, предмета и истории фило­софии.

А. стремится осмыслить марксизм как теорию науки и философии, как науч. и филос. революцию. А. в пер­вую очередь выделяет теоретико-познават. проблемы марксистской философии, анализирует концептуально-логич. строение «Капитала» с позиций, близких идеям структурализма [«За Маркса» («Pour Marx», 1965); «Читать Капитал» («Lire le Capital», t. l—2, 1965 (в соавторстве)]. Отрицая положение о «переворачива­нии» диалектики Гегеля «с головы на ноги», А. указы­вает на радикальную новизну диалектич. метода К. Маркса, его «эпистемологич. разрыв» с диалек­тикой Гегеля. А. противопоставляет науку и идеоло­гию как несовместимые друг с другом. При этом не учитывается, что социалистич. марксистско-ленинская идеология носит последовательно науч. характер. В дис­куссии «Марксизм и гуманизм» (1965—66) А., резко выступая против общегуманистич. спекулятивной кон­цепции человека, в то же время выдвинул идею «тео­ретич. несоответствия» между науч. понятием «социа­лизм» и идеологич. понятием «гуманизм», что привело его к выводу о «теоретич. антигуманизме» Маркса. Односторонность этих взглядов в какой-то мере пре­одолена А. в его последующих трудах: «Ленин и фило­софия» («Lenine et la Philosophie», 1969); «Элементы самокритики» («Elements d'autocritique», 1974) и др. • Reponse ä John Lewis, P., 1973; Philosophie et Philosophie spontanee des savants, P., 1974; Positions (1964—1975), P., [1976]; Се qui ne peut plus durer dans le Parti communiste, P., 1978; Sur la crise du marxisme, P., 1978.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером.

АМОРАЛИЗМ (от греч. ά — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип практич. или идей­ной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводя­щими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет мо­ральные критерии утилитарно-прагматич., конъюнк­турно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. со­ображениями свободы, самоутверждения, наслажде­ния, выгоды личности и т. п.

Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений, отделе­нием нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм поведения и возникновением ин­дивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося укла­да жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается столкнове­ние между различными обычаями и сословными норма­ми, А. выражается в признании полной относительнос­ти, условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении к ценностям об­щественной культуры (киники, нек-рые софисты).

АМОРАЛИЗМ 21

В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где господств, мо­раль нередко сопровождается практич. А., а оппози­ция к ней подчас переходит в неприятие всякой нравст­венности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церк­ви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-баум) имел тот смысл, что мораль должна быть пол­ностью подчинена политич. задачам, ради осуществле­ния к-рых оправданы любые методы («цель оправды­вает средства»). С сер. 19 в. в условиях духовного кри­зиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его апологией спонтан­ной жизненной силы как высшей ценности, не подле­жащей суду существующей нравственности, под к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирую­щая личность и противодействующая утверждению выдающейся индивидуальности).

В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к А. ведёт всякая попытка «уп­разднить» принципы нравственности, напр, объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основопо­ложником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием ми­летской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в ви­де космогония, гипотезы, согласно к-рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бес­форменную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное про­тивопоставление источника движения косной, инерт­ной материи. А. наделяет ум противоречивыми харак­теристиками, с одной стороны, описывая его как «лег­чайшую» из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное зна­ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход ми­ровой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальней­шем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединить­ся с себе подобными, образуя более или менее одно­родные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее коли­чество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».