logo
Философский энциклопедический словарь

148 Демонстрация

Mau J., Zum Problem des Infinitesimalen hei den antiken Atomisten, B., 19572; Fur ley D. J., Two studies in the Greek atomists, Princeton, 1967; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camh., 1971. И. Д. Рожанский.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio — показы­вание) в логике, форма рассуждения в доказа­тельстве (состав умозаключении и их связь друг с дру­гом), посредством к-рой доказываемое положение — тезис выводится из его оснований. См. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf) Алоиз (2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал проб­лемы философии культуры, философии истории и социо­логии знания. Сочетая общие принципы католич. уни­версализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М. Ве-бера, Д. стремился выйти к общей «критике историч. разума», к филос. антропологии и к «философии фи­лософии», в к-рой все частные т. зр. и стоящие за ними жизненные потенции (напр., принципы «гос-ва», «ду­ха» и т. д.) оказались бы осмыслены, сбалансированы и сняты во имя «целого». Автор многочисл. работ по исто­рии культуры.

• Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophie­geschichte im Umriß, W., 1947; Christliche Philosophie, Bonn, 19522; Kritik der historischen Vernunft, W., 1957; Sacrum Imperi­um. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance, Münch.— В., 19623; Die Geistesgeschihte der altchristlichen Kultur, Stuttg., 1964.

ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), д е с и г­на т, предметное значение (в логике и семан­тике), предмет, обозначаемый собств. именем нек-рого языка (в формализованном языке — константой, пос­тоянным термом), или класс предметов, обозначае­мых общим (нарицательным) именем (в формализован­ном языке — предметной переменной). В обоих этих смыслах Д. есть объём (экстенсионал) нек-рого понятия. Если имя есть предложение, высказывание (т. е. запись нек-рого суждения), то его Д. служит истинностное значение этого предложения (выска­зывания, суждения), т. е. «истина» или «ложь». См. Имя.

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, род. падеж δέοντος — нужное, должное и λόγος — слово, понятие, учение), раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен англ. философом-утилита­ристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Д., или Наука о мора­ли», «Deontology or The science of morality», v. 1-2, 1834).

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 15.7.1930, Эль-Биар, Алжир), франц. философ. Испытал влияние идей Гуссерля и Хайдеггера. Приобрёл известность своей критикой метафизичности всех форм европ. сознания и культуры, связанной, согласно Д., с господством принципа «бытия как присутствия», абсолютизирующе­го настоящее время. Такие явления европ. культуры, как религ. философия, социально-моралистич. учения и т. п., определяются, по Д., «логоцентристскими» установками, т. е. опорой на звучащее слово («голос-логос»), а также на фонетич. письмо с характерной для него расчленённостью знаковой формы и содержа­ния (запредельного означаемого). Условие преодоле­ния европ. метафизики Д. видит в отыскании её ис­торич. истоков посредством аналитич. расчленения («деконструкции») самых различных текстов гумани­тарной культуры, выявления в них опорных понятий (прежде всего — понятия бытия), а также слоя мета­фор, в к-рых запечатлены следы предшествовавших культурных эпох. Т. о., место метафизики бытия в концепции Д. занимает работа с языком, с текстами; её конечная цель — обнаружение за тем, что кажется непосредственно данным, «письма», «письменности». Суть «письма» (науку о письме Д. называет «грамма-тологией») не может быть выражена в строгих понятиях, поскольку, по Д., «письмо» не подчиняется принципу «бытия как присутствия», но воплощает принцип раз­личия, «рассеивания», неданности, инаковости (пони­мание «письма» у Д. во многом обусловлено практикой

совр. литературного авангарда). В ряде пунктов своей концепции Д. близок к структурализму, хотя он и кри­тикует последний как одно из проявлений «логоцент-ризма». Подобная непоследовательность наряду с от­сутствием позитивной программы существенно обедняет критич. пафос Д. и не позволяет ему выйти за рамки метафизич. традиции.

• La voix et le phenomene, P., 1967; De la grammatologie, P., 1967; L'icriture et la difierence, P., 1967; Marges de la Philosophie, P., 1972; La verite" en peinture, P., 1978; Eperons: Les styles de Nietzsche, P., 1978.

* Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Филиппов Л., Грамматология Ж. Д., «ВФ», 1978, JV5 1; Ecarts. Quatre essais ä propos de Jacques Derrida, P., 1973; «L'Arc», 1973, 54; Politi-ques de la Philosophie. Chätelet, Derrida, Foucault, Lyotard, Ser-res, ed. D. Grisoni, P., 1976.

ДЕ РУА (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт,— 17.2. 1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С 1634 проф. Утрехтского ун-та. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления в картезианстве, к-рое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 140). Будучи сто­ронником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его дуалистич. метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и «Разъяснение о чело-веч. уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией материю и объявил душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и рационалистич. теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном) происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а также подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии. В систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р. выдви­нул на первый план физику, к-рая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории по­знания.

• Быковский Б., Принципы философии Г. Де-Р., «Под знаменем марксизма», 1932, № 5—6; U г i J е г M. I. A. de, Hen-ricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.

ДЕСКРИПЦИЯ (от лат. descriptio — описание), описа­тельное определение (характеристика) единичных объ­ектов посредством общих понятий (имён, свойств и отношений), выполняющее ту же функцию, что и назы­вание собств. именем. Употребление Д. в логике анало­гично употреблению артиклей или заменяющих артикли выражений типа «тот, который» (напр., «тот, который словом скор, тот в работе редко спор») в естеств. язы­ках. Однако логич. Д. отличается от описат. форм выра­жений естеств. языка определённостью экстенсиональ­ного (см. Экстенсиональность) контекста: объект логич. Д. обязательно существует и всегда единствен. Именно это и составляет, как правило, достаточное условие для введения Д. в язык той или иной формальной системы или исчисления, что обогащает их выразит, возможно­сти. Возникающее при этом расширение систем (клас­сических или интуиционистских) несущественно в силу того, что всегда возможно устранение Д. (дескриптив­ных выражений), введённых при этом условии.

• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, §7, 8; Гильберт Д., Б е p н а и с П., Основания ма­тематики, пер. с нем., т. 1, М., 1979, гл. 8.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимо­связи и взаимообусловленности явлений материально­го и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порож­дает, производит другое явление (следствие).

Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объек­тивно существующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо не содержащих в себе моментов порождения, произ-

водства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции, функциональные зависимости, от­ношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, фор­мулируемые на языке статистич. распределений и ста-тистич. законов. Однако все формы реальных взаимо­связей явлений в конечном счёте складываются на ос­нове всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в совокуп­ности к-рых выявляются статистич. законы.

Принципиальным недостатком прежнего (домарк­систского) Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводи­лась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации яв­лений. Связанный с метафизич. материализмом преж­ний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биоло­гии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.

Ядром марксистской концепции социального Д. яв­ляется признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопреде­ляют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во мно­гом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич. телеология, провозглашающая, будто те­чение всех процессов предопределяется действием не­материального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1-й четв. 20 в. послужил факт возрастания в физике ро­ли статистич. закономерностей, наличие к-рых было объявлено опровергающим причинность. Однако диа-лектико-материалистич. трактовка соотношения слу­чайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей но­вые виды объективной причинной связи явлений в мик­ромире, показали несостоятельность попыток исполь­зовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.

Эволюц. теория Дарвина, давшая материалистич. объяснение относит. целесообразности в живой при­роде, развитие кибернетики, создавшей учение о само­регулирующихся системах, нанесли сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материа-листич. Д.

Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием пости­жения истины.

• см. к статьям Причинность, Причина и следствие, Статисти­ческие и динамические закономерности. ,

«ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗ­МЕ», произв. В. И. Ленина, посвящённое теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. комму-нистич. движения. Написанная в апреле — мае 1920,

ДЕТСКАЯ 149

работа вышла в свет в июне, перед открытием II кон­гресса Коминтерна, и имела историч. значение для формирования коммунистич. партий всех стран, для ознакомления их с богатейшим политич. опытом рус. коммунистов, для выработки интернац. коммунистич. тактики.

«Детской болезнью „левизны"» Ленин назвал тактич. линию той части членов молодых коммунистич. партий Запада, к-рая, не имея достаточно политич. опыта, недооценивала работу с массами, не понимала значе­ния партии пролетариата в политич. борьбе, отвергала всякие компромиссы, отрицала междунар. значение большевизма.

В работе Ленина обобщён опыт Коммунистич. пар­тии как в период борьбы за диктатуру пролетариата, так и в первые годы после революции. Ленин показал, что богатейший опыт рус. марксистов имеет не только национальное, но и междунар. значение: «...русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого буду­щего» (ПСС, т. 41, с. 4).

Ленин вскрыл реакционность сектантской тактики, показал, что «левый коммунизм есть проявление „мел­кобуржуазной революционности"», с к-рым надо ре­шительно бороться, не прекращая борьбы с осн. вра­гом внутри рабочего движения — правым оппорту­низмом. Такая борьба — важная часть политич. опыта партии большевиков.

Анализируя этот историч. опыт, Ленин показал, благодаря каким особенностям тактики партия больше­виков смогла сплотить вокруг себя массы в борьбе за победу социалистич. революции. Одно из осн. усло­вий успеха большевиков Ленин видел в сознательной, твёрдой, революц. дисциплине, без к-рой партия не мо­жет объединить пролет. авангард, увлечь за собой мас­сы трудящихся.

Ленин учил, что коммунисты могут стать партией в подлинном смысле слова лишь в том случае, если они тесно связаны с массами и пользуются их под­держкой. Для этого есть только один путь — убедить массы в том, что партия правильно выражает и защи­щает их интересы, убедить не словами, а делами, своей политикой, инициативой. Ленин показал, что комму­нисты должны работать в любых массовых орг-циях, в любых, даже реакционных, профсоюзах, ибо именно профсоюзы должны стать той школой, где пролетариат готовится к осуществлению своей диктатуры, учится управлению х-вом страны, учится коммунизму. «Ибо вся задача коммунистов — уметь убедить отста­лых, уметь работать среди них, а не отгора­живаться от них выдуманными ребячески-"ле-выми" лозунгами» (там же, с. 38). Пролетариат должен быть представлен в бурж. парламенте депутатами своей партии, к-рой следует сочетать нелегальную борьбу с легальной деятельностью. Партия пролетариа­та, указывал Ленин, не может обойтись без компромис­сов. Используя противоречия между различными группами буржуазии, она должна искать (и уметь находить) подходящие формы для облегчающих её борьбу компромиссов, оставляя всегда за собой сво­боду критики своего врем. союзника.

Ленин подчёркивал, что в борьбе с оппортунизмом и левым доктринёрством коммунисты должны овладеть всеми формами политич. борьбы, научиться быть мак­симально гибкими в своей тактике, строить её не толь­ко на революц. настроении, но и «...на трезвом, строго объективном учете всех классовых сил данного государства (и окружающих его государств, и всех государств, в мировом масштабе), а также на учете опыта революционных движений» (там же, с. 47). Ленин писал, что коммунистич. партия становится не­победимой тогда, когда она не замазывает ошибок