logo
Философский энциклопедический словарь

16 Аккультурация

идеализма. Критика нек-рых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При изложении марксистской фило­софии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; высту­пила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и эм­пириокритицизм». В 1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии Росс, ассоциации н.-и. ин-тов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В 20-х гг. входила в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами иск-ва.

* Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и материалистич. понимание истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев Толстой, [М.], 19282; Идеалистич. диалектика Гегеля и мате­риалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934.

• Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22; Любовь Исааковна А. К XXV-летию научно-лит. дея­тельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.

АКСИОЛОГИЯ, см. Ценностей теория.

АКСИОМА (греч. αξίωμα — удостоенное, принятое положение, от αξιоω — считаю достойным), исходное положение науч. теории, принимаемое в качестве истин­ного без логич. доказательства и лежащее в основе до­казательства др. положений этой теории. Термин «А.» впервые встречается у Аристотеля. В истории познания А. обычно рассматривались как вечные и непреложные априорные истины, при этом упускалась из виду их обусловленность многовековым человеч. опытом, прак-тич.-познават. деятельностью.

В совр. науке А.— это те предложения теории, к-рые принимаются за исходные, причём вопрос об истинности решается либо в рамках др. науч. теорий, либо посредством интерпретации данной теории. В отличие от содержат, науч. теории, А. в формальном исчислении — это просто одна из тех формул, из к-рых по правилам вывода этого исчисления выводятся ос­тальные доказуемые в нём формулы (теоремы этого ис­числения). См. также ст. Аксиоматический метода лит. к ней.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ построения науч. теории, при к-ром в её основу кладутся нек-рые исходные положения (суждения) — аксиомы, или по­стулаты, из к-рых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логич. путём, посред­ством доказательств. Построение науки на основе А. м. обычно наз. дедуктивным (см. Дедукция). Все по­нятия дедуктивной теории (кроме фиксированного чис­ла первоначальных) вводятся посредством определений, выражающих их через ранее введённые понятия. В той или иной мере дедуктивные доказательства, характер­ные для А. м., применяются во мн. науках, однако гл. область его приложения — математика, логика, а так­же нек-рые разделы физики.

Идея А. м. впервые была высказана в связи с по­строением геометрии в Др. Греции (Пифагор, Платон, Аристотель, Евклид). Для совр. стадии развития А. м. характерна выдвинутая Гильбертом концепция фор­мального А. м., к-рая ставит задачу точного описания логич. средств вывода теорем из аксиом. Осн. идея Гильберта — полная формализация языка науки, при к-рой её суждения рассматриваются как последователь­ности знаков (формулы), приобретающие смысл лишь при нек-рой конкретной интерпретации. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются спец. правила вывода. Доказательство в такой теории (исчислении, или формальной систе­ме) — это нек-рая последовательность формул, каждая из к-рых либо есть аксиома, либо получается из преды­дущих формул последовательности по к.-л. правилу вы­вода. В отличие от таких формальных доказательств, свойства самой формальной системы в целом изучаются содержат. средствами метатеории. Осн. требования, предъявляемые к аксиоматич. формальным системам,— непротиворечивость, полнота, независимость аксиом. Гильбертовская программа, предполагавшая возможность доказать непротиворечивость и полноту всей классич. математики, в целом оказалась невыполнимой. В 1931 Гёделъ доказал невозможность полной аксиома­тизации достаточно развитых науч. теорий (напр., арифметики натуральных чисел), что свидетельствова­ло об ограниченности А. м. Осн. принципы А. м. были подвергнуты критике сторонниками интуиционизма и конструктивного направления. См. также Формализм в математике и логике, Теория.

• К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (лит.); Садовский В. Н., А. м. построения науч. зна­ния, в кн.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Столл Р., Множества. Логика. Аксиоматич. теории, пер. с англ., М., 1968; Н о в и к о в П. С., Элементы математич. логи­ки, M., 19732.

АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia — схола-стич. пер. греч. ενέργεια και δύνςμς — действитель­ность и возможность — см. также Энергия), важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об А. и П. Аристотель ввёл в онтологию принцип развития. Учение об А. и П. явилось ответом на апорию элейской школы, согласно к-рой сущее (όν) может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже сущест­вует, а во втором — нечто не может возникнуть из ни­чего. Следовательно, «возникновение», или «становле­ние» (γένεσις), вообще невозможно, и чувств, мир дол­жен быть отнесён к царству «небытия» (μη öv). Аристо­тель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1, 8. 191а 23 sqq.): l) введением понятия акциденталь-ного небытия, или «отсутствия» (στέρησις) формы; 2) семантич. делением «бытия» на «потенциальное» (δυνάμει όν) и «актуальное» (ενεργεία όν) — становление оказывается возможным как переход от первого ко вто­рому (дальнейшему анализу понятий А. и П. посвяще­на 8-я кн. «Метафизики»). Понятия А. и П., как и по­нятие «движения», не поддаются строгому определению, но устанавливаются с помощью техноморфных и био-морфных аналогий (см. Метафизика 1048а 30 — 1048 b 6): семя — человек в потенции, глыба мрамора — изваяние Гермеса и т. д. Существенно соотношение меж­ду А. и П., с одной стороны, и формой и материей — с другой: согласно Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос,— актуальность (энер­гия, или энтелехия) вещи.

Оппозиция А. и П., первоначально введённая Ари­стотелем для анализа «возникновения», переносится за­тем и на др. виды «движения». Энергия (актуальность) характеризуется временным, онтологич. и аксиологич. приматом (προτερον) над потенцией (см. Метафизика 1072а 5; О небе 302а 8; О душе 415а 19), повторяя, т. о., отношение формы к материи: традиц. схоластич. спор о первичности «курицы или яйца» Аристотель безогово­рочно решил бы в пользу «курицы». В сфере природы этот принцип выражается формулой «человек рождает человека», или — в общем виде — «существующее ак­туально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально» (Метафизика 1032а 25, 1049b 24) и служит теоретич. постулатом в концепции перводвигателя как чистой энергии (акта), актуализирующей все космич. потенции. Потенция есть способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно «движе­ние», или «процесс» (κίνησις) а) возникновения — унич­тожения, б) качеств, изменения, или «инаковения», в) роста — убыли и г) пространств, перемещения. Т.о., видов актуализации оказывается столько же, сколько видов «движения», и понятие акта (энергии) в этом смы­сле совпадает с понятием движения (см. Метафизика 1047а 30, Риторика 1412а 9 sq.).

От акта (энергии) как процесса («актуализации», осуществления) Аристотель отличает энергию как осу-ществлённость (актуальность) вещи — энтелехию: напр., процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой «актуализацию» и «актуальность» дома по отношению к его материи и потенции бытия — кирпичам. «Понятие ενεργεία (актуально) имеет двоякий смысл и выражает отношение 1) процес­са к потенции, 2) осуществлённого бытия к материи» (Метафизика 1048 b 8). В психологии Аристотель опре­деляет «душу» как акт — энергию (Метафизика 1043а 35 sq.) или энтелехию (О душе 412а 27) «тела, потенци­ально обладающего жизнью», причём в «акте» живого существа совпадают «формальная», «движущая» и «це­левая» причины, жёстко противопоставляемые «мате­риальной» причине как «потенции». В этике акт (энергия) служит определением «удовольствия» (Мета­физика 1072 b 16, Никомахова этика 1147 b 23— 1175а 17) и родовым обозначением моральных актов-поступков (см. Никомахова этика 1176 b 19, 1170а 7 etc.), понимаемых как актуализация душевных свойств (έξεις).

В отличие от Аристотеля, мегарская школа отождест­вляла А. и П.: «потенцией можно обладать только при акте», «тот, кто не строит дом в действительности, не обладает возможностью его строить» (по свидетельст­ву Аристотеля — Метафизика 1046 b 29). Учение об А. и П. было усвоено неоплатонизмом (одноимённый трактат Плотина "Эннеады" 11, 5), в дальнейшем ср.-век. философией (томизм и др.). См. Возможность и действительность.

• Stallmach J., Dynamis und Energeia. Untersuchungen am Werk des Aristoteles zur Problemgeschichte von Möglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; см. также лит. к статьям Аристотель, Энтелехия. А. В. Лебедев.

АКТУАЛИЗМ (от позднелат. actualis — действенный, также — современный, наличный), субъективно-идеа-листич. учение, абсолютизирующее принцип деятель­ности и отождествляющее реальность с активностью субъекта. Элементы А. характерны для учения Э. Гарт-мана, а также для психологии Спенсера и X. Гёффдин-га. Как целостное филос. учение А. выдвинул Дженти-ле, к-рый пытался дать субъективистское истолкование гегелевской диалектики, устранив из учения Гегеля как природу, так и объективную идею. У последовате­лей Джентиле А. принял форму, близкую к солипсизму, либо превратился в мистический иррационализм, сближающий понятия «акт» и «дух» («презентизм» Л. Лавеля).

Термин «А.» применяется в естествознании и особенно в геологии, где им обозначают сформулированный Ч. Лайелем принцип изучения эволюции природы (в ча­стности, земной поверхности): знание совр. нам феноме­нов даёт ключ к пониманию всех прошедших периодов.

В психологии под А. понимают отрицание единого субъекта психич. деятельности и сведение её к совокуп­ности сознат. (или вообще психич.) актов.

Иногда встречается не вполне точное употребление термина «А.» для характеристики самых разнообразных учений, акцентирующих вечную изменчивость и теку­честь бытия.

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай, случай­ность), филос. термин, означающий случайное, несуще­ственное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встреча­ется в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., чёрный цвет кожи для негра). Понятие А. было развито в схоластике, где нек-рые свойства вещей рассматривались как «ре­альные А.», существующие сами по себе вне тех субстан­ций, к-рым они обычно присущи. Декарт, Гоббс и др. философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза заменил термин «А.» термином «модус», обозначающим единичное проявление суб­станции. Понятие А. встречается у Канта, Фихте и др. философов 18—19 вв., а также в формальной логике.

АКЦИДЕНЦИЯ 17

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизиров. Alanus de Insulis) (?, Лилль,— 1202, Сито, ныне деп. Кот-д'Ор), франц. философ, теолог и поэт. Из филос.-теологич. соч. с именем А. Л. связаны: 134 «правила» («теологич. максимы»), сумма «Различения» (Quot modis) — энциклопедич. словарь с разбором библей­ских понятий по трём уровням смысла; первый на лат. Западе комментарий к псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; трактат «Против еретиков» и др. Наиболь­шую известность получили «светские» соч. А. Л.: «Плач природы», филос.-моралистич. видение в художеств, прозе и стихах, аллегорич. эпопея в гекзаметрах «Ан-тиклавдиан» (написана в 1183—84), где создание в не­бесах идеального человека и его бой с пороками позво­ляют автору подробно описать построенную из «сво­бодных наук» и способностей колесницу для небесного путешествия посланца природы, общее мироустройст­во, истечение ума(нуса) и души от бога и т. п.

В целом мысль А. Л. можно представить как развёр­нутый комментарий к Платону, Аристотелю, Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской школой его сближает космизм (теория мировой души, природы как «заместительницы» бога), платонич. пифагорейство, любовь к классич. античности. Природа разума закономерна, мышление подвластно логике, отсюда тезис: «поскольку у авто­ритета нос из воска, т. е. его можно повернуть в разном смысле, он должен подкрепляться разумными основа­ниями» («Против ересей»). Однако «природа не знает природы своего порождения», к-рая в боге, а мысль для познания собств. истоков нуждается в вере и ми-стич. теологии: природное познание «познаёт, чтобы верить», мистич. познание «верит, чтобы познавать». Наибольшую популярность А. Л. имел в 15 в., когда приобрел легендарные черты как всезнающий doctor universalis; моралистич. пафос А. Л. имел продолже­ние в философии Возрождения.

*Migne, PL, t. 210. Г а с n a p о в М. Л., Алан Л., в кн.: Памятники ср.-век. лат. лит-ры 10—12 вв., М., 1972, с. 330—47; H u i z i n g a J., Über die Verknüpfung des Poetischen mit dem Theologischen bei Alanus de Insulis, «Mededeelingen der k. Akad. Afd. Letterkunde Ser. B», 1932, dl 74, № 6; R а у n a u d d e L a g e G., Alain de Lilie. Poete du XII siede, P., 1952.

АЛГЕБРА ЛОГИКИ, система алгебраич. методов ре­шения логич. задач, а также совокупность задач, ре­шаемых такими методами. А. л. в узком смысле слова — алгебраич. (табличное, матричное) построение классич. логики высказываний, в к-ром рассматриваются логиче­ские операции над высказываниями, каждое из к-рых имеет одно из двух значений истинности: «истина» (сокр. «и» или 1) и «ложь» («л» или 0). Элементами А. л. служат переменные, принимающие одно из этих двух значений, а также константы 1 и 0. Предмет А. л. со­ставляет совокупность свойств логич. операций в этой двузначной алгебре, а также вытекающие из этих свойств правила преобразования и упрощения формул А. л. (интерпретируемых как высказывания) и приведе­ния их к нек-рым стандартным формам, пригодным для алгоритмизации (см. Алгоритм) решения логич. задач. А. л. в широком смысле включает распространение ме­тодов А. л. на понятия и задачи многозначной логики: вместо теории двузначных арифметич. функций от двух аргументов в n-значной логике рассматриваются n-значные функции от аргументов О, 1, ..., n 1, причём часть из этих значений, подобно истинному значению 1 в двузначной А. л., считается «выделенны­ми», т. е. соответствующими «истине». Термин «А. л.», идущий от традиций первых работ по математич. ло­гике 19 в. (Дж. Буль, У. С. Джевонс, Э. Шредер, П. С. Порецкий и др.), применяют иногда также в дру­гом, расширит, смысле к алгебраич. задачам и методам логики предикатов, составляющим предмет теории моделей.