logo
Философский энциклопедический словарь

694 Трансцендентальный

Gruppen», Hälfte 1—2,1912) T. дал типологию религи­озных групп («церковь», «секта», «мистическое сообще­ство»). В конце жизни выступил с рядом работ по фило­софии истории, обнаруживших влияние идей филосо­фии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантиан­ства и отчасти Шпенглера. Т. подчёркивал однократ­ность и неповторимость историч. процесса и необходи­мость постижения «иррационального в бытии». В этике Т. от неокантианства эволюционировал к персонализму.

* Gesammelte Schriften, Bd l—4, Tub., 1912—25. Асмус В. Φ., Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; odenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gütersloh, 1959] (библ.); Kaseh W. F., Die Sozialphilosophie v. E. Troeltsch, Tüb., 1963; L e s s i n g E., Die Geschichtsphilosophie E. Troeltschs, Hamb., 1965; Gab­riel H.-J., Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie v. E. Troeltsch, B., [1975] (библ.).

«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА», работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса. Опубликована в легальном большевист­ском журн. «Просвещение» (1913, № 3). Статья была предназначена для парт. активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.

Во вступит. части работы Ленин, опровергая попыт­ки бурж. учёных представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (ПСС, т. 23, с. 40), показывает, что учение Маркса «... возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величай­ших представителей философии, политической эконо­мии и социализма... Оно есть законный преемник луч­шего, что создало человечество в XIX веке в ли­це немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 40, 43). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.

1-й раздел статьи посвящён философии. Излагая ос­новы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на её материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Фейербаха. Гл. при­обретение нем. классич. философии — «...диалек­тика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, уче­ние об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» (там же, с. 43—44) — также было творчески усвоено и раз­вито марксизмом, в системе к-рого оно стало методоло­гией науч. познания и революц. изменения мира. Ма­териализм приобрёл завершённый характер, будучи распространён марксизмом на обществ. сферу действи­тельности. Открытие Марксом материалистич. основ обществ. жизни Ленин считал величайшим завоева­нием науч. мысли.

2-й раздел посвящён экономич. учению Маркса. Ле­нин даёт оценку учениям англ. бурж. экономистов А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудо­вой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеугольный камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой Маркс дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации.

В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. уче­ние Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиболее серьёзную критику капитализма дали социа­листы-утописты, Ленин отмечает слабость утопич. социа­лизма, к-рый не смог понять «... сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его раз­вития...», найти те силы, к-рые способны создать новое

общество (там же, с. 46). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком,— класс пролетариев, «...по своему общественному положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать новое»(там же, с. 47).

ТРИАДА (от греч. τριάς, род. падеж τριάδος — троица), метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Прин­цип Т. использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трёх царях всего). Представители среднего платонизма учили о трёх началах («образец — демиург — материя») и трёх ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — кос­мос»). Эта последняя Т. была истолкована Плотиной как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия — Т. «совершенных и целостных ипостасей»), как реализа­ция и форма проявления более высокого принципа — единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия призна­валась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («единое — ум — душа»). Более отчётливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел — беспре­дельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мыс­ли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретно­го онтологич. истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание — выступление — возвращение», наибо­лее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теоло­гии»); третий член данной Т. объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания её как последоват. дви­жения во времени.

Христ. учение о Т. (Троице), используя мыслит. мо­дели неоплатонизма, существенно отличается от нео­платонич. доктрины: ипостаси христ. Т.— «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтоло­гич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников.

Принцип Т. получает широкое развитие в нем. клас-сич. идеализме — у Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля, к-рый превратил Т. в универс. схему всякого про­цесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отри­цание отрицания).

О марксистском понимании трёх стадий процесса развития см. в ст. Отрицания отрицания закон. ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин»), трина­дцать др.-кит. классич. произв., являющихся каноном конфуцианства. История Т. восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140—87 до н. э.) «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Ицзин», «Ли цзи» («Записки об обрядах») и «Чуньцю» («Лето­пись весны и осени») были объединены в кит. «Пяти­книжие» («Уцзин»). При династии Тан (618—907) к ним были добавлены: «Чжоу ли» («Ритуал династии Чжоу»), «И ли» («Книга об этикете и обрядах»), «Цзо-чжуань» («Хроника господина Цзо Цюмина»), «Гунъ-ян-чжуань» («Хроника господина Гунъян Гао») и «Гу-лян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»), а за­тем, когда при императоре Вэнь-цзуне (827—840) тек­сты канонич. книг вырезались на кам. стеллах,— «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Лунь юй» («Беседы и суждения») и «Эр я» («Словарь изыскан­ных синонимов и глосс к каноническим книгам»).

Процесс оформления Т. был завершён в северо-сунское время (960—1127) после включения в него трактата Мэн-цзы. Составные части Т. создавались разными, чаще всего неизвестными авторами на протяжении 1-го тыс. до н. э. Т. сыграло исключит. роль в истории кит. культуры; оно было основой обучения и воспита­ния на протяжении двух тысячелетий, на его знании строилась экзаменационная система и управление стра­ной и т. д.

«ТРИПИТАКА», см. «Типитака».

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич [23.9(5.10).1863, Москва,—23.1.1920, Новороссийск], рус. религ. фи­лософ, правовед и обществ. деятель; князь. Последова­тель и друг Вл. Соловьёва, брат С. Н. Трубецкого. Проф. в Киеве и (1906—18) в Москве. Инициатор книгоизда­тельства «Путь» (1910—17) и идеолог связанного с ним религ.-филос. направления. Политич. взгляды Т. эволюционировали от кадетизма к мирнообновленче-ству. В годы Гражд. войны в рядах т. н. Добровольч. армии боролся против Сов. власти.

В гл. филос. соч. «Миросозерцание В. С. Соловьёва» (т. 1—2, 1913), «Метафизич. предположения познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918) Т. осуществляет критич. переосмысление философии Соловьёва, стремясь согла­совать её с ортодоксальной христ. доктриной и устра­няя из его учения о «положит. всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма, теократич. социальной уто­пии. Абс. всеединство истолковывается Т. через поня­тие абс. сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьёва), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божеств, «премуд­рость», София, у Т. не тождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире, возмож­ность, к-рую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологич. подход к проблемам познания, попытался осуществить критич. пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с «мистич. алогизмом» П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.

• Религ.-обществ. идеал зап. христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религ.-обществ. идеал зап. христианства в 11 в., в. 2, К., 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение в красках, М., 1916.

• Лопатин Л., Вл. С. Соловьёв и князь Т., «Вопросы фи­лософии и психологии», 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123; Ис­тория философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич [23.7(4.8).1862, Ка­луга,—29.9(12.10).1905, Петербург], рус. религ. фило­соф, публицист, обществ. деятель; князь. Последова­тель и друг Вл. Соловьёва, брат Е. Н. Трубецкого. Проф. Моск. ун-та (1900), в 1905 избран ректором. Один из редакторов (1900—05) журн. «Вопросы фило­софии и психологии». Развивая «философию всеедин­ства» Соловьёва, Т. называл своё учение «конкретным идеализмом» в отличие от идеализма отвлечённого (типа гегелевского), неспособного, по Т., объяснить переход от абсолюта к единичным вещам, обосновать ценность частных наук и опытного знания. Центр. проблема философии у Т.— отношение познающего ра­зума к сущему, отождествляемому в эмпиризме с яв­лением, в рационализме — с идеей, в мистицизме — с духовной, сверхчувств. реальностью. Претендуя вслед за Соловьёвым на объединение рационализма, мистицизма и эмпиризма как односторонних т. зр., Т. считал истинным определение сущего как «абс. всеедин­ства», «всеединственного конкретного бытия», в к-ром пространственно-временное многообразие вещей и обу­словливающее его логич. (идеальное) единство пред­стают как потенции абсолюта. Абсолют раскрывается в системе Т. через деятельность универс. субъекта — некоего космич. существа, Софии, понимаемой как психич. основа мира. Т.— автор ряда историко-филос. исследований («Метафизика в Древней Греции», 1890;

ТРУБЕЦКОЙ 695

«Учение о логосе в его истории», 1900, и др.). По по-литич. взглядам — сторонник конституц. монархии. Бурж.-либеральная деятельность Т. неоднократно кри­тиковалась В. И. Лениным (см. ПСС, т. 10, с. 296—97, 300; т. 11, с. 333, 352).

• Собр. соч., т. 1—6, М., 1906—12.

• Чичерин Б. Н., Вопросы философии, М., 1904, с. 146—222; «Вопросы философии и психологии», 1906, кн. 81 (1), 82 (2), 1916, кн. 131 (1); Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911, с. 157—235; Б л о н-с к и й П. П., С. Н. Т. и философия, М., 1917; История фило­софии в СССР, т. 4, М., 1971.

ТРУД, целесообразная деятельность человека, в про­цессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Т. есть, как писал К. Маркс, «... вечное естественное условие человече­ской жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 195).

Т. сыграл решающую роль в процессе формирова­ния человека. Ф. Энгельс подчёркивал, что благодаря Т. развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеч. мозг, усовершенствовались органы чувств человека. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся историч. отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом.

Т. как целесообразная деятельность человека на­чался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. стано­вился более разнообразным, совершенным, многосто­ронним, сложным (см. Разделение труда). Обязатель­ными моментами процесса Т. являются целесообраз­ная деятельность, или собственно Т., предметы Т. и средства Т. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой — производственные отношения. Характер последних определяет социаль­ный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.

При первобытнообщинном строе не бы­ло эксплуатации человека человеком, ибо уровень раз­вития производит. сил был столь низок, что весь затра­чиваемый в процессе произ-ва Т. едва обеспечивал су­ществование членов общины. При рабовладель­ческом строе путём внеэкономич. принуждения к Т. рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При фео­дализме гл. формой принуждения к Т. оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к Т. на феодала в силу личной зависимости от него. Но Т. крепостного крестьянина в своём х-ве открывал нек-рые возможности для личной заинтересованности в резуль­татах этого Т. При капитализме работники произ-ва — юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств произ-ва, они вынуж­дены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономич. форма принуждения к Т. обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» вриток продавцов рабочей силы, к-рая становится то-паром. Т. рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивает­ся собственником средств производства — капитали­стом.

В условиях товарного производства Т. имеет двойст­венный характер. С одной стороны, он является Т. конкретным (напр., Т. слесаря, портного и т. д.) и соз­даёт потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий Т. вообще,