logo
Философский энциклопедический словарь

186 Жизнь

организма осуществляется путём синтеза согласно генетическому коду различных белков, к-рые благо­даря своему разнообразию и структурной пластично­сти обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе эволюции возникли не­превзойдённые по своему совершенству живые управ­ляющие системы. Т. о., Ж. характеризуется высоко­упорядоченными материальными структурами, к-рые составляют живую систему, способную в целом к са­мовоспроизведению.

Ж. возможна лишь при определенных физич. и химич. условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов (напр., при высушивании семян или глубо­ком замораживании мелких организмов) не ведёт к по­тере жизнеспособности. Если сохраняется неповреж-дённой структура, она при возвращении к нормаль­ным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Ж. качественно превосходит др. формы существова­ния материи в отношении многообразия и сложности химич. компонентов и динамики протекающих в жи­вом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности струк­турной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетич. экономичность живого — результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т. е. являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к упорядочению, к созданию порядка из хаоса (т. е. противодействия возрастанию энтропии). Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде, так что в целом процесс повышения энтропии продолжается.

Ж. на Земле, зародившаяся не менее 1,5—2 млрд. лет назад, представлена громадным числом организмов, к-рые постоянно связаны со средой, т. е. с др. орга­низмами и неживой природой. Ж. со всеми её прояв­лениями произвела глубочайшие изменения в развитии нашей планеты. Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись по пла­нете, принимая участие в перераспределении энергии веществ в земной коре. Распространение раститель­ности привело к коренному изменению состава атмосфе­ры. Углерод, веками скапливавшийся в остатках рас­тений, образовал в земной коре грандиозные энергетич. запасы в виде залежей органич. соединений (каменный уголь, торф). Растит. покров изменил физич. и химич. характеристики планеты. Развитие Ж. в Мировом оке­ане привело к созданию осадочных пород, состоящих из скелетов и др. остатков морских организмов. Эти отложения, их механич. давление, химич. и физич. превращения изменили поверхность земной коры. Избират. поглощение веществ организмами вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Всё это создало на Земле особую оболочку — биосферу, в к-рой развивались и развиваются жизнен­ные явления.

В ходе эволюции живых организмов всё более со­вершенствовались процессы приспособления их к внеш. условиям, что у свободно подвижных животных способ­ствовало развитию центр. нервной системы. Развитие под влиянием труда наиболее совершенной формы выс­шей нервной деятельности у предков человека созда­ло предпосылки для перехода Ж. на социальный уро­вень, связанный с высшей формой движения, свойст­венной человеку и качественно отличной от биологиче­ской, присущей остальным формам Ж. После перехо­да на этот уровень, с возникновением обществен­ного сознания, становится возможным прогнозирование развития и создание новых форм регуляции и приспо-

собления, невозможные в процессе чисто биологиче­ского развития.

• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2, Л., 1926; Бауэр Э. С., Теоретич. биология, М.—Л., 1935; Ш p е-д и н г е p Э., Что такое Ж. с т. зр. физики?, пер. с англ., М., 1947; Ш м а л ь г а у а е н И. И., Кибернетич. вопросы биоло­гии, Новосиб., 1968; Малиновский А. А., Нек-рые воп­росы организации биология, систем, в сб.: Организация и управ­ление, М., 1968; Опарин А. И., Ж., её природа, происхожде­ние и развитие, M., 19682; Энгельгардт В., Проблема Ж. в совр. естествознании, ((Коммунист», 1969, .№ 3; Фролов И. Т., Ж. и познание. О диалектике в совр. биологии, М., 1981; BertalanffyL. v., Problems of life, N. Υ., [1960].

А. А.Малиновский.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ, Жильбер из Π ο ρ ρ е (Gislebertus Porretanus, Gilbert de la Por­ree), Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), ср.-век. философ-платоник. Ученик Бер-нара Шартрского, после его смерти канцлер (1126—37) шартрской школы, с 1142 епископ Пуатье. Гл. работы — образцовый (популярный вплоть до 16 в.) комм. к Боэ­цию (особенно к «О Троице»); долго служившая учеб­ником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» — метафизич. интерпретация аристотелевских категорий; комм. к псалмам, к посланиям апостола Павла. Ж. П. понимал философию как осмысление таинств. реальности («не уверуем, познав, а познаем, веруя»). «Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то, чем» (quo) всё су­ществует; сущность (substantia) и бытие в боге совпа­дают. Чистой «бытийной» форме соответствует неопре­делимая «первонач.» (primordialis) материя; возникно­вение вещей есть их «сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда со-ставны (раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и яв­ляют в своём множестве иерархию форм. С помощью воображения происходит «натуральное», «рациональ­ное» познание «конкретных» форм (не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исход­ных, «неподвижных» форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные формы — идеи. Среди многочисл. последователей Ж. П.— Иоанн Солсберийский и Алан Лилльский. * в кн.: Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953.

• Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta, Leuven, 1966.

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (13.6.1884, Париж,— 19.9.1978, Краван), франц. религ. философ, предста­витель неотомизма, историк ср.-век. философии. Осно­ватель и издатель журн. «Etudes de philosophie medie-vale» (с 1922).

Осн. задачей философии Ж. считал возрождение ср.-век. схоластич. системы Фомы Аквинского как «вечной философии», решающей проблемы бытия. Новую фило­софию, начиная с эпохи Возрождения, Ж. рассматривал как непрерывную цепь заблуждений. Тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии между фи­лософией и верой; истины науки, философии и богосло­вия на разных уровнях повествуют об одном и том же. Ж. стремился восстановить мир ср.-век. мысли (книги об Августине, Бонавентуре, Бернаре Клервоском, Фо­ме Аквинском, Иоанне Дунсе Скоте и др. мыслителях, особенно же «Дух средневековой философии» («L'esprit de la philosophie medievale», 1932).

• Existentialisme chretien, P., 11948]; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction ä la philosophie chretienne, P., 1960; La philosophie et la theologie, P., 1960; Le Thomisme, P., 1965·; La socicte de masse et sa culture, P., 1967; La philosophie au moyen age, v. 1—2, P., 1976s.

• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 202—11; Сахарова Т. А., От философии су­ществования к структурализму, М., 1974, с. 147—78; M a r i-t. a i n J. [a. о.], В. Gilson, philosophe de la chretiente, IP., 194!)]; Melanges offerts ä Eticnne Gilson, [P.—Toronto, 1959].

ЖОЖА (Joja) Атанасе (1904—72), рум. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. РКП с 1931. В 1955— 1969 чл. ЦК РКП. В 1960—63 президент Академии

СРР; создал и возглавлял Логический центр Акаде­мии СРР.

Ж. занимался проблемами предмета логики, сущно­сти и значения диалектич. логики, её места в системе филос. знания. Исходя из наличия трёх логик: класси­ческой (формальной), символической (математической) и диалектической, он считал, что они взаимно допол­няют друг друга и тем самым логика в целом выступает как единая наука. При этом диалектич. логика уста­навливает границы применимости как классич., так и символич. логик. Ряд работ Ж. посвящен истории ло­гики и критике идеалистич. направлений в совр. ло­гике.

• Studii de logicä, v. 1—4, Вис., 1960—76; Logos architekton, Вис., 1971; Hecherches logiques, Вис., 1977; в рус. пер.— О нек-рых сторонах диалектич. логики, в сб.: Проблемы филосо­фии, М., 1960; В. И. Ленин о разработке диалектич. логики в связи с общим развитием логики, «ФН», 1962, JV« 1—2; Логич. исследования, М., 1964.

ЖУВЕНЕЛЬ дез Юрсен (Jouvenel des Ursins) Бертран де (р. 31.10.1903, Париж), франц. экономист, социолог и футуролог. Президент франц. футурологич. об-ва «Футурибль» (1967—74) и президент-основатель Междунар. федерации исследований будущего (1973), член Римского клуба. Автор науч. и публицистич. тру­дов по перспективным социально-экономич. пробле­мам, написанных с позиций либерального реформизма. Ж.— один из первых методологов социального прогно­зирования на Западе. Выдвинул концепцию «возмож­ного будущего», не детерминированного научно-технич. прогрессом и социально-экономич. условиями, а «изо­бретаемого» людьми. С этих позиций выступал против концепций «технологич. детерминизма» и «экологич. пессимизма» в совр. бурж. футурологии.

• Raisons de craindre, raisons d'esperer, v. 1 — 2, P., 1948; The ethics of redistribution, Camb., 1951; De la souverainete, P., 1955; L'art de la conjecture, Monaco, 1964; Arcadie. Essais sur le mieux-vivre, P., 1968; Du pouvoir. Histoire naturelle de sa croissance, P., 1972.

ЖЭНЬ (кит., букв.— гуманность, человеколюбие), тер­мин кит. философии, одно из центр. понятий конфуциан­ства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое начало». Поня­тие Ж. было введено Конфуцием и в «Чжун юне» («Рас­суждения о соблюдении срединного пути») отождест­влено им с самим человеком, т.е. понималось как осн. человеч. качество. Гл. проявлением его Конфуций считал любовь к родственникам; в его учении оно было, однако, атрибутом лишь цзюньцзы (благородного му­жа), тогда как сяожэнь (простолюдин) был его лишён. Дальнейшее развитие Ж. получило у Мэн-цзы, к-рый в русле своей идеи о врождённой доброте человека трак­товал Ж. как разум (сердце) и считал, что человек, об­ладающий Ж., любит людей и всё сущее, поэтому бла­городный человек не может не пестовать Ж. в своём сердце. Мэн-цзы ввёл понятие «Ж. чжэн» —«гуманная политика» в качестве единственно правильного прин­ципа управления страной. В период Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) у Дун Чжуншу Ж. означало «любовь» как основу межчеловеч. отношений, а в эпоху Тан (618— 907), особенно в философии Хань Юя (768—824),— все­общую любовь. Новое звучание Ж. приобрело в нео­конфуцианстве, особенно у Чжан Цзая, в этике к-рого Ж. охватывает всю Вселенную. В философии Мо-цзы Ж. выступает как «всеобъемлющая (взаимная) любовь», направленная прежде всего от «Я» к другим. Как и ли, Ж. стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972; Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; The Four Books, transl by I. Legge, Shanghai, 1933, p. 544—47, 610—38; Wing-t s i t С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Politella J., Taoism and Confucianism, Iowa City 1967.

ЖЭНЬ 187

3

ЗАБЛУЖДЕНИЕ, несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа — объективной действи­тельности, обусловленное ограниченностью обществ.-историч. практики и знания либо абсолютизацией отд. моментов познания или сторон объекта. 3. отличается от ошибки — как несоответствия знания индивида объ-ектy, обусловленного личными качествами субъекта. Понятие 3. характеризует состояние знания, качест­венно отличное от истинного, оно фиксирует факт неверного, искажённого отражения действительности. 3. закрепляются в сознании классовыми, групповыми, а подчас и индивидуальными интересами. 3., возникающие в науч. познании, находятся в диа-лектич. взаимоотношении с истиной. «Истина и заблуж­дение, подобно всем логическим категориям, движу­щимся в полярных противоположностях, имеют абсо­лютное значение только в пределах чрезвычайно огра­ниченной области» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 92). В истории науки 3., содержащие объективно-истинные моменты знания, нередко выступали формой развития истины. Решение проблемы 3. неразрывно связано с пониманием истины как диалектич. процесса развития познания и с призна­нием обществ.-историч. практики критерием различе­ния истины и 3.

ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, по­вторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами дан­ного предмета, между свойствами вещей, а также меж­ду свойствами внутри вещи. Существуют 3. функцио­нирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (напр., 3. всемирного тяготения). Наряду и в единстве с 3. функционирования существуют 3. раз­вития. Так, напр., общество закономерно развивается от одной обществ.-экономич. формации к другой. «... Понятие закона есть одна из ступеней позна­ния человеком единства и связи, взаимозави­симости и цельности мирового процесса» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 135).

В системе объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С т. зр. субъективного идеализма 3. прив­носится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Напр., согласно неопозитивизму, 3., фиксируемые в т. н. фактуальных науках,— это ус­ловные правила связывания высказываний, описы­вающих данные чувств. опыта.

Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей. 3. могут быть менее общими, действующими в огранич. области и изучаемыми отд. конкретными нау­ками (напр., 3. естеств. отбора); более общими, изучае­мыми рядом областей знания (напр., 3. сохранения энергии, циркуляции информации); всеобщими, уни­версальными (законы диалектики: переход количеств. изменений в качественные и др.), к-рые исследуются философией. Одни 3. выражают строгую количеств. зависимость между явлениями и фиксируются в науке математич. формулами, другие 3. не поддаются мате-матич. выражению. Различают также статистические и динамические закономерности.

Реализация 3. зависит от соответствующих необхо­димых условий, наличие к-рых обеспечивает переход следствий, вытекающих из 3., из состояния возмож-