logo
Философский энциклопедический словарь

10 Автогенез

австр. нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступили против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерм. революция может освободить Австрию от фа­шизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в нац. вопросе возродились здесь на новой основе.

После 2-й мировой войны правое руководство Социа-листич. партии Австрии полностью отказалось от марк­сизма, от всей прогрессивной части политич. и теоре-тич. наследия А. Вместе с тем правосоциалистич. ли­деры, как и мн. бурж. политики и учёные, обраща­ются к А. в поисках историч. опыта.

* Л е н и н В. И., О «культурно-нац.» автономии, ПСС, т. 24; его же, Критич. заметки по нац. вопросу, там же; е г о ж е, К истории нац. программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; е г о ж е, Письмо к австр. коммунистам, там же, т. 41; Т у p о к В. М., От А. к совр. реви­зионизму, «Новая и новейшая история», 1958, N« 4; Семёнов Ю. И., Из истории теоретич. разработки В. И. Лениным нац. вопроса, «Народы Азии и Африки», 1966, № 4, с. 106—29; М о га-msen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalitätenfrage im Habsburgischen Vielvölkerstaat, W., 1963; см. также лит. к статьям Национальный вопрос. Нация. В. М. Турок.

АВТОГЕНЕЗ (от греч. αυτός; — сам и γένεσις — воз­никновение), идеалистич. теория в естествознании (в основном в биологич. науках), объясняющая эволю­цию организмов внутр. нематериальными факторами. Применительно к онтогенезу (индивидуальному раз­витию организма) концепция А. была развита нем. врачом и химиком Г. Шталем в соч. «Истинная теория медицины» («Theoria medica vera», v. l—2, 1707) и его последователем нем. анатомом И. Блуменбахом (кон. 18 в.). Попытку использовать А. для объяснения исто­рич. развития организмов (см. Филогенез) предпринял Ж. Ламарк. В течение 19 в. дарвинизм и материалистич. объяснение жизненных явлений вытеснили идеи А. из биологии. Однако в кон. 19 — 1-й пол. 20 вв. А. вновь нашёл приверженцев среди нек-рых биологов и фило­софов (И. П. Бородин, А. Венцль, Г. Дриш, Я. Икс-кюль), что было связано с возрождением витализма и неприятием механистич. представлений об «эктогене­зе» («экзогенезе»), абсолютизирующих в развитии при­роды роль одних лишь внеш. факторов.

Термин «А.», или «автогония» (Э. Геккель, 1866), иногда применяется как синоним «абиогенеза» — уче­ния о самозарождении жизни, о спонтанном появле­нии живого из неживого.

• Равен X., Оогенез. Накопление морфогенетич. информа­ции, пер. с англ., М., 1964; Морозов В. Д., Проблема разви­тия в философии и естествознании, Минск, 1969; Карпин­ская Р. С., Биология и мировоззрение, М., 1980.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (от греч. αυτός — сам, έτερος — другой и νόμος — закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные си­стемы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и це­лей (автономная этика) и основанную на началах, взя­тых из др. сфер обществ, жизни (гетерономная этика). Этику, основывающуюся на самоочевидном мораль­ном законе, Кант противопоставил теории франц. просветителей, видевших основу нравственности в ес-теств. побуждениях «человеч. природы» — интересе, склонности и т. п. Кант стремился тем самым обосно­вать самостоятельность личной совести, формулирую­щей нравств. законы для всего человечества не по внеш. принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфику моральных установлений в отличие от про­стой целесообразности природных потребностей и ве­лений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв за­конов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти .чаконы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к фор­мализму, к невозможности определить конкретное со­держание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята

впоследствии неокантианством, а также интуитивиз­мом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставившими мораль законам сущего и соци­альной действительности.

Марксистская этика, исходя из социально-историч. понимания природы морали, отрицает возможность построения автономной этики, отвергая в то же время и гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение её к каким-то иным социальным феноменам: утилитар­ному расчёту — в утилитаризме, стремлению к наслаж­дению — в гедонизме, поиску личного счастья — в эвдемонизме, повиновению внеш. авторитету — в аппробативных теориях морали и т. п.

• Миртов Д., Нравств. автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]; Дробницкий О. Г. .Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas — власть, влия­ние), антидемократич. и антиправовая концепция и практика властвования. К историч. формам А. отно­сятся азиат, деспотии, тиранич. и абсолютистские фор­мы правления древности, средневековья и нового вре­мени, военно-полицейские и фаш. режимы, различные варианты «казарменного коммунизм». А.— это режим беззаконий, насильственной, не ограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фю­рера и т. п.) или правящей клики. В условиях А. от­сутствует правопорядок, игнорируются права я сво­боды граждан, обществ, орг-ций и народа в целом. Про­цедура демократия, решений при А. или вовсе не су­ществует или носит фиктивный, показной характер, власть не формируется и не контролируется народом, личность лишена гарантий безопасности в её взаимоот­ношениях с властью, население страны превращено в простой объект политич. манипуляций. Власть при А. держится на неприкрытом насилии и постоянной воз­можности его непосредств. (внесудебного, внеправо-вого) применения против всех неугодных. Суд лишён самостоятельности и является вспомогат. инструмен­том офиц. власти. Для А. характерны чрезмерный цен­трализм в управлении, монополизация власти в руках узкой касты, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое использование жесто­ких мер принуждения и наказания, террористич. мето­дов расправы с оппозицией, агрессивные установки во внеш. политике. А. широко использует демагогию, расовые, националистич. и др. предрассудки. Для А. характерно культивирование в массах фанатизма, страха и раболепного отношения к власти. Несмотря на воен. крах фашизма в ходе 2-й мировой войны, авто­ритарные тенденции продолжают действовать и в совр. условиях, о чём свидетельствуют военно-полицейские перевороты, активизация экстремистов правого и левац­кого толка, оживление неофаш. сил в ряде капитали-стич. стран.

АВТОРИТЕТ (нем. Autorität, от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнан­ное неформальное влияние к.-л. лица или орг-ции в различных сферах обществ, жизни (напр., воспита­ние, наука), основанное на знаниях, нравств. достоин­ствах, опыте (А. родителей, врачей и т. д.); в более узком значении — одна из форм осуществления вла­сти. Часто говорят об А. закона, к.-л. правила, соци­альной нормы, что обозначает признание их необходи­мости людьми, на к-рых распространяется их действие. А. выражается в способности лица или группы лиц (носители А.) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование А. связано с ограниченностью возмож­ностей человека рационально оценивать многие возни­кающие перед ним проблемы, что связано со сложно­стью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителеіі А. При этом предполагается способность носителя А. обосновать свои требования. ·.

В производств., политич. и др. сферах обществ, жизни деятельность отд. индивидов во многоа» опреде­ляется спец. органами и должностными лицами, к-рые принимают решения и контролируют их исполнение. Это признаваемое подчинёнными право и есть А., как форма осуществления власти, отличающаяся от других её форм, напр, от произвола.

Формы, в к-рых А. воплощается, и сферы его дейст­вия зависят от историч. ступеней развития общества, идеологич. представлений, определяющих источники и критерий законности власти. В традиции, идущей от англ, философа Гоббса и др. утилитаристов, проблема А. выступала в виде дилеммы «свобода» — «авторитет», причём под последним понимался лишь А. верховной власти, «суверенный А.». Гоббс видел в «суверенном А.» единств, средство спасения общества от анархии, от «войны всех против всех». Анархисты, наоборот, про­тивопоставляли А. полную свободу индивида от обще­ства, автономию личности. Нем. социолог М. Вебер предложил формальную типологию А., по к-рой А. может основываться либо на рациональных уставов ках — определ. системе правил, касающихся способов приобретения власти и границ её применения; либо на традициях, когда законность порядка вытекает из представления о нём как о священном и неизменном; либо на т. н. харизме, когда А. связан с личной привер­женностью лидеру, наделённому в глазах его последо­вателей исключит, качествами мудрости, героизма, святости. Такого рода А., по Веберу, присущ пророкам, проповедникам и политич. вождям.

В работах классиков марксизма-ленинизма раскры­та объективная материальная необходимость А., его связь с проблемой власти и управления. Ф. Энгельс, анализируя проблему А., называл взгляды анархистов и антиавторитаристов «антисоциальными» и считал, что «нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии — абсолютно хорошим» («Об авторитете», см. Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 18, с. 304). Энгельс обосновывал необходи­мость А. для любого социального устройства. «...Из­вестный авторитет каким бы образом он ни был соз­дан, а с другой стороны, известное подчинение, не­зависимо от какой бы то* ни было общественной орга­низации, обязательны для нас'при тех материальных условиях, в которых происходит производство и обра­щение продуктов» (там же). Энгельс отмечал, что пром-сть, транспорт, любая орг-ция не мыслимы без А., господствующей воли, представленной либо одним лицом, либо определ. органом. При этом Энгельс под­чёркивал, что действие А. должно быть ограничено толь­ко теми сферами обществ, жизни, для к-рых он не­обходим (см. там же). В то же время Маркс и Энгельс решительно выступали против «чрезмерной веры» и «суеверного преклонения» перед А., против культа лич­ности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 384 и т. 34, с. 241).

В. И. Ленин отмечал необходимость А., дисциплины во время труда (см. ПСС, т. 36, с. 203). Отвергая мни­мую революционность, выступающую против всяких А., и казённые А. бурж. науки и полицейской полити­ки, Ленин писал, что рабочему классу нужны автори­тетные руководители. А. таких руководителей, подчёр­кивал Ленин, должен основываться на большом зна­нии и опыте, широком политич. и науч. кругозоре (см. там же, т. 14, с. 226).

• Энгельс Ф., [Письмо] Лафаргу от 30 дек. 1871, M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 33, с,. 309; его же, [Письмо] Тео­дору Куно от 24 янв. 1872, там же, о. 329; Л е н и н В. И., Об А. руководителя. Сб., М., 1963; Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление, Μ., 19722; W е Ь е г M., Gesammelte Aufsätze zur Social- und Wirtschaftsgeschichte, Tub., 1924; S t roh a 1 R., Autorität, ihr Wesen und ihre Funktion im Leben der Gemein­schaft, Freiburg—W., 1955; Friedrich C. J., [ed.], Autho­rity, Oxf., 1958. Л. А. Седов.

АВТОРИТЕТ 11

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. άγνωστος — недоступный познанию), филос. учение, согласно к-рому не может быть окончательно решён вопрос об истинности позна­ния окружающей человека действительности. Диалек-тич. материализм, признавая объективность мира, признаёт и его познаваемость, способность человечест­ва достигать объективной истины (см. Основной вопрос философии). Термин «А.» введён англ, естествоиспы­тателем Т. Гексли в 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в антич. философии, в част­ности у Протагора, софистов, в антич. скептицизме. Лервонач. формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма, к-рый полагал, что всё позна­ние имеет дело лишь с опытом и принципиально не мо­жет выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. кон­цепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недо­ступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путём невозможно установить соответствие меж­ду объективным миром и системой знания и что при­рода познания не может быть раскрыта без спец. ана­лиза познават. возможностей субъекта, Кант — и имен­но в силу свойственного ему А.— фактически остано­вился на полпути. Настаивая на существовании прин­ципиальной границы между познанием и действитель­ностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им при­родой.

В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпирио­критицизма. В наст, время одним из характерных вы­ражений А. является гносеологич. позиция т. н. кон­венционализма, согласно к-рой отношение между фак­том и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характер­ной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности позна­ния коренится в конечном счёте в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преуве­личении отд. сторон процесса познания, на игнориро­вании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему актив­ной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышле­ния нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъ­ект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деист-

12 АГНОСТИЦИЗМ

вительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.

• Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Материа­лизм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 2; X и л л Т. И., Совр . теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ойзерман Т. П., Гл. филос. направления, М., 1971; Основы марксистско-ленин­ской философии, М., 19805. Э. Г. Юдин.

АДАПТАЦИЯ (от позднелат. adaptatio — приспособ­ление) социальная, вид взаимодействия лично­сти или социальной группы с социальной средой, в хо­де к-рого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А.— согласова­ние самооценок и притязаний субъекта с его возможно­стями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. А. вклю­чает физиологич., биологич., психологич. и собствен­но социальный уровни.

Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к усло­виям существования или привыкания к ним. Психоло­гич. А. определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себеѵ преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, к-рые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутр. природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда — адаптивная и, одно­временно, адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм А., складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведе­ния и деятельности. Важнейшая роль при этом при­надлежит социальному контролю. При недооценке фак­тора социальной и психич. активности (напр., в психо­анализе) А. сводится к простому равновесию биологич. желаний человека и социальных требований и запре­тов, а сама личность — к пассивному результату столк­новения того и другого.

На собственно социальном уровне А. в первую оче­редь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. определяется целями деятельности, социальными нормами — способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

Различают след, варианты адаптационного взаимо­действия, зависящие от степени активности и направ­ленности деятельности личности и группы. Подчинение среде, при к-ром собств. цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-ис­торически, общеприняты, традиционны, полностью со­ответствуют социальным нормам. Обновление среды, при к-ром для достижения общепринятых и одобряе­мых целей личность или группа используют нешаблон­ные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при к-ром, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристой­ные, одобряемые и общепринятые способы, строго сле­дуя традициям и ритуалам. Уход от жизни, при к-ром непринятые, странные с т. зр. среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. Бунт, мятеж, при к-рых, отказываясь от общеприня­тых целей, личность или группа выступают не с реакц. позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения, что часто выступает как творч. конструктивное преобразование среды.

Важнейшим условием успешной А. является оптим. сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемой в зависимости от конкретных ситуаций, т, е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима А. Основа этого — высокоосознанная творч. деятельность, непрерывный содержат, обмен с социальной средой, с обществом в це­лом, способствующие качеств, обновлению среды, лич­ности или группы, переходу их на новый более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, вер­ного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определ. социальных условиях. Так, в бурж. обществе, в к-ром цели личности, как правило, не со­четаются с общественными, успешная А. во мн. случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося поведения.

Понятие А. используется также при анализе систем «человек—машина», социально-нсмхологич. климата групп и коллективов, асоциального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания. В ря­де областей (юриспруденция, медицина) принят тер­мин «реадаптация», означающий А. к прежним социаль­ным условиям после происшедших с личностью или группой изменений.

• Социология преступности, пер. с англ., М., 1966; Φ л е й в е л л Д. X., Генетич. психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; M a p к а р я н Э. С., Вопросы системного исследова­ния общества, М., 1972; А л е к с а н д ρ о в с к π и Ю. А., Сос­тояния психич. дезаптации и их компенсация, М., 1976; Б о б-н е в а М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; К о н И. С., Открытие «Я», М., 1978; Социальная психоло­гия личности, М., 1979. Д. В. Ольшанский.

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскр. адвайта — недвойст­венность), др.-инд. религ.-филос. направление, разно­видность веданты, характеризующаяся последоват. мо­низмом. Важнейший представитель — Шанкара (кон. 8—9 вв.). Брахман, бог, выступает в А.-в. в качестве единой и единств, реальности (сатья); субъект и объект, «Я» и мир, индивидуальная душа и душа Вселенной слиты воедино. Множественность иллюзорна, она обус­ловлена авидьей (незнанием), магич. силой майи, заклю­чённой в брахмане, и разными видами изменения суб­станции (виварта). Утверждая наличие иллюзорных восприятий и их исключит, роль в эмпирич. жизни, А.-в. развила целую теорию ошибок в восприятии внеш. мира, направленную, в частности, против тезиса школы мимансы об истинности всякого познания и, следовательно, об отсутствии ошибок в восприятии, а также против реалистич. объяснения ошибок при вос­приятии в школе ньяя. - вайшешика (через сохранив­шиеся и всплывающие в памяти прежние образы). В своей осн. установке А.-в. противостоит как дуализму (двайта) тех направлений веданты, к-рые исходят из равной реальности двух сущностей — «Я» и бога (уче­ние Мадхвы), так и огранич. монизму вишишта-адвай-ты (Рамануджа). Наиболее чётко монистич. позиция А.-в. проявилась в полемике с буддизмом, ряд направ­лений к-рого обратился к идеям А.-в. (Нагарджуна).

•Vidhyaratna К. S., An introduction to Advaita philo­sophy, Calc., 1924; S h ä s t r i V. K., An introduction to Advaita philosophy, Calc., 1924; Murty K. S., Revelation and reason in Advaita Vedänta, N. Y., 1959; S t a a 1 J. F., Advaita and neo-platonism, Madras, 1961; см. также лит. к статьям Шанкара, Веданта.

АДДИТИВНОСТЬ (от лат. additivus — прибавляе­мый), тип отношений между к.-л. целым и его частями, при к-ром свойства целого полностью определяются свойствами частей. Отношение А. часто выражают фор­мулой «целое равно сумме частей». Примеры аддитив­ных свойств: масса материальной системы, её линей­ные размеры. Целое, все свойства к-рого аддитивны, называют суммативиым целым. В сложных целостных объектах наряду с аддитивными имеются ІІ неаддитив­ные свойства (их часто называют эмерджентными), к-рые и определяют специфику таких объектов, харак­теризуют их целостность. Неаддитивность выражается формулой «целое больше суммы частей» (субаддитив­ность). Наличие неаддитивных свойств обусловлено структурными связями и взаимозависимостями между частями, организованностью целого. Целое, обладаю­щее неаддитивными свойствами, не может быть познано

и объяснено на основе одних только знаний о его ча­стях. Абсолютизация отношений А., связанная со стрем­лением показать А. всех эмерджентных свойств, ха­рактерна для методологии механицизма и редукцио-низма. В совр. науч. познании при изучении неадди­тивных свойств широко применяются методы систем­ного подхода. φ см. к ст. Часть и целое.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующий, соразмерный, верный, точ­ный. В теории познания термин «А.» служит для обо­значения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отноше­ний действительности. В этом смысле истина определя­ется как адекватность мышления бытию.

АДЖЙВИКА (санскр.), школа инд. философии, суще­ствовавшая с нач. 1-го тыс. до н. э. (или, возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв. до н. э. Наиболее известными при­верженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и др.; соч. не сохранились.

Обратившись к доведийским представлениям, А. вы­ступила против брахманистско-ведийского мировоззре­ния и явилась наиболее типичным представителем на­правления ластика. Принимая теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха име­лась и некая витальная сила, А. отрицала существова­ние не только духовного, но и единого материального начала, вообще существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно описать толь­ко так, как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти. Единственным общим законом являются бес­прерывные переходы существующего из одной формы в другую при неизменности его существа. Эти перехо­ды обусловлены собственной, сугубо индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя изменить никакими внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с подчёркиванием неотвратимости судьбы А. утверж­дала наличие творч. возможностей, заложенных в аске­тизме. Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм, джайнизм и др. систе­мы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).

* Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.

АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, созда­тель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. шко­лу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с соз­данием Междунар. ассоциации индивидуальной пси­хологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отноше­ниях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А. усматривает стремление к личному пре­восходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становит­ся центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации соз­дают специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в дальнейшем разрабаты­вались представителями неофрейдизма.

• Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Münch., 19304; Menschenkenntnis, Z., 19475; в рус. пер.— Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.

АДЛЕР 13

• Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.

АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ и социолог, теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объектив­ную реальность. Отрицал разделение философии на два осн. филос. направления — материализм и идеа­лизм. Толковал производств, отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.

* Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialisti­schen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус. пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыс­литель, Л.— М., 1924; Энгельс как мыслитель, Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933; H ei n t el P., System und Ideologie, Vf.— Münch., 1967.

АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобрита­нии, с 1938 — в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения» — «Dialek­tik der Aufklärung», 1948), сложилась в русле гегелев­ской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного фетишизма и овеществле­ния. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, заме­на её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополи-стич. «управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. об­щество. В период пребывания в США А. и его сотруд­никами было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрас­положенности к принятию «демократич.» или «автори­тарного» руководства («Авторитарная личность» — «The authoritarian personality», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Раавил идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialek­tik», 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирова-ние всякой замкнутой системы понятий, и как отрица­ние наличной действительности во имя конкретной воз­можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philo­sophie der neuen Musik», 1949) как протокольной фикса­ции «непросветлённого страдания», в противополож­ность гармонич. преображению страстей, характерно­му для классич. музыки, А. ориентируется на творчест­во композиторов «новой венской школы» — А. Шёнбер­га, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизо­ванной муз. культуры и формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует вос­принятое на стереотипные элементы. Работы А. ока­зали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идео­логию леворадикального студенч. движения 60-х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.

* Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т. 9, Μ., 1960, с. 228—31; Михай­лов A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также лит. к ст. Франкфуртская школа.