logo
Философский энциклопедический словарь

412 Научный

Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкре­тизируется. В решениях съездов КПСС и др. братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в совр. условиях. Так, в поста­новлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и повышению их роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «... разработка ленинской теории социалистической ре­волюции применительно к современной эпохе; выяв­ление закономерностей развития мирового революцион­ного процесса, анализ классовой борьбы международ­ного пролетариата и проблем национально-освободи­тельного движения, борьбы против империализма; раз­работка теоретических вопросов международного ком­мунистического движения в современную эпоху; изу­чение проблем войны и мира; глубокое раскрытие анта­гонистических противоречий между социализмом и ка­питализмом; комплексное изучение социально-полити­ческих проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности; разработка проблем развития националь­ных отношений; разработка методов научного управле­ния социальными процессами; анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей пре­одоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследова­ние процессов и проблем совершенствования государст­венного строя и социалистической демократии, воспита­ния патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в других странах» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами КПСС поставлена задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич. общества.

Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в том, что они носят всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах социальной жизни и во всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут действовать как на всём про­тяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах, выступая в своеобразных формах.

В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие закономерности, как со­юз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура пролетариата, преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма, куль­турная революция, установление равноправия и брат­ской дружбы между народами, пролетарский интерна­ционализм, защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов.

В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает действовать ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в новых историч. услови­ях (напр., планирование экономики и социального раз­вития). Вместе с тем прекращается действие закономер­ностей, связанных с исчезновением породивших их условий (напр., диктатура пролетариата). Складыва­ются также новые закономерности, напр. с возникнове­нием мировой системы социализма.

Общие закономерности этапа возникновения комму­нистич. формации, закономерности совр. мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необхо­димость социалистич. революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд. стране при наличии объективных и субъективных пред­посылок; руководство рабочего класса во главе с марк­систско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового революц. процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру-

дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расши­рение социальной базы мирового освободит. движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномер­ность развития мирового революц. процесса и разновре­менность победы социалиста, революции в различных странах; мирное сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой борьбы.

К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести утверждение подлинного наро­довластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и непосредственно путём коммунистич. обществ. само­управления; постановку в центр социального развития человека как главного богатства общества; сознат. ха­рактер преобразования социальных процессов и науч. характер управления ими при руководящей роли ра­бочего класса и марксистско-ленинской партии; ут­верждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных процессов, всех сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и конкуренции, противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому неравенству; форми­рование подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от эксплуатации людей на основе обществ. собственности; закон складывания со­циальной однородности при одновременном всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы масс; закон социальной эволюции, про­исходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы КПСС, братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн. закономерности стро­ительства развитого социализма.

В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма, особенность категорий и законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и развитием одной - коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич. общество, категории Н. к. отражают об­щие процессы развития коммунистич. формации, а также конкретные формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к конкретным наукам о социализме и коммунизме мето­дология, функцию. Наиболее общей категорией Н. к. является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода от капитализма к ком­мунизму, социалистич. революция, диктатура пролета­риата, переходный период от капитализма к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм.

Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац. характер. Он является результатом обобщения не только опыта революц. дви­жения в той или иной отд. стране, но и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие закономерности и специфику строительства со­циализма и коммунизма во всех странах, совершаю­щих переход к коммунизму.

На различных ступенях развития общества в зависи­мости от конкретно-историч. обстановки те или иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах, осуществляющих социалистич. преобразо­вания, гл. объектом изучения выступают проблемы переходного периода от капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в центре Н. к. стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со всеми тру­дящимися.

Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна должна иметь свою теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др. признакам, как не может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич. особенностей развития отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац. и нац. задач трудящихся в борьбе за торже­ство социализма и коммунизма — непременное условие успеха междунар. революц. движения.

В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме выдвигается на одно из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать практич. рекомендации в осуще­ствлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич. борьбу против буржуазных и ревизионистских теорий.

На совр. этапе важнейшее значение имеет всесто­ронний анализ развитого социалистич. общества, его критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей, лежащих в основе пере­растания социализма в коммунизм, выявления движу­щих сил этого процесса, реальных противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в условиях развитого социалистич. об­щества приобретает и проблема возрастания руководя­щей роли рабочего класса и коммунистич. партии, рас­крытие сущности новой историч. общности — советско­го народа, путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной однородности об­щества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и развития духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и коммунистич. образа жизни. Исклю­чит. значение приобретает науч. разработка проблем уп­равления социальными процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимущества­ми социализма. В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего сотрудни­чества братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и некапиталистич. пути раз­вития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса капитализма и освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар. мира и мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

А. М. Ковалёв.

«НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ», материалистич. на­правление в совр. бурж. философии, сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представите­ли — Г. Фейгл, Дж. Старт, Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др. Идейные истоки «Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие стимулировали достижения биохимии, физиологии, психологии, ки­бернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич. пробле­матику и фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич. позитивизмом «псев­допроблемой».

Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается от остальной природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к функционирующему мозгу, следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать ис­черпывающее описание человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов», тождест­венны физическим, составляют их подкласс. Возмож­ность полной редукции духовного к физическому долж­на быть строго доказана науч. исследованиями, что ока­зывается необходимым условием создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что обоснование материализма полностью зависит от науки и производится её средствами. Расхождения в трактовке таких понятий, как «ментальное» и «физиче­ское», а также в построениях моделей редукции пси­хического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный материализм» предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «мен­тальных» терминов и замена их точными науч. терми­нами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материа­листы» утверждают, что тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук-

НАУЧНЫЙ 413

ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и др.). Особое место в рам­ках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функ­циональный материализм» (X. Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны

не физич. процессам, а определ. функциональным сос­тояниям живой системы; функциональные свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функ­циональный материализм» свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и «телесного». В русле «Н. м.» стала усиливаться тенден­ция к «эмерджентистскому материализму» (Дж. Марго-лис, Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему против ради­кального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики, культуры определяются в ка­честве эмерджгнтных свойств высокоразвитых матери­альных систем, образующих новое качество, целост­ность и не сводимых к свойствам отд. элементов или подсистем той системы, которая обладает данным каче-

ством.

Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы домарксистского метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием фи­зического и интерпретируя материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалис­тов» остаются объекты, к-рые не могут быть редуци­рованы к «физическому» (напр., экономич. отношения, социальная революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с физическим, «Н. м.» устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко сциентистское пони­мание сознания но учитывает содержательно-ценност­ных его аспектов.

Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в области психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта проблемы сознания. Для него характер­ны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма, дуализма, спиритуалистич. трактовок ду­ховной деятельности.

• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, § 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М., Несостоятельность психофизич. дуализма, там же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.— Ν. Υ., 1968; Materialism and the mind-body problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds, Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the mind-body problem, Oxf., 1979.

НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклас­совую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключи­тельности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотно­шений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Бур­жуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего гос­подства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чу­жеземной буржуазии, закрепления и расширения это­го господства путём порабощения др. наций. Н. ис­пользуется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его клас­совых задач, посеять между трудящимися разных на­ций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц.