206 Индивид
(киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И.Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого бурж. общества формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец Штирнер («Единственный и его достояние», рус. пер., в. 1, 1906) провозгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «моё» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). В условиях монополистич. капитализма преобладают след. тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны бурж. социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается утилитаристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем обществ. жизни в потребительство. На почве анархистской и нигилистич. ультралевой «революционности») возникает бунтовщический И.
Марксизм объяснил природу, историч. роль И. и показал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные обществ. формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное гуманизи-рующее преобразование индивидами сложного и противоречивого содержания их обществ. жизни. Целостное развитие самостоят. личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же, с. 75). При этом условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением Коммунистич. партии: «Всё для человека». Коммунистич. воспитание направлено на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной глубокой ответственности и творч. отношения ко всем аспектам социальной жизни. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как гл. источника мотивации. В отличие от психоанализа, И. п. считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство (Gemeinschaftsgefühl), нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии И. п. видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австр. социал-демократии, видел в И. п. реформистскую программу достижения гармонии в человеке и обществе. И. п. обращалась к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении био-логич. и социальной неполноценности. И. п. занималась также психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники, люмпен-пролетарии и т. п.). Наибольшее распространение получила в 1920-х гг., особенно в области педагогики и психотерапии. Позднее И. п. как направление по существу сошла на нет, дав, однако, сильный стимул к развитию социально-психологич. и групповых методов терапии и социологич. направлений в психологии и медицине гл. обр. в США (К. Хорни, X. Сал-ливан, Э. Фромм, Ф. Александер и др.). • Handbuch der Individualpsychologie, Bd 1—2, Münch., 1926; Essays in individual psychology, N. Υ., 1959. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего
данную единичность в её качеств. отличиях, противопо-ставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея И. в антич. философии была связана прежде всего с разработкой др.-греч. атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование И. отд. человека в противоположность традиц. обществ. связям и установлениям становятся исходной точкой новоевроп. индивидуализма. В философии 17 в. понятие И. получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфич. субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И. используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание историч. эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии И. характеризует специфич. черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В психологии проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).
* Т е п л о в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М.. 1961; D i l t h е у W., Beiträge zum Studium der Individualität, B., 1896; V o l k e l t J., Das Problem der Individualität, Münch., 1928; см. также статьи Личность, Характер, Темперамент.
ИНДИВИДУАЦИЯ (от лат. individuatio), l) проявление живой и неживой природы как множества неповторимых индивидов — сходных, но не тождественных (напр., сходных, но не тождеств. личностей; сходных, но не тождеств. состояний атомов и т. п.). И. выражается в утверждении, что для любых двух индивидов найдётся разделяющий их признак. Это — т. н. принцип И., являющийся классич. утверждением о существовании, поскольку эффективного способа разыскания разделяющего (индивидуализирующего) признака при этом не требуют, предполагая, что И. может зависеть от актуально бесконечного разнообразия свойств.
Термин «принцип И.» встречается впервые у Фомы Аквинского в одноим. соч. «Принцип индивидуации» («De principio individuationis»), но идея И. принадлежит стоикам. В близких вариантах она встречается вплоть до Лейбница. В ср.-век. философии принципом И. наз. постулат о началах (основах) И., при этом соперничали три версии начал: концептуалистская, реалистская и номиналистская (см. Концептуализм, Реализм, Номинализм). Сторонники концептуалистской версии полагали, что типологич. различия вещей создаёт форма, а индивидуальные — материя (см. Форма и материя). Вполне возможны две вещи одной формы. Это означает, что они принадлежат одному виду и что одна вещь такая же (idem species), как и другая. Но из тождества формы вещей не следует тождественность самих вещей. Понятие «тот же самый» равносильно понятию «единственный по числу» (idem numero), а единственность обусловлена объективной мерой материи каждой вещи. Сторонники реалистской версии считали, что началом И. является не количественное, но качеств. различие. Основу И. они видели не в материи, а в форме, к-рая создаёт неповторимость и «отделённость» вещей. В этой версии исторически существенны идея о неделимости «индивидуальной природы» и идея тождественности неразличимых. Первая стала определяющей в филос. антропологии, психологии, в науках о живой природе (концепция целостности); вторая — в первую очередь в логике, утвердив взгляд на тождество как на гносеоло-гич. предикат, необходимый для выражения И. и по-
нятия о числе. Наконец, сторонники яоминалистской версии полагали, что всё объективно сущее индивидуально, даже абстракции, поскольку они суть материальные знаки вещей. Начала И. номинализм усматривал во внешн. характеристиках вещи — в её положении в пространстве и во времени, а также в её имени. Независимо от приверженности к той или иной версии схолас-тич. философы имели в виду И. in re, т. е. онтологич. И., осуществляемую самой природой: тождество и различие материальных вещей порождаются актом творения универсума, а не рефлексией над ним. Вопрос о том, как индивидуализируются объекты в мышлении и опыте, т. е. вопрос о гносеологич. И., схоласты не обсуждали.
Для совр. науки этот вопрос стал существенным после того, как выяснилось, что он связан с важнейшими проблемами науч. познания: конструктивностью науч. теорий, определимостью объектов науки, алгоритмич. разрешимостью задач и вычислимостью свойств и функций, полнотой описания физич. процессов; моделированием интеллекта и др. Непременным условием решения проблемы И. во всех этих случаях является обращение к абстракциям, порождающим универсумы, науч. теорий,— к абстракции отождествления и абстракции неразличимости.
2) В аналитич. психологии Юнга И.— процесс становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. За процессом И., по Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, исходящая из своеобразного центра душевной жизни человека — т. н. самости. Процесс этот протекает непроизвольно и «естественно», наподобие растит. роста, и вместе с тем требует сознат. содействия человека скрытой цели его бессознательного. Осуществление этой цели и составляет задачу аналитической психотерапии.
* Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912; Новосёлов Μ. Μ., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978; Identity and individuation, N. Υ., 1971; SchreiderJ. Α., Equality, resemblance and order, Moscow, 1975, p. 250—74. ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, раздел логики, изучающий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр. с целью получения индуктивных обобщений, объяснений, предсказаний, описаний и предписаний (см. Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— индуктивный вывод. Для совр. И. л. характерно значит. расширение самого понятия индуктивного вывода. Если в классич. И. л. (Ф. Бэкон, Дж. С. Милль) в качестве единств. отношения рассматривалось индуктивное следование, то в совр. И. л. исследуется отношение подтверждения и — как его модификация — отношение принятия (к-рые могут рассматриваться как обобщение отношения доказательства — осн. объекта дедуктивной логики), состоящее в том, что на основания определ. свидетельств е с нек-рой степенью уверенности принимается гипотеза h. Иногда степень уверенности отождествляется с индуктивной вероятностью, и тогда для формализации И. л. используется аппарат теории вероятностей. На этом основании нек-рые логики (напр., Р. Карнап) считают вероятностную логику совр. формой И. л.
* Пятницын Б. Н., Субботин А. Л., О характере и теории индуктивных умозаключений, в кн.: Логика и эмпирич. познание, М., 1972; The problem of inductive logic, Amst., 1968. ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В И. данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобще- -ния обычно рассматривают как опытные истины или эмпирич. законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактич. опыт
ИНДУКЦИЯ 207
всегда незакончен и неполон. Эта особенность опыта входит в содержание И., делая её проблематичной: нельзя с достоверностью говорить об истинности индуктивного обобщения или о его логич. обоснованности, поскольку никакое конечное число подтверждающих наблюдений «... само по себе никогда не может доказать достаточным образом необходимость» (Э н-гельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 544). В этом смысле И. есть предвосхищение основания (petitio principii), на к-рое идут ради обобщений, принимая И. как истояник предположит. суждений — гипотез, к-рые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.
Объективной основой И. служат закономерности природы и общества; субъективной — познаваемость этих закономерностей с помощью логич. или статистич. схем «индуктивных умозаключений». Логич. схемы применяются в предположении, что явления (результаты наблюдений или экспериментов) не являются случайными; статистические, напротив, основываются на предположении о «слуяайности явлений». Статистич. гипотезы — это предположения о теоретич. законах распределения случайных признаков или оценки параметров, определяющих предполагаемые распределения в изуяаемых множествах. Задачей статистич. И. являются оценка индуктивных гипотез как функций выборочных характеристик и принятие или отклонение гипотез на основании этих характеристик.
Исторически первой схемой логич. И. является перечислительная (популярная) И. Она возникает, когда в частных случаях усматривается к.-л. регулярность (напр., повторяемость свойств, отношений и пр.), позволяющая построить достаточно представит. цепь единичных суждений, констатирующую эту регулярность. При отсутствии противоречащих примеров такая цепь становится формальным основанием для общего заключения (индуктивной гипотезы): то, что верно в n наблюдавшихся случаях, верно в следующем или во всех случаях, сходных с ними. Когда число всех сходных случаев совпадает с числом рассмотренных, индуктивное обобщение является исчерпывающим отчётом о фактах. Такую И. называют π о л н о и, или совершенной, поскольку она выразима схемой дедуктивного вывода. Если же число сходных случаев конечно-необозримо или бесконечно, говорят о неполной И. Неполную И. называют н а у ч-н о и, если, кроме формального, даётся и реальное основание И. путём доказательства неслучайности наблюдаемой регулярности, напр. путём указания причинно-следственных отношений (динамич. закономерностей), порождающих эту регулярность. Схемы умозаключений, предлагаемые логикой И. для «улавливания» причинно-следств. отношений, называют индуктивными методами Бэкона — Милля; применение этих схем предполагает, в свою очередь, достаточно сильные абстракции, обоснование к-рых равносильно обоснованию неполной И.
Общепринятых способов обоснования логич. И. пока нет, как нет их и для статистич. схем, к-рые оправдываются только тем, что редко дают ошибочные результаты. Поскольку И. сравнима с принятием решения в условиях неопределённости, вероятностные критерии играют заметную роль в структуре т. н. индук-тивного поведения. Напр., индуктивную гипотезу принимают, если известен факт, индуцирующий её с большой вероятностью, и отклоняют, если такой факт маловероятен. Но вероятностные критерии не являются единственными. Статистикой подтверждающих примеров нельзя, напр., оправдать принятие естеств.-науч. законов, полученных путём И., априорная вероятность к-рых пренебрежимо мала. Это, однако, hi·
- Энциклопедический словарь
- Философский
- Москва «советская энциклопедия»
- 6 Абсолютное
- 8 Абстракция
- Австромарксизм 9
- 10 Автогенез
- 14 Адлер
- 16 Аккультурация
- 18 Алан
- 20 Аллегория
- 22 Анаксагор
- 24 Аналитические
- 26 Ансельм
- 28 Антиномия
- 30 Антиципация
- 32 Апостериори
- 34 Аристотелизм
- 36 Аристотель
- 38 Аркесилай
- 40 Астика
- Атомистика 41
- 42 Атрибут
- 44 Бадараяна
- 46 Баумгартен
- 48 Белл
- 50 Бердяев
- 52 Берталанфи
- 54 Биологическое
- 56 Боас
- 58 Богословско
- 62 Брйджмен
- 64 Буддхи
- 66 Буржуазная
- 68 Буриданов
- Бытие 69
- 70 Быховский
- 72 Бюхнер
- 76 Веблен
- 78 Верификация
- 80 «Вехи»
- 84 Винцент
- 86 Влечение
- 88 Война
- 90 Вольф
- 92 Вопросы
- 94 Время
- 96 Вульгарный
- 98 Выготский
- 100 Гальтон
- 102 Гартли
- 104 Гегельянство
- 106 Гейлинкс
- 108 Географическая
- 110 Гербарт
- 112 Герметизм
- 116 Гипотетико
- 118 Глубинная
- 120 Гобино
- 122 Государственный
- 124 Государство
- 126 Готама
- 128 Грех
- 130 Гудмен
- 132 Гуны
- 134 Дамаский
- 136 Дарвинизм
- 138 Движение
- 140 Деидеологизация
- 142 Декадентство
- 144 Деметрий
- 146 Демократия
- 148 Демонстрация
- 150 Дешан
- 152 Джаймини
- 154 Дзэн
- 156 Диалектика
- 158 Диалектика
- 160 Диалектический
- 162 Диалектический
- 164 Дизъюнкция
- 166 Диктатура
- 168 Диоген
- 170 Дифференциальная
- 172 Добролюбов
- 174 Доказательство
- 176 Достаточного
- 178 Дуализм
- 180 Дхарма
- 182 Дюэм
- 184 Ересь
- 186 Жизнь
- 188 Заблуждение
- 190 Защитные
- 192 Знанецкий
- 194 Ибн сина
- 196 Идеализация
- 198 Идеи
- 200 Идеология
- 202 Иероглифов
- 204 Императив
- 206 Индивид
- 208 Индустриальное
- 210 Интеграция
- 212 Интеллигибельный
- 214 Интериоризация
- 216 Интроспективная
- 220 Иовчук
- 222 Исключённого
- 224 Ислам
- 226 Исследование
- 228 Исторический
- 230 Исторический
- 232 История
- 234 Исчисление
- 236 Йогачара
- 238 Кабанис
- 240 Казуистика
- 244 Кан ювэй
- 246 Капитализм
- 248 Каппадокийский
- 250 Касб
- 252 «Катедер-социализм»
- 254 Кедворт
- 256 Киреевский
- 258 Классовая
- 260 Классы
- 262 Клаус
- 264 Коллектив
- 266 Коммунизм
- 268 Коммунизм
- 270 Коммунистическое
- 272 Кондильяк
- 274 Конструктивная
- 276 Конформизм
- 278 Конфуций
- 280 Корнфорт
- 282 Котарбиньский
- 284 Крижанич
- 286 Критика
- 288 Критика
- 290 Кроссер
- 292 Куайн
- 294 Культура
- 298 Лавров
- 300 Ламенне
- 302 Лебон
- 304 Легизм
- 306 Ленин
- 308 Ленин
- 310 Лесевич
- 312 Либкнехт
- 314 Ликей
- 316 Логика
- 318 Логика
- 320 Логика
- 322 Логические
- 324 Локаята
- 326 Лосский
- 328 Лу цзююань
- 330 Людвиг
- 332 Мабли
- 334 Макиавелли
- 336 Малиновский
- 338 Манифест
- 340 Манхейм
- 342 Маркович
- 344 Марксизм-ленинизм
- 346 Марксизм-ленинизм
- 348 Массовая
- 350 Материализм
- 352 Материализм
- 354 Материя
- 356 Махизм
- 358 Мелисс
- 360 Меньшевиствующий
- 362 Метафизика
- 364 Метаязык
- 366 Методология
- 368 Метриопатия
- 370 Микросоциология
- 372 Мимесис
- 374 Мирное
- 376 Мистика
- 378 Мифы
- 380 Михельс
- 382 Модель
- 384 Мокша
- 386 Монизм
- 388 Морган
- 392 Мэйо
- 394 Навья-ньяя
- 396 Народная
- 398 Народность
- 400 Народонаселение
- 402 Настика
- 404 Наука
- 406 Наука
- 408 Научно-техническая
- 410 Научно-технический
- 412 Научный
- 414 Национализм
- 416 Национальный
- 418 Начала
- 420 Недонсель
- 422 Необходимость
- 424 Неодаосизм
- 426 «Неомарксизм»
- 428 Неопозитивизм
- 430 Неосхоластика
- 432 Неоэволюционизм
- 434 Непротиворечивость
- 438 Нищета
- 440 Новый
- 442 Ноумен
- 444 «О душе»
- 448 Общественное
- 450 Общественные
- 452 Община
- 454 Объективный
- 456 Оккамизм
- 458 Онтология
- 460 Определение
- 462 Оптимизм
- 464 Организмические
- 466 Ортега-и-гасет
- 468 Основной
- 470 Отношение
- 472 Отчуждение
- 474 Павлов
- 476 Панентеизм
- 478 Парацельс
- 480 Парсонс
- 482 Партия
- 484 Патриотизм
- 486 Первобытнообщинная
- 488 Переход
- 490 Перцепция
- 492 Пиаже
- 494 Пифагор
- 496 Платон
- 498 Платонизм
- 500 Плеханов
- 502 Плутарх
- 504 Поведение
- 506 Познай
- 508 «Политика»
- 510 Политическая
- 512 Политцер
- 514 Поппер
- 516 Порецкий
- 518 Потребности
- 520 Правило
- 522 Прагматика
- 524 Пратитьясамутпада
- 526 Предметность
- 528 Престиж
- 530 Природа
- 532 Причинность
- 534 Прогресс
- 536 Производительные
- 538 Происхождение
- 540 Пропедевтика
- 542 Протагор
- 544 Противоположность
- 546 Противоречия
- 548 Психоанализ
- 550 Психология
- 552 Птолемей
- 554 Рабовладельческая
- 556 Рабочий
- 558 Равенство
- 560 Радищев
- 562 Разделение
- 564 Различие
- 566 Расово-
- 568 Расы
- 570 Реализм
- 572 Реальность
- 574 Революция
- 576 Рейхенбах
- 578 Релятивизм
- 580 Реформа
- 582 Речь
- 584 Риккерт
- 586 Робине
- 588 Ростоу
- 590 Самадхи
- 592 Санкции
- 594 Сатья
- 596 Свобода
- 598 Свободомыслие
- 600 Селлерс
- 602 Семь
- 604 Сенека
- 606 Сигер
- 608 Симметрия
- 610 Сирацкий
- 612 Система
- 614 Скандха
- 616 Служащие
- 618 Смирнов
- 620 Совесть
- 622 Созерцание
- 624 Сознательность
- 626 Соловьёв
- 628 Софизм
- 630 Социализм
- 632 Социалистическая
- Социалистический 633
- 634 Социалистическое
- 636 Социальная
- 638 Социальный
- 640 Социологические
- 642 Социология
- 644 Социометрия
- 646 Спенсер
- 648 Спиритуализм
- 650 Справедливость
- 652 Средний
- 654 Стереотип
- 656 Страта
- 658 Структурно
- 660 Сублимация
- 662 Субъективный
- 664 Сумма
- 666 Сущность
- 670 Тарский
- 672 Теизм
- 674 Темперамент
- 676 Теология
- 678 Теория
- 680 Теософия
- 682 Тест
- 684 Тимашев
- 686 Титченер
- 688 Тойнби
- 690 Торо
- 692 Традиция
- 694 Трансцендентальный
- 696 Труд
- 698 Турен
- 700 Уайтхед
- 702 Универсалии
- 704 Уотсон
- 706 Урбанизация
- 708 Установка
- 710 Утопия
- 712 Файхингер
- 714 Фашизм
- 716 Фейерабенд
- 718 Феноменологическая
- 720 Феодализм
- 722 Феодальный
- 724 Физикализм
- 726 Филон
- 728 Философия
- 730 Философия
- 732 Философия
- 734 Философия
- 736 Философские
- 738 Философские
- 740 Философский
- 742 Фишер
- 744 Формализм
- 746 Формация
- 748 Франкфуртская
- 750 Фрустрация
- 752 Футурология
- 756 Холизм
- 758 Христианство
- 760 Художественный
- 762 Целесообразность
- 764 Ценностные
- 766 Цинизм
- 770 Человек
- 772 Чернышевский
- 774 Чикагская
- 776 Чувства
- 778 Шартрская
- 780 Шеллингианство
- 782 Шинкарук
- 784 Шпенглер
- 786 Щепаньский
- 788 Эйхгорн
- 790 Экология
- 792 Эксперимент
- 794 Элиты
- 796 Эмпедокл
- 798 Энгельс
- 800 Энергия
- 802 Эпигенез
- 804 Эразм
- 806 Эстетика
- 808 Эсхатология
- 810 Этика
- 812 Этнометодология
- 814 Юмор
- 816 Язык
- Основные сокращения
- Именной указатель
- А в т ор ы словаря*