logo
Философский энциклопедический словарь

166 Диктатура

соцпалистич. общества. Широта союза рабочего класса с др. демократич. силами зависит от конкретно-историч. условий, а также от гибкой политики пролет. гос-ва.

Власть рабочего класса и всех трудящихся на прак­тике воплощается в системе политич. и обществ. орг-ций, к числу к-рых относятся: органы гос-ва, политич. партии, профсоюзы, кооп. объединения, молодёжные орг-ции и др. Руководящей силой в системе Д. п. яв­ляется марксистско-ленинская партия рабочего клас­са. Она играет особую роль в политич. системе стран социализма. Партия руководит всеми гос. и обществ. орг-циями, но не подменяет их. Она добивается осу­ществления своей политики, действуя через членов пар­тии, работающих в гос. аппарате и в обществ. орг-циях.

Для всех соцпалистич. стран характерно возрастание роли масс в общественно-политич. и хоз. жизни. Это­му способствуют принципы устройства всех орг-ций Д. п. на основе демократического централизма. Дик­татура рабочего класса порождает исторически новый тип демократизма — пролет. демократию, направляе­мую и руководимую рабочим классом, к-рая служит классам и группам населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства общества.

Власть рабочего класса вырастает из конкретных ус­ловий освободит. борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различ­ных форм. «Все нации придут к социализму, — писал Ленин, — это неизбежно, но все придут не совсем оди­наково, каждая внесет своеобразие в ту или иную фор­му демократии, в ту или иную разновидность диктату­ры пролетариата, в тот или иной теми социалистиче­ских преобразований разных сторон общественной жизни» (ПСС, т. 30, с. 123).

Разнообразие форм Д. п. объясняется тем, что на фор­му пролет. власти, наряду с определяющим влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу к-рых относятся: уровень экономич. и политич. развития страны, расстановка классовых сил в ней и соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь разви­тия социалистич. революции, уровень политич. созна­ния народа, нац. традиции.

Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871. Советы были формой Д. п., рождённой революц. опытом рабочего класса, нар. масс России и утвердившейся в результате Вели­кой Οκτ. социалистич. революции. В ходе дальнейших революций после 2-й мировой войны родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие рево­люц. движения убедительно показало наличие общих черт власти рабочего класса для всех стран, осущест­вляющих переход к социализму. Опыт стран нар. демо­кратии свидетельствует, что при благоприятной внутр. и внеш. обстановке есть возможность перехода от де­мократич. этапа революции к социалистическому и установления власти рабочего класса без гражд. вой­ны. Слом старой гос. машины в этих условиях может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакц. частей её, преобразования и исполь­зования традиционных демократич. форм. Переход народов др. стран к социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ, вста­ющий на путь социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистич. рево­люцию и установить политич. власть рабочего класса и всех трудящихся.

Построение социализма вызывает изменение харак­тера, задач, функций, форм и методов деятельности власти рабочего класса. В связи с ликвидацией эксплуа­таторских классов в той или иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой осно­ве начинается процесс перерастания гос-ва Д. п. во всенародную орг-цию тружеников соццалистич. об­щества. В СССР гос-во Д. п. превратилось в общенар. социалистич. гос-во, пролет. демократия — во все-

нар. социалистич. демократию. «Выполнив задачи дик­татуры пролетариата, Советское государство стало об­щенародным», — говорится в Конституции СССР.

* M a p к с К. и ЭнгельсФ., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; е г о же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.; там же, т. 7; е г о же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; е г о же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; е г о же, [Письмо] И. Вейдемейеру 5 марта 1862 г., там же, т. 28; Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, ПСС, т. 31; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; его ж е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его ж е, О «демократии» и диктатуре, там же; его же, О гос-ве, там же, т. 39; е г о ж е, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1989: Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; К 100-летию со дня рождения В. И. Ле­нина. Тезисы ЦК КПСС, M., 19В9; Науч. коммунизм. M., 19815.

Ф. М. Бурлацкий.

ДИЛЕММА (греч. δίλημμα, от δ£ς — дважды и λήμμα — лемма, предположение, посылка), форма умоза­ключения (логич. вывода), посылки (исходные допу­щения) которого имеют гипотетич. (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат. буквами обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...» понимать соответственно как логич. отрицание, дизъ­юнкцию и импликацию (см. Логические операции), то т. н. конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или С; следовательно, В или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В; следовательно, В» (простая конст­руктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (от­рицающие) Д. имеют соответственно вид: «если А, то ß; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если А, то В; если А, то С; не В или не С; следовательно, не А».

Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиома­ми) в совр. формальной (математич.) логике (см. Ис­числение высказываний, Логика высказываний), а содер­жательные их формулировки используются как ору­дия дискуссий и споров (напр., распространённым инструментом логич. опровержения служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. пони­мают затруднит. ситуацию выбора между двумя равно неприятными возможностями.

ДЙЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне,— 1.10.1911, Зайс), нем. историк культуры и философ-идеалист. Представитель философии жизни; основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» (истории идей) в нем. истории культу­ры 20 в. Филос. воззрения Д. формировались под влия­нием, с одной стороны, нем. идеализма и романтизма (внимание к миру субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-франц. позитивизма (Дж. С. Милль, Огюст Конт; антиметафизич. установка и ме­тод психологизма как анализ непосредственных дан­ных сознания). Влияние на Д. оказало также неокан­тианство баденской школы (противопоставление ес-теств.-науч. и культурно-историч. познания).

Центральным у Д. является понятие жизни как спо­соба бытия человека, культурно-историч. реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам ость история, к-рая только и раскрывает, что он такое. От человеч. мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии (как «науки о духе»), по -Д., — понять «жизнь» исходя из неё самой. В связи с этим Д. вы­двигает метод «понимания» как непосредств. постиже­ния нек-рой духовной целостности (целостного пережи­вания). Понимание, родственное интуитивному проник­новению в жизнь, Д. противопоставляет методу «объяс­нения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внеш. опытом и связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собств. внутр. мира достигается с помощью интроспекции (самонаб­людения), понимание чужою мира — путём «вжива-

ния», «сопереживания», «вчувствования», по отноше­нию к культуре прошлою понимание выступает как метод интерпретации, названный Д. герменевтикой: истолкование отд. явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.

В более поздних работах Д. отказывается от интро­спекции как психологич. способа «понимания», сосредо­точиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного духа». Здесь Д. во многом предвосхищает неогегельянство. -Однако он отрица­тельно относился к панлогизму; в противоположность Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтич. склонность к признанию «последней тайны» жизни, к к-рой интер­претатор может только приближаться, но не постигать её до конца. Вслед за романтиками Д. рассматривает целостность историч. образований через призму це­лостности человеч. личности — его осн. историч. ис­следования построены по принципу соединения мно­жества биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. является релятивизм, к-рый характеризу­ет также и его учение о трёх осн. типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной уста­новки: натурализме, идеализме свободы и объектив­ном идеализме. Д. оказал большое влияние на развитие бурж. философии 20 в., особенно на экзистенциализм. • Gesammelte Schriften, Bd 1—18—, Gott., 1950—77—; в рус. пер.— Описат. психология, М., 1924; Типы мировоззре­ния и обнаружение их в метафизич. системах, в сб.: Новые идеи в философии, М 1, СПБ, 1912.

φ Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 131—42; Spran­ger E., W. Dilthey, Lpz., 1912; Hodges H. Α., The phi­losophy of W. Dilthey, L., 1952; Bollnow О. Р., Dilthey Stuttg., 19552; Ermarth M., W. Dilthey: the critique of historical reason, Chi.—L., 1978 (библ.). ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ, введён­ные О. Контом понятия, обозначавшие различный под­ход к изучению обществ. явлений. Социальная динами­ка осн. внимание уделяла изучению процесса изме­нений социальных явлений, его обусловленности, на­правленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ. от­ношений или общества к новым условиям, разрабаты­валась теория прогресса и т. д. Предмет социальной статики — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология со­циальных структур, закономерности их взаимодей-' ствия, типология социальных институтов и их функ­ционального соответствия. Проблемы Д. и с. с. изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Ку­ли, У. Самнер, Э. Дюркгейм, Л. Визе, Б. Малиновский.

Уже Конт подчёркивал условность разделения Д. и с. с. Однако в истории социологии это противопостав­ление привело к осознанию специфики методов иссле­дования процессов функционирования и процессов раз­вития общества и его институтов. Термины Д. и с. с. сохранили свой смысл лишь в исследованиях по ис­тории социологии.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, см. Стати­стические и динамические закономерности. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, совокупное обо­значение различных направлений в совр. психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтари-стич. концепции Джемса. Сторонники этого направле­ния (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди) стали рассмат­ривать реакции организма на внеш. стимул не как изо­лированный акт типа механич. толчка, а как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности организма и определяющийся прежде всего

ДИНАМИЧЕСКАЯ 167

его потребностью, которая делает организм чувстви­тельным к одним раздражителям и безразличным к другим.

В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в ши­роком смысле для обозначения разнообразных психо-логич. концепций, к-рые, в противоположность стати­ческому подходу к психике (напр., в ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, вос­приятий, представлений), уделяют преимущест. внима­ние динамич. аспектам психики — побудительным моти­вам, влечениям, интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом как результат действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., к-рые понимаются как бессознат. влечения (психоанализ и др. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц), целевые действия (У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направле­ния в психологии личности, к-рые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г. Олпорт, Г. Мёрфи и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её формиро­вании.

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης ό Άπολλωνι-άτης) (неизвестно, из понтийской или критской Апол­лонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспы­татель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н. э. жил и учил в Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалер-ского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего — судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Сим-пликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов — словоупотребление 5 в.), «Мете­орология» и физиологоанатомич. трактат «О природе человека». Д. А. возродил тезис Анаксимена о возду­хе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космич. «разуме», к-рый он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анак-сименовым воздухом, в результате сгущения и разре­жения рождаются и распадаются бесчисл. миры, целе­сообразное устройство к-рых обеспечивается присутст­вием в них космич. «разума» Анаксагора — такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и нек-рым совр. исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее, правильнее будет говорить об органич. син­тезе.

Натурфилософия Д. А.— монистич. реакция на плю-ралистич. системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против к-рых и был направлен трактат «Против софи­стов») и гилозоистич. реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы перехо­дить друг в друга и взаимодействовать, Д. А. факти­чески формулирует платоновско-аристотелевское по­нятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его теорию субстрата противо­положностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Д. А.) суб­станцию с воздухом (к-рый сам по себе лишён качеств), Д. А. впервые применяет телеологич. аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регуляр­ность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его на-