logo
Философский энциклопедический словарь

474 Павлов

логии, утвердив детерминистский и объективный под­ход к исследованию поведения живых существ.

* ПСС, т. 1—6, М.—Л., 1951— 522.

* Анохин П. К., И. П. П. Жизнь, деятельность и науч. школа, М.— Л.,1949; А с ρ а т я н Э. А., И. П. П., Μ., 19812.

ПАВЛОВ (псевд.— П. Д о с е в) Тодор Димитров (14.2.1890, Штип, Македония,—8.5.1977, София), болг. философ-марксист, эстетик, лит. критик и обществ. деятель; акад. (1945), президент (1947—62), почётный президент (с 1962) Болг. АН, Герой НРБ, дважды Герой Социалистич. Труда НРБ. Чл. БКП с 1919. Чл. Политбюро ЦК БКП (с 1966). Директор Ин-та фи­лософии Болг. АН (1948—52 и с 1960). Гл. ред. жур­нала «Философска мисъл» (с 1945). В 1932—36 П.— в Москве декан филос. ф-та Ин-та истории, филосо­фии и лит-ры, проф. Ин-та красной профессуры. В 1936 вернулся в Болгарию. Активно участвовал в борьбе против фашизма, был заключён в концлагерь (1941—44).

С 20-х гг. работал в области диалектич. и историч. материализма, эстетики, языкознания, методологии науки, истории болг. общества и филос. мысли. П. внёс вклад в разработку филос. наследия В. И. Ле­нина, особенно проблем материалистич. теории отраже­ния («Теория отражения», 1936). Инициатор и гл. ред. сов.-болг. труда «Ленинская теория отражения и сов­ременность» (1969, на рус. и болг. яз.; переработанное и расширенное изд., кн. 1—3, 1973).

П. исследовал проблемы соотношения между филосо­фией и частными естеств. и обществ. науками, а также между философией и иск-вом, иск-вой и моралью. Ряд работ П. посвящён проблемам методологии историч. науки и истории болг. народа.

П. вёл активную борьбу против бурж. философии и идеологии — философии Ремке, фрейдизма, позити­визма, иррационализма и др. Иностр. чл. АН СССР (1947), АХ СССР (1959).

• Избрани произведения, т. 1—10, София, 1957—70; в рус. пер.— Избр. филос. произведения, т. 1—4, М., 1961—63; йзбр. труды по встетике, М., 1978.

• Заимов И. и Велинова Л., Тодор Димитров П. Биобиблиография, София, 1957; Попов Н., Петров 3., Т. П. Кратък. очерк, София, 1958; Калошин Ф. И., Т. П., М., 1960.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, филос. направление 14— 16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродисийского. Полу­чила распространение в университетских центрах Сев. Италии — Падуе, Мантуе, Ферраре, Болояье. Зарождение её связывается с деятельностью проф. Падуанского ун-та Пьетро д'Абано (кон. 13 — нач. 14 вв.). К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали профессора Падуанского и Болонского ун-тов Анджело д'Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верния, Пьетро Траполино, Марко Антонио Дзимара, Алессанд-ро Акиллини, Агостино Нифо. В филос. построениях нек-рых представителей П. ш. позднего периода сказа­лось воздействие идей томизма. В целом для П. ш. характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы П. ш. раз­вивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобраз­ный сенсуализм в гносеологич. представление о несо-творённости человеч. рода и его коллективном бес­смертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеч. воли, о естеств. детерминизме. П. ш. оказа­ла большое влияние на итал. философов П. Помпо-нацци, Дж. Бруно, Дж. Ванини.

• Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., Ц903]; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; N а г d i В., Saggi sulraristote-lismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristote-lismo padovano e filosofia aristotelica, в сб.: Atti del XII Cong-resso internationale di (ilosofia, v. 9, Firenze, 1960; Ran­dall J. H., The school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961.

ПАЛАМА, см. Григорий Палама.

ПАЛИНГЕНЕСИЯ (греч. παλιγγενεσία, от πάλιν — опять, вновь и γένεσίξ — рождение, т. е.— новое рож­дение, возрождение), термин др.-греч. философии.

1) Первоначально в стоицизме означал «возрождение» мира после мирового пожара (экпюросис) (Хрисипп SVK II, 191, 187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Авре­лий II, 1: «периодическая П. всех вещей») и был сино­нимом др. термина для «вечного возвращения» — апо-катастасиса, «восстановления»; такое употребление встречается у Прокла (комм, к «Тимею» 3, 241 Diehl).

2) Позднее термин «П.» попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении «возрож­дения в новом теле» употребляется у Плутарха (De esu carnium 4, 998 с; De Is. 72, 379e, зачатки уже у Пла-тона — Менон 81Ь); во множеств. числе (παλιγγενε-Vσίαι) — «инкарнации». Неопифагореец 2 в. н. а. прений, по свидетельству Немесия Эмесского («О при­роде человека» 3, 117 Matthaei), написал трактат «О П.» (сохранилось 11 цитат), причём П. «он называет реинкарнацию» (Немесий). 3) В эллинистич. мистери-альных культах — «новое рождение» при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат «Герметич. кор­пуса»); П. совершается при жизни и означает духов­ное обновление-возрождение, к-рому предшествует символич. смерть старого, греховного человека. К это­му кругу идей восходит «купель нового рождения» (П. в Новом завете, Тит 3,5 — об обряде крещения); термин «П.» применяется также и к воскресению (Матф. 19, 28). 4) В эпоху Возрождения П. становится ключевым словом, выражающим программу воскре­шения антич. жизни, науки и иск-ва.

• D ö r r i e H., «Palingenesia», в кн.: Der kleine Pauly, Bd 4, Munch., 1972, S. 428—29; Reitzenstein R., Die hel­lenistischen Mysterienreligionen, Lpz.— В., 19273, S. 267—70; Harnack A., Die Terminologie der Wiedergeburt..., в кн.: Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 42, H. 3, Lpz,, 1918, S. 97—143; N i l s s o n M. P., Geschichte der griechischen Religion., Bd 2, Münch., 1961, S. 685—93.

ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. свойств нервной системы, выра­жающееся в способности длительно хранить информа­цию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями пси­хики, настоящим и процессами подготовки будущих со­стояний, П. сообщает связность и устойчивость жизнен­ному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеч. «Я» и выступает, т. о., в качест­ве одной из предпосылок формирования индивидуаль­ности и личности.

Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в трактате «О памяти и воспоминании»: собственно П. свойственна и человеку, и животному, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто спо­собен размышлять» (453а). Аристотелем были сфор­мулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь «открытые» в качестве осн. законов ассоциаций: по смежности, по сходству и контрасту.

В новое время проблема П. получила особое разви­тие в философии англ. эмпиризма (Гоббс, Локк) в свя-

зи с обсуждением проблемы опыта и критикой уче­ния о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы «кладовая» идей.

Первое экспериментальное исследование П. было выполнено в русле ассоцианизма нем. психологом Г.__ Эббингаузом (1885). Амер. бихевиоризм (Э. Торн-дайк, Дж. Уотсон), поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения, отождествил в конечном итоге П. с приобретением навыков. Против такого отождествления было направлено учение Бергсона («Материя и П.», рус. пер., 1911). Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного ма­териала (напр., текста стихотворения) П. неповтори­мых событий прошлого в их индивидуальности (напр., самого единичного акта заучивания), Бергсон пы­тался доказать существование особой «образной» П., «сферы чистых воспоминаний», «П. духа», по отноше­нию к к-рой мозг может выступать лишь орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни быть их хранилищем. В этой идеалистич. концепции П. был, однако, поставлен ряд проблем, вскрывавших ограниченность ассоциа-нистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и внимания, П. и бессознательного и др.). С др. сторо­ны, с резкой критикой «атомизма» и механицизма ассо-цианистского представления о П. выступила гештальт-психология, к-рая настаивала на целостном и струк­турном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься как своеобразные динамич. системы, или поля сил. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а вслед за ним Р. Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о «мнеме» пытались рассматривать П. не только как психич., но и как «общеорганич. функ­цию», объясняя ею, в частности, процессы наследст­венности (воскрешая, т. о., учение нем. натурфило­софа 1-й пол. 19 в. К. Каруса). Во франц. социология, школе было обращено внимание на историч. природу и социальную обусловленность П. человека. По П. Жане, П. человека есть особое действие, «спе­циально изобретённое людьми» и в принципе отличное от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в настоящем. При этом социа­льный мир человека, выступая для него как бы своеоб­разным выразителем «коллективной П.» общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочи­вающей силой для его воспоминаний.

Сов. психология, опираясь на методологию диалек-тич. и историч. материализма, уделила особое внима­ние проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) эксперименталь­ное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в ор­ганизацию запоминания искусств. «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изу­чение П. человека было поставлено в контекст исследо­вания его предметной деятельности.

В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведе­ния, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственно припоминание (П. П. Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. По форме, в к-рой протекают процессы П., выделяют моторную П.. или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П. («П. чувств» — Т. Рибо), образную и словесно-логич. П.

* Леонтьев А. Н., Развитие П., М.— Л., 1931; Выгот­ский Л. С., Развитие высших псяхич. функций, М., 1960; Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., П. и мышление, в его кн.: Избр. психоло­гия, произв., М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психоло-

ПАМЯТЬ 475

гии П., M., 1966; Роговин M. С., Филос. проблемы теории П., М.. 1966; Хрестоматия по общей психологии. Психология П., М., 1979. М. С. Роговин.

ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. παν εν »εω — всё в боге), религ.-филос. учение, согласно к-рому мир пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и является личностью; синтез теизма и нек-рых аспектов пантеизма. Термин введён К. Краузе (1828).

ПАНИНИ (5 в. до н. э.), др.-инд. языковед, автор «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»), исчерпывающе полной грамматики санскрита, являющейся классич. образцом системного подхода к языку. Значение труда П. далеко выходит за пределы языкознания; разработанные П. методы описания языка (установка на полноту, логич. простота и краткость) тесно связаны с общими проб­лемами логики и методологии. Вводимое П. понятие нулевого элемента в языке как значимого отсутствия представляет собой точную аналогию др. открытия др.-инд. науки — употребления нуля в математике. П. последовательно разграничивает язык-объект и описывающий его метаязык, к-рый строится как фор­мализованная запись алгебраич. типа и является (на­ряду с языком математики) одним из ранних образцов специализиров. языков науки. Развитие структурной лингвистики и семиотики обусловили обострённый интерес к труду П. в совр. науке.

• Grammatik, hrsg. v. O. Böhtlingk, Lpz., 1887; La grammaire de Panini, ed. par L. Renou, v. 1—2, P., 1966.

• Топоров В. Н., О нек-рых аналогиях к проблемам и ме­тодам совр. языкознания в трудах древнеиндийских грамма­тиков, «Краткие сообщения Ин-та народов Азии», 1961, в. 57, с. 123—33; Димри Д ж. П., П. и его «Восьмикнижие», «Народы Африки и Азии», 1973, № 6; A g r a w a l a V. S., India as known to Panini, [Lucknow], 1953; M i s r a V. N., The descriptive technique of Panini, The Hague — P., 1966; K a t r e S. M., Paninian studies, v. 1—3, Poona, 1967—69; его ж e, Dictionary of Panini, t. l — , Poona, 1968—.

ПАНЛОГИЗМ (от греч. παν — всё и λόγος — мысль, слово, разум), филос. принцип, согласно к-рому дейст­вительность трактуется как логич. выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мысля­щая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Г. Гегель); разновидность идеалистич. рационализма. Возможность П. как филос. миропонимания содержа­лась в учении Спинозы, к-рый определял мышление как атрибут единой субстанции. Классич. формой П. является филос. система Гегеля, согласно к-рому под­линная действительность есть воплощение и самосо­знание мирового разума, самомышление абс. идеи. По мысли Гегеля, мировой дух, истина могут быть адекватно и до конца раскрыты только в Науке ло­гики, в системе логич. категорий. П. характерен для марбургской школы неокантианства (Г. Коген), к-рая абсолютизирует не логику мирового разума, а понятие и факт науки, отождествляет действитель­ность с формами её познания, подставляя на место бы­тия логич. учение о нём. См. Идеализм.

ПАНПСИХИЗМ (от греч. παν — всё и ψυχή — душа), идеалистич. представление о всеобщей одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифферен­цированного анимизма первобытных верований и гилозоизма др.-греч. натурфилософии до развитых идеалистич. учений о душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция мона­ды у Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейц. психолога 20 в. К. Г. Юн­га и др.).

ПАНТЕИЗМ (от греч. πãν — всё и εός — бог), филос. учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.» — его противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях не­редко скрывались натуралистич. тенденции, раство­рявшие бога в природе и подводившие к материализму,