logo
Философский энциклопедический словарь

738 Философские

n i G., Nuovo dizionario di cultura filosofica e scientifi-ca, Torino, 1952); Словарь по философии, под ред. А. Бираги (Dizionario di filosofia, a cura di A. Biraghi, Mil., 1957); Филос. энциклопедия, под ред. Центра филос. исследований Галларате, т. 1—4 (Enciclopedia filosofica, a cura del Centre di studi filos. di Gallarate, v. 1—4, Venrzia — Roma, 1957; v. 1—6, 19672). Мек­сика: Пальярес Э., Словарь по философии (Р а 11 а-r e s E., Diccionario de filosofia, Мех., 1964); Ферратер Мора X., Словарь по философии (F e r r a t e r M о-га .1., Diccionario de filosofia, Мех., 1941; 19584). С Ш А л Великобритания: Вюлнер Б., Словарь по схоластич. философии (W u e l l n e r В., Dictionary of scholastic philosophy, Milwaukee, 1956; 19663); «Крат­кая энциклопедия по зап. философии и философам», под ред. Дж. О. Урмсона («The concise encyclopaedia of western philosophy and philosophers», ed. by J. 0. Urm-son, L., 1960); Лейси А. Р., Словар"ь по философии (L a-cey A. R., A dictionary of philosophy, L.—[a. o.], 1979); Науман С., Словарь по амер. философии (N a u-man S., Dictionary of American philosophy, N. Y.. 1973); Словарь по философии, под ред. Д. Д. Ранса (Dictionary of philosophy, eb. by D. D. Runes, Ν. Υ.. 1942; I96015); Словарь по философии и психологии, под ред. Дж. М. Болдуина, т. 1—3 (Dictionary of philosophy and psychology, ed. by J.M. Baldwin, v. 1—3, N. Y.—L., 1901—05; Gloucester, 1957); Энциклопедия по философии, гл. ред. П. Эдуарде, т. 1—8 (The encyclopedia of philo­sophy, ed. P. Edwards, v. 1—8, N. Y.—L., 1967; 19722). Франция: Блая Э., Словарь по древней, новой и совр. философии, т. 1—2, доп. (Blanc Ё., Dictionnai-re de philosophie ancienne, moderne et contemporaine, t. 1—2, suppl., P., 1906—09); Гобло Э., Филос. словарь (G o b l o t E., Le vocabulaire philosophique, P., 1901; 19387); Жоллве Р., Словарь по философии (J oli­vet4 R., Vocabulaire de la philosophie, Lyon, 1942; 19574); Кювилье Α., Новый филос. словарь (Сuvil­lier Α., Nouveau vocabulaire philosophique. P., 1956); Лаланд Α., Специальный критич. словарь по философии (L a l a n d e Α., Vocabulaire technique et critique de la philosophie, fasc. 1—21, P., 1902—22; 197211); Лег­ран Ж., Словарь по философии (L e g r a n d G., Dic-lionnaire de philosophie, P., 1973); Словарь великих филос. доктрин, под ред. Л. Жерфаньона (Dictionnai-re desgrandes philosophies, sous la dir. de L. Jerphagnon, Toulouse, 1973); Фулькье П., Словарь филос. языка (F o u l q u i ё Р., Dictionnaire de la langue philoso­phique, P., 1962; 19692). ФРГ: Краткий филос. сло­варь [издательства] Хердера, под ред. М. Мюллера и А. Хальдера (Herders Kleines philosophisches Wörter­buch, hrsg. v. M. Müller und A. Halder, Freiburg im Breis­gau, 1958); Мецке Э., Настольный словарь по философии (M e t z k e E., Handlexikon der Philosophie. Hdlb., 1948, 19493); Философия, под ред. А. Димера и И. Френ-целя (Philosophie, hrsg. ν. Λ. Diemer und I. Frenzel, Fr./M., 1958; 196911); Философский словарь, осн. Г. Шмидтом (Schmidt H., Philosophisches Wörter­buch, Lpz., 1912; 197419); Филос. словарь, под ред. В. Бруггера (Philosophisches Wörterbuch, hrsg. v. W. Brugger, Freiburg im Breisgau, 1947; 196713).

Историко-филос. и биогpафич. Ф. с. и э. Вильман О., Важнейшие филос. термины в историч. последовательности (W i 11 m a n n O., Die wichtig­sten philosophischen Fachausdrücke in historischen Anord­nung, Kempten — Münch., 1909; 19333); Декуртинс К., Краткий словарь философов. От досократиков до совре­менности (Decurtins С., Kleines Philosophen-Lexikon. Von den Vorsokratikern bis zur Gegenwart, Affoltern, 1952); Историч. словарь по философии, под ред. И. Риттера, т. 1—5 — (Historisches Wörterbuch der Philosophie, hrsg. v. J. Ritter, K. Gründer, Bd 1—5—, Basel —Stuttg., 1971—80); Кьернан Т., Биографич. сло­варь по истории философии (К i r1 r ]) я n Т.. Who's who in the history of philosophy, N. Y., 1965); Ноак Л., Историко-филос. лексикон (N о а с k L., Philosophie

geschichtliches Lexikon, Lpz., 1879; Stuttg.—Bad Cann-statt, 1968); Питере Ф., Греч, филос. термины. Историч. лексикон (Peters F. E., Greek philosophical terms. Ahistorical lexicon, N. Y.—L., 1967); Словарь фило­софов (Dictionnaire des philosophes, P., 1962); Томас Г. Биография, энциклопедия но философии (Т h от a s H., Biographical encyclopedia of philosophy, Garden City— N. Y., 1965); Цигенфус В., Юнг Г., Лексикон филосо­фов, т. 1—2 (Ziegenfuss W., Jung G., Philoso­phen-Lexikon, Bd 1—2, B., 1949—50); Эйслер Р., Лекси­кон философов. Жизнь, труды и учения мыслителей (E i s l o r R., Philosophen-Lexikon. Lehen, Werke und Lehren der Denker, B., 1912; 1972). Т. С. Лаврова. «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ», произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914—16, а также отд. набросков, наиболее раз­вёрнутым и важным из к-рых является фрагмент «К воп­росу о диалектике». Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929—30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит.

материал для задуманной Лениным работы по тео­рии материалистич. диалектики. Идеи «Ф. т.» составили методологич. основу теории империализма, использо­ваны Лениным в статьях по экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Дет­ская болезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о проф­союзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.

Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимо­стью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отри­цали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соедине­нии экономич. учения К. Маркса с кантианством, пози­тивизмом или даже энергетизмом.

Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследова­тельность гегелевской диалектики, вскрывает её идеали-стич. и мистич. характер, но вместе с тем подчёркивает, что без её крития. освоения нельзя проникнуть в сущест­во марксистского метода мышления. Именно Гегелю пер­вому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противо­положностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской по­зиции заключается в обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин при­меняет учение о развитии к процессу познания. Диалек­тика неполна без выражения движения в логике поня­тий, т.е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особое зна­чение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятель­ность рассматривается Лениным как основа для форми­рования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как филос. наука есть одновремен­но и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстри­руемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противо­положностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи противоположностей внутри единого целого Ленин упо­требляет различные термины (единство, совпадение,

тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимо­проникновение, взаиыопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественны­ми противоположности,— при каких усло­виях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти про­тивоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с 98). Ленин обращает внимание на необходи­мость использования для изучения и изложения диа­лектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности.

Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств. развития человеч. рода и ин­дивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю философии, историю всех отд. отраслей зна­ния. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобождённое от слу­чайностей историч. формы, должно составить существен­ное содержание науч. философии. В понимании про­цесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает противоречивость, слож­ность, многосторонность, спиралевидность процес­са познания. Анализируя план диалектики (логи­ки) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует пока­зать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направ­ляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причи­ны явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явле­ний к субстанции» (там же, с. 142—43). Ленин подчёр­кивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание челове­ка не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).

Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеве­рие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Ге­геля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кан­тианства, махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).

Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгель­са, Ленин прослеживает процесс перехода их на пози­ции науч. социализма и выделяет гл. моменты это­го процесса: 1) подход «к идее обществ. отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подво­дит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого осво­ения классич. филос. наследия и острой, принципиаль­ной критики бурж. философии. Они сыграли громадную

ФИЛОСОФСКИЕ 739

роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-мар­ксистов.

• О «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Во­просы диалектики в «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1960; Ка-сымжанов А. X., Как читать и изучать «Ф. т.» В. II. Ле­нина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А. X. Касымжанов.

ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ, особый вид филос. лит-ры, раскрывающий филос. тему в инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мему­арной лит-ре о Будде и Сократе. В буддийской лит-ре Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа настав­ника с учеником преподносится как откровение истины: учитель авторитарно излагает доктрину, слушатель внимает ему, выражая своё согласие. В классич. Гре­ции 4 в. до н. э. Ф. д. впервые стал самостоят. жанром с особым присущим ему недогматич. способом разъясне­ния филос. мысли. Возник из записей, к-рые велись учениками Сократа. Из т. н. сократич. разговоров, составленных после смерти Сократа, до нас дошли полностью диалоги Ксенофонта и Платона. Воссоздавая образ Сократа, Платон раскрывает собств. философию; разоблачение («эленксис») общепринятых взглядов на духовные ценности служит гл. содержанием драматизи­рованного действия его Ф. д. По мере расширения по­зитивного содержания в Ф. д. Платона в них умалялась роль драматич. сценария, и Ф. д. всё больше прибли­жался к трактату. После Платона Ф. д. стал использо­ваться преим. в дидактич. целях в перипатетич. школе (Дикеарх, Гераклид Понтийский и др.). Цицерон под­ражал Платону в тематике своих Ф. д. («О законах», «О гос-ве», «Об ораторе»). В поздней античности (2— 5 вв.) Ф. д. использовался в раннехрист. лит-ре как средство апологии, полемики, наставления; авторы Ф. д. либо опирались на опыт Платона (Юстин, 2 в.; Ме-фодий Олимпийский, 3—4 вв.; Эней Газский, 5 в.) и Цицерона (Августин, Против академиков), либо давали в условной форме вопросов и ответов авторитарно-дидактич. изложение доктрины (Григорий Нисский, О душе и воскресении; Августин, Учитель). Послед­няя форма характерна для мн. Ф. д. средневековья (Ан-сельм Кентерберийский, Об истине, О свободе воли, и др.).

В ср. века и особенно в эпоху Возрождения, затем в 17—18 вв. получил распространение Ф. д.-диспут, дискуссия: Абеляр, Диалог между философом, иудеем, христианином; Л. Валла, О наслаждении и подлинном благе; Бруно, Пир на пепле; Галилей, Диалог о двух системах мира; Мальбранш, Беседа христ. и кит. фило­софа о существовании бога; Беркли, Три разговора меж­ду Гиласом и Филонусом; Сковорода, Диалог. Имя ему потоп, змеин, и др. В нач. 19 в. Ф. д. высоко ставился нем. романтиками как форма философствования, близ­кая к жизни (Ф. Шлегель, Разговор о поэзии; Шеллинг, Бруно; К. Зольгер, Эрвин. Четыре разговора о красоте и об иск-ве). В 19—20 вв. Ф. д. утрачивает своё преж­нее значение.

• Миллер Т. А., Мефодий Олимпийский и традиция пла­тоновского диалога, в сборнике: Античность и Византия, М., 1975, с. 175—94; H i r z е l R., Der Dialog, Bd 1—2, Lpz., 1895; Goldschmidt V., Les Dialogues de Platon, P., 1947; W i l d b o l z R., Der philosophische Dialog als litera­risches Kunstwerk, Bern, 1952; Ruch M., Le proemium phi-losophique chez Ciceron, P., 1958; Hofimann M., Der Dia­log bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunder­te, B., 1966.

ФИНИТИЗМ (лат. finitus — определённый, ограничен­ный, законченный), методологич. установка в теории доказательств, возникшая в нач. 20 в. в работах Гиль­берта и его школы с целью обоснования непротиворечи­вости теоретико-множеств. математики. Программа Ф. предполагала формализацию теории (непротиворечи­вость к-рой доказывается), включая правила вывода и способы образования понятий, и одновременно её аксио-