logo
Философский энциклопедический словарь

460 Определение

С возникновением междунар. коммунистич. движе­ния О. неоднократно пытался закрепиться в его ря­дах. Уже в первые годы развития этого движения, ре­шительно боровшегося против влияния социал-рефор­мизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное распространение левацкие взгля­ды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920) дал анализ сущности и различ­ных форм проявления «левого» О., возникших в пе­риод формирования мирового коммунистического движения.

Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х гг. (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б. Петков, О. Шик и др.), а так­же в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых пу­тей» к социализму для развитых капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма, идеализировалась бурж. демократия, противопостав­лялись коммунистич. партии социалистич. и капи­талистич. стран. Типичное течение «левого» О. — троцкизм.

В коммунистич. движении марксисты-ленинцы ведут решит. борьбу против правого и «левого» О., их теоретич. установок и практич. действий.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Еракке и др., 17—18сент. 1879 г., Соч., т. 34; Л е н и н В. И., Марксизм π ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 20; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» О. Сб., М., 1964; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социа­лизм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих-партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; см. также лит. к статьям Ревизионизм, Реформизм.

А. П. Бутенко.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, дефиниция (лат. definitio), логич. приём, позволяющий: 1) формулировать крите­рии отличения изучаемого объекта от др. объектов (т. е. производить спецификацию объекта), а также специфич. способы его построения, употребления; 2) формировать значение вновь вводимого знакового выражения или уточнять значение имеющегося выра­жения в к.-л. языке (естественном, языке идеографич. символизма, формализов. языках логики). Т. к. ре­зультаты изучения объектов отображаются в поня­тиях, О. иногда рассматривается как формулирова­ние в явной и сжатой форме осн. содержания понятий.

В отличие от др. логич. средств (напр., правил вы­вода) О. формулируются в процессе науч. исследования в явной форме и составляют важнейшую часть науч. теорий, их фрагментов, более или менее законченных рассуждений.

Все О. подразделяются на явные и неявные. Явными называются О., имеющие структуру Dfd Dfn, где Dfd то, что определяется, Dfn то, посредством чего определяется Dfd; а знак дефинициального равенства (нек-рый способ отождествления Dfd и Dfn). В явных О. заключено правило введения Dfd (прави­ло замены Dfn на Dfd) и правило удаления Dfd (пра­вило замены Dfd на Dfn). Неявные О. — это аксиома-тич. О., к-рые носят круговой характер: в них исход­ные термины определяются друг через друга и при этом отсутствуют правила введения и удаления для опре­деляемых исходных терминов внутри теории.

Все явные определения подразделяются также на но­минальные и реальные. Номинальные О. — О., по­средством к-рых вводятся в язык новые знаковые вы­ражения и уточняются уже существующие. Реальные О. — О., посредством к-рых специфицируются изучае­мые объекты. Наконец, явные О. подразделяются на классификационные (О. через род и видовое отличие) и генетические. В классификационных О. в Dfn ука­зывается область предметов, соответствующая родо-

вому признаку, из состава к-рой выделяется Dfd по специфич. (видовым) для него признакам [напр., О. «параллелограмм есть четырёхугольник (область, соот­ветствующая родовому признаку), у к-рого стороны по­парно параллельны (видовое отличие)»]. В генетич. О. указываются специфич. свойства для образования, построения Dfd. В логике различают также синтаксич. и семантич. О. Первые — это явные О., по отношению к к-рым непосредственно применимо правило взаимо­заменимости Dfd и Dfn в различных контекстах; вто­рые — это О., в к-рых Dfd нек-рое знаковое выра­жение, a Dfn обозначаемый им объект (напр., «термин „пятиугольник" употребляется для обозначе­ния многоугольников с пятью сторонами»); такое се­мантич. О. может быть переведено в синтаксическое (напр., «пятиугольник есть многоугольник с пятью сторонами»).

По отношению к явным аналкгич. О., классич. пред­ставителем к-рых являются О. через род и видовое отличие, формулируются след. правила: 1) правило взаимозаменимости Dfd и Dfn в различных контекстах: если имеется истинный контекст К и если в нём встре­чается Dfd, а также Dfn некоторого О. Dfd ≡ Dfn, то они могут быть заменены друг на друга; при этом истинный контекст К останется истинным. Для изо­лированно рассматриваемых реальных О. через род и видовое отличие это правило формулируется как правило соразмерности понятий Dfd и Dfn: поня­тия Dfd и Dfn должны иметь один и тот же объём. 2) Правило запрета порочного круга: в явном О. за­прещается Dfd определять через Dfn, которое в свою очередь определено через Dfd. Так, нельзя истину определить как верное отражение действительности, если до этого верное отражение действительности было определено как такое, к-рое приводит к истине. 3) Пра­вило однозначности: в пределах науч. теорий и их фрагментов каждому Dfn должен соответствовать лишь один единств. Dfd (но не наоборот). Это правило исключает из науки явления омонимии и является средством формирования науч. терминологии. 4) Пра­вило непротиворечивости: О. не должно быть проти­воречивым; введение новых явных О. в теорию не долж­но приводить к противоречивости теории.

* Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; е г о ж е, Диалектика природы, там же; Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., Соч , т. 2, М., 1978; К о т a p б и н ь с к и й Т., Избр. произв., пер спольск., М., 1963, с. 559—64, 627—37; Горский Д. П., О., М., 1974; Попа К., Теория О., пер. с рум., M., 197B.

Д. П. Горский.

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ, одно из осн. понятий методо­логии дедуктивных наук, связанное с особенностями и возможностями языковых средств описания и форма­лизации, а также с аксиоматич. построением теорий. Различают О. синтаксическую и семантическую (см. Синтаксис и Семантика). Понятие синтаксически оп­ределимо в данной теорий, если на её языке можно записать явное (номинальное) определение этого по­нятия через др. понятия той же теории, причём такое, что его (определения) замыкание доказуемо в данной теории. Т. е. понятие синтаксически определимо, если возложен перевод содержащих это понятие вы­ражений (аксиом, теорем) теории в дедуктивно экви-валентные выражения той же теории, в к-рых опреде­лимое понятие всюду замещено понятиями, его опре­деляющими. Синтаксич. О. — это вопрос о связи понятий (терминов) теории, подобный вопросу о связи её утверждений по отношению выводимости. Поэтому теоретически важно иметь общий метод доказательст­ва О. или её отрицания. Именно такой метод дают тео­ремы об О. Э. Бэта и В. Крейга, устанавливающие эк­вивалентность синтаксич. О. и нек-рых ограничит. условий на характер моделей теории. Обе эти теоремы апеллируют к понятию семантич. О. (введено А. Тар-ским, 1933), к-рая относится к выразит. возможностям языка теории, к связи понятий (терминов) теории

с действительностью. Семантич. О, означает «ото-бразимость» в теории объектов действительности (в т.ч. и абстракций — свойств, множеств, отношений и т. п.), свидетельствуя о наличии их «языковой моде­ли». Понятие к.-л. содержательной области семанти­чески определимо в теории, если найдётся формула (выражение), переводящая это понятие на язык тео­рии (причём такая, что её замыкание выполнимо в ука­занной содержательной области). Про объекты об­ласти, семантически определимые в теории, говорят, что они определимы в этой области. Хотя синтаксич. и семантич. О. различны, их можно поставить в связь в метаязыке, полагая зависимость семантич. О. объек­та в области от истинности синтаксич. определения этого объекта в той же области.

• Л и н д о н Р., Заметки по логике, пер. с англ., М., 1968, с. 113—16; Клини С. К., Математич. логика, пер. с англ., М., 1973, с. 432—40; Садовский В. Н., С ми p н о в В. А., Полная и неполная О. в теориях первого порядка, в кн.: Мето­ды логич. анализа, М., 1977.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ,

категории марксистской философии, выражающие со­бой противоположности, единством и взаимопроникно­вением к-рых является человеч. предметная деятель­ность. Опредмечивание — это процесс, в к-ром человеч. способности переходят в предмет и во­площаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). Деятельность опредмечивается не только во внеш. результате, но и в качествах само­го субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Распредмечивание — это процесс, в к-ром свойства, сущность, «логика предмета» становят­ся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются пред­метным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, к-рые он тем самым включает в свой обществ. мир. О. и р. раскрывают внутр. динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеч. деятельностью.

О. и р. заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из не­го такие изменения, к-рые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит её ценнос­ти; в-третьих, совершается О. и р. самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в меж­человеческие отношения, в историческую связь с об­ществом.

Открытие К. Марксом категорий О. и р. имеет фунда­ментальное значение для исследований в области филос. проблемы человека, для осмысления принципов и перспектив коммунистич. воспитания.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ, доказательство ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предполо­жений или доказательств. Логику преим. интересует О. доказательства — наиболее важный вид О. По­добное О. можно осуществлять, 1) опровергая тезис доказательства, 2) опровергая аргументы доказатель­ства, 3) опровергая способ доказательства. При О. тезиса либо устанавливают его ложность (посредст­вом указания противоречащих ему фактич. обстоя­тельств или вывода из него ложных следствий), либо строят самостоят. доказательство антитезиса — суж­дения, противоречащего тезису. При О. оснований до­казательства или его аргументов используют те же приёмы, что и при О. тезиса. При О. формы доказа­тельства выясняют, что тезис логически не следует из аргументов. Наиболее сильным является О. тезиса

ОПРОВЕРЖЕНИЕ 461

доказательства. О. аргументов или способа доказа-тельАва сами по себе не устанавливают ошибочности доказываемого тезиса и могут способствовать поиску его корректного доказательства. Процедура О. ши­роко используется во всех областях познават. деятель­ности человека, являясь её рациональным критич. элементом.

* А с м у с В. Ф., Учение логики о доказательстве и О., М., 1954; Л а к а т о с И., Доказательства и О., пер. с англ., М., 1967.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, ха­рактеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или не­гативного отношения к сущему и ожиданий от буду­щего. В этом отношении проявляются общая духов­ная атмосфера эпохи, особенно в периоды социальных сдвигов, а также умонастроения обществ. групп и классов, идеология к-рых выражает их восхождение к господству и стремление переустроить общество на более справедливых началах или, наоборот, — упа­дочные настроения классов, сходящих с историч. аре­ны (напр., совр. буржуазия). О. и п. — это ценностная (см. Ценность) сторона мировосприятия, в ней мир ос­мысливается лишь с т. зр. соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Это общий тон и настрой, пронизывающий конкретное содержание представлений, но не обуслов­ливающий его строго однозначно. О. и п. могут быть присущи как непосредственно-чувств. мироощущению, так и мировоззрению в целом. В первом случае это светлый или мрачный эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего, радостное приятие су­ществующего или настроение безысходности. Во вто­ром — это учение о «сущности» мира, где добро и зло часто онтологизируются, изображаются как незави­симые друг от друга начала мира, а борьба между ними — как внутренняя пружина или смысл налич­ных явлений, происходящих событий, истории в це­лом.

Марксистское мировоззрение не имеет ничего общего с идеалистич. и метафизич. концепциями О. и п. Науч. взгляд на историю не допускает истолкования развития человечества, в к-ром историч. восхождение изобража­ется лишь как внеш. проявление борьбы двух изначаль­но существующих абс. начал — добра и зла. Представ­ление о том, что мир в целом «идёт к лучшему», харак­терно для обыденного сознания. Предел этого движе­ния (окончат. победа добра над злом) заключает в себе логич. противоречие, т. к. добро и зло — понятия со­относительные и такое идеальное совершенство мира означало бы конец истории. В действительности мысль о борьбе добра со злом имеет смысл только применитель­но к конкретному историч. моменту, и победа добра реально может означать только решение к.-л. социаль­ной проблемы, переход от не удовлетворяющего че­ловека состояния к лучшему будущему, к-рое вы­ступает как цель социального действия. По словам В. И. Ленина, «... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (ПСС, т. 29, с. 195). Понятие обществ. прогресса в марксист­ской науке имеет в виду историч. восхождение обществ.

жизни, человеч. жизнедеятельности ко всё более высоким (усложняющимся, более универсаль­ным, свободным, сознательным и т. п.) формам, изме­ряющееся не степенью осуществления раз и навсегда данных понятий справедливости, счастья, благоденст­вия или извечной сущности человека, а практич. ре­шением задач, стоящих перед обществом в каждый ис­торич. момент (напр., социалистич. революция, строи­тельство нового общества). Это движение бесконечно (коммунизм есть начало подлинной истории), и каж-