logo
Философский энциклопедический словарь

622 Созерцание

психич. активности человека как социального сущест­ва. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствит. и умств. образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обуслов­ливает творч. преобразование действительности перво­начально в сфере практики, а затем и во внутр. плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных фе­номенов, образующих содержание С., к-рое запечатле­вается в продуктах культуры (включая язык и др. зна­ковые системы), приобретая форму идеального и высту­пая как знание. С. включает также аксиологич., ценност­ный аспект, в к-ром выражается избирательность С., его ориентация на выработанные обществом и приня­тые субъектом С. ценности — философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиоз­ные и др. С. включает отношение субъекта как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, к-рое также имеет социальную при­роду. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря его способности соотносить свои установки и ориентации с жизненными пози­циями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения. На диалогич. характер С. указы­вает и термин: «со-знание», т. е. знание, к-рое приобре­тается совместно с другими.

Многоплановость С. делает его предметом изучения многих наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию (см. Основной вопрос филосо­фии). Представляя собой свойство высокоорганизован­ной материи — мозга, С. выступает как осознанное бы-тие, субъективный образ объективного мира, субъек-| тивная реальность, а в гносеологич. плане — как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.

При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интере­сов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображе­нием материального бытия, С. выступает в различных' относительно самостоят. формах.

В психологии С. трактуется как особый, высший уровень организации психич. жизни субъекта, выде­ляющего себя из окружающей действительности, отра­жающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятель­ности. Важнейшей функцией С. является мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, её спо­собность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собств. духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает вклю­чение в акт С. как всей жизни субъекта в её уникаль­ности и неповторимости, так и непосредств. пережи­вание им системы своих отношений к реальности.

Идеализм исходит из того, что С. развивается имма­нентно, спонтанно и может быть понято исключи­тельно из самого себя. В противоположность этому историко-материалистич. учение исходит из того, что невозможно анализировать С. изолированно от дру­гих явлений обществ. жизни. «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3, с. 29). Мозг человека заключает в себе выработанные историей человечества потенции, передающиеся по наследству задатки, к-рые реализу­ются в условиях обучения, воспитания и всей совокуп­ности социальных воздействий. Мозг становится орга­ном С. только тогда, когда человек вовлекается в обществ.

жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.

С.— сложное системное образование, имеющее раз­личные уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчётливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального

человека по его самоотчётам и по характеру ориента­ции в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчётли­вые знания, к потере или подмене предмета мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются экспериментальной психологией (объём, распределе­ние, переключение и др.).

В фокусе С. находится (благодаря сосредоточеннос­ти внимания) огранич. круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представ­ляют периферию С. Нейрофизиологич. основа этого феномена получила своё объяснение в учении А. А. Ух­томского о доминанте. Наблюдаются также различные степени ясности С.— от состояний, характеризуемых как озарение, инсайт, интуитивное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотно-шении с различными формами неосознаваемой психич. деятельности. Среди них выделяются в качестве особой формы т. п. сверхсознание (К. С. Станиславский), «надсознательный» уровень психич. активности, прису­щий процессам творчества, когда нова-я идея отчётливо выступает в С. после того, как она уже порождена личностью и вошла в её внутр. строй.

История взглядов на С. На ранних ступенях разви­тия философии ие было строгого расчленения С. и нео­сознанного, идеального и материального в трактовке психич. явлений. Так, основа сознательных действий человека обозначалась Гераклитом термином «логос» (под к-рым понимались слово, мысль и сущность самих вещей). Ценность человеч. разума определялась сте­пенью его приобщённости к этому логосу — объектив­ному миропорядку. Равным образом и в учениях др. греч. мыслителей психич. процессы идентифицирова­лись с материальными (воздух, движение атомов и др.). Впервые грань между присущими человеку процессами С. и материальными явлениями была намечена софиста­ми, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов С. сравнительно с материальным бытием вещей. Объективное содержание этих актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего кос­моса бестелесный разум является перводвигателем, ис­точником гармонии, силой, способной адекватно мыс­лить самое себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем явля­ется активным началом, регулирующим человеч. пове­дение.

Важную роль в формировании взглядов на С. как особую форму психического, в отличие от др. его форм, сыграли достижения естествознания и медицины. Они I позволили отграничить С. как способность человека иметь знание о собств. умств. и волевых актах от др. проявлений психического (Гален). С. соотносилось со своеобразием функционирования организма, в к-ром материальный носитель психики — пневма — локали­зовалась в различных частях тела.

В антич. философии С. сопричастно разуму, к-рый космичен и предстаёт как обобщение действит. мира, как синоним универс. закономерности. В ср. века С. трактуется как надмировое начало (бог), к-рое су­ществует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как атрибут бога, а за человеком ос­тавляется лишь крохотная «искорка» всепроникаю-щего пламени божеств. разума. Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души, причём в понятие о душе включалось и С. По Августину, всё знание заложено в душе, к-рая живёт и движется в боге. Основанием истинности этого знания является внутр. опыт: душа поворачивается к себе, по­стигая с предельной достоверностью со'бств. деятельность. В дальнейшем понятие о внутр. опыте стало основным для т. н. интроспективной концепции С. Для Фомы Ак-винского внутр. опыт — это средство самоуглубления и общения с всевышним в форме сознат. разума. Бессо-

знат. душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психич. акты, начиная с ощущения, наделены признаками сознательности. Было введено понятие об интенции как особой операции С., выра­женной в его направленности на внеположный С. объект (интенциональный образ). Материалистич. традиции в эпоху средневековья развивали арабоязычные мысли­тели — Рази и Ибн Сина, а также Иоанн Дунс Скот, выдвинувший учение о том, что материя мыслит.

На разработку проблемы С. в философии нового вре­мени наибольшее влияние оказал Декарт, к-рый, вы­двигая на первый план_момент самосознания, рассмат-ривал С. как внутр. созерцание субъектом содержания собств. внутр. мира, как непосредств. субстанцию, открытую лишь для созерцающего её субъекта и проти­востоящую пространств. миру. Душа, по Декарту, толь­ко мыслит, а тело только движется. Этот взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о С., к-pое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собств. психич. состояниях. В противовес Де-карту было выдвинуто учений о бессознат. психике (Лейбниц). Франц. материалисты 18 в. (особенно Ла-метри и Кабанис), опираясь на достижения передовой физиологии и медицины, обосновали положение о том, что С. является особой функцией мозга, отличной от др. его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Вместе с тем домарксистские материалисты не смогли раскрыть обществ. природу и активный характер человеч. С.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения С. была открыта нем. классич. идеализмом, показавшим различные уровни организации С., его активность, ис­торизм, диалектику чувственного и логического, инди-видуального и социального. Подвергнув критике интро­спективную психологию, нем. классич. философия раскрыла зависимость чувств. восприятий и содержа­ния С. индивидуального субъекта от независимых от него форм и структур познания (учение Канта о транс­цендентальной апперцепции). Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-историч., природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Он исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необ­ходимо связано с объектом, определяется историч. фор­мами обществ. жизни; однако последние идеалистиче­ски толковались им как воплощение объективного ду­ха. Позитивное знание о С. существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии! (исследования закономерной связи феноменов С. в ра­ботах Э. Вебера, Фехнера, Вундта, Джемса и др.). Ограниченность интроспективной трактовки С. привела к направлениям, игнорировавшим его ведущую роль 1 в поведении человека (фрейдизм, бихевиоризм).

Диалектич. материализм рассматривает С. как функ­цию мозга, как отражение объективного мира, необхо-димую сторону практич. деятельности человека. С. воз-никает, функционирует и развивается в процессах] взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-исто­рич. практики. Отражая в своём содержании объектив­ный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нём в форме образов — идеально; иде­альное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ ооъективного мира.

Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистич. трактовку С. как имманентной, идущей из глубин духа активности субъекта, диалектич. ма­териализм вместе с тем вскрывает и несостоятельность концепции метафизич. материализма, трактующего С. как отрешённое от практики созерцание. Под актив-

СОЗНАНИЕ 623

ностью С. имеется в виду его избирательность и целе­направленность, к-рая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практич. деятельностью.

Высшим уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является её сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему её убеждений, они реализуются с яс­ным и отчётливым пониманием конечных целей и воз­можных последствий действий. Сознательность предпо­лагает также способность человека анализировать моти­вы собств. поведения и выбирать наиболее рациональ­ный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе нравств. нормам. Исходным пунк­том отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Именно в обеспечения целеполагающей творч. деятельности, направленной на преобразование мира с учётом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и историч. необходимость возникновения и историч. развития С., к-рое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе по-средством практич. деятельности творить мир. Именно этим смыслом наполнено положение: «Сознание челове­ка не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).

Биологич. предпосылки и условия зарождения С. Формированию С. человека предшествовал длит. пе­риод психологич. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в усло­виях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Психич. деятельность животных обуслов­лена биологич. закономерностями и служит регулято­ром их адаптивного поведения, тогда как С. человека направлено на преобразование мира. Становление чело­века связано с переходом от присвоения готовых предме­тов к труду, в процессе к-рого произошло преобразова­ние инстинктивной в своей основе деятельности живот­ных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеч. природы — культуру. С. могло возникнуть лишь как функция сложно организованного мозга, к-рый форми­ровался по мере совершенствования структуры деятель­ности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 490). С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практич., но и символич. деятельности в усло­виях первобытного человеч. стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеч. актив­ности, а тем самым и С. Логика чувственно-предметной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместно­го труда, превращалась во внутр. план мыслит. деятель­ности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков — язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеч. деятельности и общения. Общественное и личное С. Понятие С. охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное С. Об­ществ. С., будучи отражением обществ. бытия людей,