logo
Философский энциклопедический словарь

250 Касб

• Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P. A. .Schupp, В., 1960.

КАСТЫ (португ. casta — род, поколение, происхож­дение, от лат. caslus — чистый; санскр. эквивалент — джати), эндогамные наследств, группы людей, зани­мающие оцредел. место в социальной иерархии, свя­занные с традиц. занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки касто-вого деления имелись в обществ. строе многих древних и ср.-век. гос-в (привилегиров. К. жрецов в Др. Египте, Др. Иране, сословие самураев в Японии и т. д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она воз­никла в древнем и раннесредневековом обществе пер­воначально в рамках четырёх сословий — варн — в процессе складывания этнич. общностей из родо-плем. групп и формирования феод. социально-классо­вой структуры. Образование новых К. (гл. обр. ремес­ленных и торговых) было связано с дальнейшим обществ. разделением труда. «Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов», — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., т. 3, с. 38). Система К. — важный составной эле­мент всей религ. системы индуизма. Индуизм способ­ствовал развитию универсальности кастовой органи­зации: раз возникнув, К. вбирали в себя любую груп­пу — сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому наряду с осн. массой К., вы­ражавших сословно-классовое и проф. деление индийского феодального общества, возникли К. на основе религиозных сект (госаин, йоги, лингаяты) и ас­симилированных крупными этническими общностями племён.

В пределах расселения каждой инд. народности К. образуют иерархич. структуру. Верх, слой кастовой иерархии составляли брахманские и воен.-земледельч. К., из к-рых формировался класс феодалов. Высокое место занимали гор. торгово-ростовщич. К. Ниже стоя­ли К. арендаторов и ремесленников нек-рых специаль­ностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). Самые низшие ступени сословно-кас-товой иерархии занимали К., члены к-рых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукре-постных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких К. Поэтому они получили назв. «неприкасаемых».

К. функционируют в оиредел. терр. границах (дерев­ни, группы деревень, гор. квартала, всего города). Во главе К. стоят советы - панчаяты, к-рые контроли­руют экономич. и обществ. деятельность членов К., следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.

К. оказали влияние на формирование классов в инд. обществе. Так, осн. часть инд. буржуазии — выходцы из торгово-ростовщич. К., осп. часть верх. слоев кресть­янства, а также чиновничества и интеллигенции — из воен.-земледельч. и брахманских К. «Неприкасаемые» стали одним из гл. источников формирования с.-х. пролетариата.

По инд. конституции (1950) К. равноправны, касто­вая дискриминация запрещена законом (1955). Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё ис­пользуются в политич. борьбе, поскольку политич. структура совр. Индии своеобразно адаптировала К. как наиболее универсальную в стране форму тради­ционной обществ. организации. Коммунистич. партий Индии и др. прогрессивные силы борются за фактич. равенство К.

• К. в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. К., Община и К. в Хиндустане, М., 1971; S e na r t E., Les castes dans Plndc P., 1927; Η υ 11 o n .Т.Н., Caste in India, I;., 19613; G h u-ryc G. S., Caste, class and occupation, Bombay, 19614· Kar ye I., Hindu society — an interpretation, Poona, 1961; S r i n i v a s M. N., Caste in modern India,Bombay,1962; D u -m o n t L., Homo hierarchicus, P., 1966.

КАТАРСИС (греч. — очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущ­ности эстетич. переживания. Восходит к древнему пи­фагореизму, к-рый рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от страстей или от наслаж­дений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. зна­чение музыки, благодаря к-рой люди получают облег­чение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, раз­витое в не дошедшей до нас части «Поэтики», вызвало появление целой лит-ры о том, как следует понимать здесь К. (см. «Поэтика»).

В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обо­значения одного из методов психотерапии, • Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] — Аристо­тель и поздняя классика, М., 1975, с. 178—215; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T., Inspiration and Katharsis, Uppsala, 1966.

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. κατα­φατικός — утвердительный), теология, описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибу­тов и обозначений, употребление к-рых в силу транс­цендентности бога мыслится неизбежно метафориче­ским, но в силу т. н. аналогии бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным. См. Апофатическая теология.

КАТЕГОРИИ (от греч. κατηγορία — высказывание, обвинение; признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наи­более существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи фор­мами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и от­ношения бытия и познания во всеобщей и наиболее кон­центрированной форме.

Ранние формы филос. анализа К. возникли в древ­ности в учениях, пытавшихся выявить осн. принципы бытия. Впервые учение о К. было систематически из­ложено в трактате Аристотеля «Категории», обобщив­шем попытки предшествующей филос. мысли выделить наиболее общие понятия о мире и способах его позна­ния. Составленная Аристотелем таблица включала та-кие К., как сущность (субстанция), количество, ка-чество, отношение, место, время, положение, состоя-ние, действие и страдание; она оказала определяющее влияние на развитие учения о К. вплоть до нового вре-мени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с достижениями философии и конкрет-ных наук.

Новый этап в анализе К. открыло учение Канта, к-рый рассматривал К. как априорные формы рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта, структуру его мышления. У Канта К. де­лятся на следующие разряды: качество (реальность, от-рицание, ограничение), количество (единство, множест-во, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта, связанная с его апри­оризмом, игнорировала отражат. характер К.: послед­ние рассматривались у Канта как неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.

Новый подход к К. и диалектич. трактовку их на ос­нове объективного идеализма выдвинул Гегель. Пред­ставляя взаимосвязи и взаимопереходы К. как порож-дения абс. идеи, он свёл их в следующую таблицу: бы-тие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), поня­тие (субъект, абс. идея, объект).

В совр. бурж. философии отрицается объективной значение К., их диалектич. взаимосвязь, обусловлен-ность их развития науч. познаниим и обществ.-историч.

практикой. В логич. позитивизме (Р. Карнап, О. Ней-

рат) филос. анализ К. подменяется формально-логич. анализом терминов языка, соотношений между ними в связи с изучением таких областей науч. знания, как логика, математика, физика. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), отражая кризис личности в условиях совр. бурж. общества, возводит в ранг онтологич. К. чувства страха, «заброшенности», «за­боты» и т. п. Попытки преодолеть субъективно-идеа-листич. установки неопозитивизма приводят нек-рых представителей бурж. философии к использованию ка­тегориального аппарата объективного идеализма (Поп-пер). Представители неотомизма выдвигают религ.-идеалистич. толкование К., утверждая, что они су­ществовали изначально в божеств. разуме как прооб­разы реальных вещей, свойств, отношений.

В системе диалектич. материализма К. рассматри-ваются как результат обобщения опыта историч. раз­вития познания и обществ. практики. К. (такие, как единичное и особенное, часть и целое, форма и содер-жание и др.) являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей. Характеризуя познават. значение К., В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделя­ет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (ПСС, т. 29, с. 85). В процессе ис-торич. развития общества и познания изменяется роль и место отд. К. Филос. мышление обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем происходит дальнейшее развитие уже сложившихся Κ.

Развитие науч. знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, к-рые приобретают кате-гориальный смысл, поскольку они выполняют по от-ношению к конкретным областям знания функцию, сходную c K. филocoфии. Сyществуют приcyщиe мн. наукам (т.н. общенаучные — напр., информация, са-морегуляция, симметрия). В науч. познании выделяют К., к-рые определяют предмет конкретной науки (напр., вид, организм в биологии и др.). В совр. фило­софии анализируется науч.-категориальный аппарат, имеющий свою специфику и не совпадающий с системой филос. К., хотя и неразрывно связанный с ней. Выяв-ление осн. элементов категориального аппарата кон-кретной науки позволяет раскрыть логику её разви-тия, закономерного преобразования строя сё понятий. К. философии1 постоянно аккумулируя в себе резуль-таты развития отд. наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренч. и общеметодологич. моментов в содержании науч. мысли.

К. филос. науки находятся в определ. связи между собой и представляют собой систему, к-рая строится на основе единства исторического и логического. Каж-дая из К. может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Важной задачей марксистско-ленинской философии является построение такой системы К., к-рая в сокращённом виде отражала бы формирование и историч. развитие категориальной структуры че-ловеч. мышления. См. также Диалектический мате­риализм, Диалектика.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И,, Филос. тетради, ПСС, т. 29; Георгиев Ф. И., К. материалистич. диалектики, М., I960; Шептулин А. П., Система К. диалектики, М., 1967; К. диалектики как ступени познания, М., 1971; Сага-товский В. Н., Основы систематизации всеобщих К., Томск, 1973; Материалистич. диалектика. Краткий очерк тео­рии, М., 1980, гл. 1. А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. impera-tivus — повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначаю­щий,в отличие от условного «гипотетич. императива»,

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ 251

основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руковод­ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, что­бы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характер­ное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был подвергнут критике Гегелем.

Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант «... превратил материаль­но мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения "с в ο­б о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человече­ской воли, и сделал из неё таким образом чисто идеоло­гические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с. 184).

• P a t о n Η. I., The categorical imperative, L.— Ν.Υ., 1947; Williams T. C., The concept of the categorical imperative, Oxf., 1968.

«КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ» (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра), разновидность бурж. социа­лизма. Возник в Германии в 60—70-е гг. 19 в. в ка­честве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. В 1872 они объеди­нились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских ка­федр необходимости вмешательства гос-ва в экономич. и социальные отношения якобы для введения «социа­лизма» сверху. Идейные истоки «К.-с.» — в концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный социализм»).«К.-с.»был «... естествен­ным и неизбежным выражением теоретической трусо­сти и политической растерянности тамошней буржуа­зии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедер-социалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во «народным гос-вом», чинов­ничество и монархич. власть «единственно нейтральны­ми элементами в классовой борьбе», способными обе­спечить улучшение положения трудящихся, доказы­вали возможность социального решения рабочего воп­роса путём полицейской регламентации труда, возрож­дения обычаев ср.-век. цехов и пр. К. Маркс и Ф. Эн­гельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство перед ним оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России и междунар. ревизио­низма. В кон. 19 — нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значи­тельно упало. Нек-рые его идеи позднее были воспри­няты идеологами реформизма, политич. реакции.

• Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 19; Э н г е л ь с Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», ПСС, т. 5; е г о ж е, Против бойкота, там же, т. 16; его же, Анкета об организациях крупного капита­ла, там же, т. 21; V ö l k е г l i n g F., Der deutsche Katheder-Sozialismus, B., 1959.

КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causalis — причинный), то же, что причинность.

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16.10.1854, Прага, -17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала. В идейном раз­витии К. эволюционировал от домарксистских взгля­дов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для филос. взглядов К. характерно эклектич. соеди-