logo
Философский энциклопедический словарь

312 Либкнехт

1958) и др. он показал, что в условиях капитализма гос-во служит целям и интересам господствующих классов. Л. выработал ряд принципиальных маркси­стских положений тактики пролет. партий: о необходи­мости участия социалистов в избират. борьбе и исполь­зовании ими парламентской деятельности как в агита­ционных целях, так и в интересах борьбы за улучше­ние положения рабочего класса и всех трудящихся; о возможности временных соглашений с др. оппозици­онными партиями при условии сохранения полной политич. самостоятельности и др. В конце жизни Л. выступил с решит. осуждением ревизионистских взгля­дов Бернштейна.

В. И. Ленин высоко оценивал революц. и теоретич. деятельность Л., видя в нём подлинного вождя нем. рабочих.

• Kleine politische Schriften, Lpz., 1976; Erinnerung eines Soldaten der Revolution, B., 1976; в рус. пер.— Социализм и культура, М., 1926; Из воспоминаний о К. Марксе, М., 1968.

• Ленин В. И., Предисловие к рус. переводу брошюры В. Л. «Никаких компромиссов, никаких избират. соглашений!», ПСС, т. 14; Ч у б и н с к и и В. В., В. Л.— солдат революции, М., 1968. В. Г. Тартаковский.

ЛИБКНЕХТ (Liebknecht) Карл (13.8.1871, Лейпциг,— 15.1.1919, Берлин), нем. марксист, деятель герм. и междунар. рабочего движения. Сын В. Либкнехта. По профессии адвокат. В 1900 вступил в ряды С.-д. пар­тии, вместе с Р. Люксембург и др. возглавил левое течение в нем. социал-демократии. С 1912 депутат герм. рейхстага. В своих многочисл. выступлениях и в печа­ти Л. активно боролся против милитаризма (за что дважды приговаривался к тюремному заключению), считал милитаризм гл. оплотом капитализма. В 1914— 1918 отстаивал пролет. интернационализм, поддержи­вал лозунг большевиков о превращении войны импе­риалистической в войну гражданскую. Вместе с Люк­сембург принял деятельное участие в создании группы «Спартак» (оформилась в янв. 1916; в нояб. 1918 пре­образована в «Союз Спартака»). После исключения из с.-д. фракции рейхстага (янв. 1916) и тюремного за­ключения (под давлением революц. масс досрочно осво­бождён в окт. 1918) стал одним из основателей Комму-нистич. партии Германии (Учредит. съезд состоялся в Берлине 30.12.1918—1.1.1919). Через две недели пос­ле съезда Л. и Люксембург были арестованы и убиты.

Л. стремился к марксистскому синтезу теории и практики. Выступая против реформистского тезиса о врастании капитализма в социализм, Л. доказывал, что «органич.» развитие общества не исключает скач­ков и насилия, что «органический» не всегда означает «постепенный» и «мирный», что вера реформистов в бурж. демократию — всего лишь «суеверие» и что условием победы социализма является «боевая сила» пролетариата.

Рассматривая вопрос о роли личности и масс в исто-рич. процессе, Л. выступал против вытекающего из теории стихийности тезиса «революции не делаются» и настаивал на том, что революции можно «сделать», что они являются итогом роста знаний и воли обще­ства. Критикуя концепции ревизионистов, придавав­ших детерминизму К. Маркса фаталистич. характер, Л. отмечал, что причинность, необходимость, закономер­ность обществ. развития включают в себя индивидуаль­ное деяние как фактор первостепенной важности, если оно способствует активности масс.

Идея социальной активности — центральная в фи-лос. концепции Л. Он подчёркивал, что детерминиро­ванный в своём естеств. и обществ. развитии человек сам является важнейшей детерминирующей силой, способен творчески разрешать социальные противоре­чия. Для развития общества важен поэтому примат ак­тивности. В иерархии обществ. сил она выше осталь­ных. Основываясь на воле и вырастая из неё, действие увеличивает волю, к-рая для него лишь средство. Действие — цель всех духовно-психич. и физич. сил; оно — исходный пункт всякого развития. Идея творч.

преобразования действительности ведёт у Л. к идеалу свободного, гуманистич., «космически-универсально­го» будущего.

Гуманистич. пафосом убеждений Л. продиктовано его особое внимание к иск-ву. Выступая против Кан­та, философию к-рого он считал опорой ревизионист­ской критики марксизма, Л. связывал эстетич. совер­шенство с этическим, рассматривал форму как неотде­лимое свойство содержания. Трактовка проблемы тра­гического заострена у Л. против идеи социального примирения, лежащей в основе теорий, традиционных для нем. классич. эстетики.

Характеризуя мировоззрение и деятельность Л., В. И. Ленин писал: «Карл Либкнехт — это имя изве­стно рабочим всех стран... Это имя есть символ предан­ности вождя интересам пролетариата, верности со­циалистической революции. Это имя есть символ дейст­вительно искренней, действительно готовой на жертвы, беспощадной борьбы с капитализмом» (ПСС, т. 37, с. 458).

* в рус. пер.: Милитаризм и антимилитаризм в связи с рас­смотрением интернац. движения рабочей молодежи, М., 1960; Избр. речи, письма и статьи, М., 1961; Мысли об иск-ве. Трак­тат, статьи, речи, письма, М., 1971.

• История философии, т. 5, М., 1961; Гинцберг Л. И., К. Л., М., 1959; его же, К. Л. —глашатай пролет. интерна­ционализма, М., 1971.

ЛИБМАН (Liebmann) otto (25.2.1840, Лёвенберг, Си-лезия,— 14.1.1912, Йена), нем. философ, представи­тель раннего неокантианства. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die Epigonen», 1865) Л. призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе», Л. строил свою философию на априоризме и феноменализ­ме. Внеш. мир, согласно Л., есть лишь феномен (явле­ние) внутри воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая метафизич. си­стема может претендовать только лишь на гипотетич. объяснение сущности мира. Центральной в идеалистич. системе Л. является идея имманентных закономерно­стей сознания, определяющих собою всю сферу человеч. познания. Кантианская гносеология перерастает у Л. в онтологию.

• Zur Analysis der Wirklichkeit, В., 1876; Gedanken und Thatsachen, Bd 1—2, Stras., 1882—1904.

• Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns, «Kant-Studien», 1910, Bd 15.

ЛИДЕРСТВО (от англ. leader — ведущий, руководи­тель), один из механизмов интеграции групповой дея­тельности, когда индивид или часть социальной груп­пы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направ­ляет действия всей группы, к-рая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. характери­зует вместе с тем и специфич. форму отношений в группе или орг-ции. Тип Л. всегда связан с природой обществ. строя,

специфич. характером и структурой группы и конкретно-историч. ситуацией.

Проблема Л. привлекала к себе внимание на протя­жении веков. Геродот, Плутарх и др. антич. историки ставили в центр историч. повествований действия вы­дающихся лидеров — монархов, полководцев. Макиа­велли рисовал образ лидера-государя, к-рый любыми средствами достигает политич. целей. Волюнтарист­ское понимание Л. в бурж. обществоведении развива­ли Карлейль и Эмерсон. Для Ницше стремление к Л.— проявление «творч. инстинкта» человека; лидер вправе игнорировать мораль — оружие слабых. Для Тарда подражание последователей лидеру — основной закон социальной жизни. По Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к Л. Массы нуждают­ся в авторитете, аналогичном авторитету отца семей­ства. Мн. исследования Л. опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером. В совр. бурж. социологии проблема Л. переводится в план эм-пирич. исследований в малых группах, выявляющих психологич. и социально-психологич. аспекты Л. При этом из социологич. анализа исключаются классовые

отношения. Изучение Л. направлено на разработку ме­тодов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы пси-хометрич. и социометрич. тесты и методики (К.Левин, Дж. Морено, X. Дженнингс, К. Фидлер — США, и др.), применение к-рых в малых группах приносит известные результаты.

Методологич. основа науч. изучения Л.— диалек-тич. и историч. материализм. Л. выступает как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих обществ. отношений. В ан-тагонистич. обществе за отношениями Л. стоят отноше­ния эксплуатации и угнетения; помимо функции согла­сования и координации усилий членов группы оно выполняет задачи навязывания воли господств. класса. Для социализма характерен демократич., коллекти­вистский тип Л. Оно призвано способствовать проявле­нию инициативы масс, созданию необходимых условий для оптим. развития коллектива. На взаимоотношения в коллективе влияют характер группы, сфера её жиз­недеятельности, специфич. признаки ситуации, пси­хологич. особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. возникает как объективная потребность определ. группы, преломившаяся в сознании участников и при­нявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к лидеру.

По стилю различают авторитарное Л., предполагаю­щее единоличное направляющее воздействие, основан­ное на угрозе применения силы, и демократич. Л., позволяющее членам группы участвовать в установле­нии целей и управлении её деятельностью.

В орг-циях различают «формальное» и «неформаль­ное» Л.: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функцио­нальные отношения. «Неформальное» Л. возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конф­ликт, и тогда эффективность организации падает.

Проблемы Л. изучаются различными науками. Пси­хология и психиатрия исследуют особенности лично­сти лидера. Социология рассматривает Л. с т. зр. социальной системы. Социальная психология изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психоло­гич. факторов, исследует его механизмы, разрабаты­вает методы отбора, обучения и выдвижения руководи­телей в зависимости от характера группы и орг-ции.

Особое значение имеет проблема политич. Л. В бурж. социологии получило распространение эмпирич. иссле­дование отд. случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует его науч. теория. Нередко результаты ис­следований Л. в малых группах распространяются на всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В. И. Лениным теорию отношений нар. масс — классов — партий — политич. руководи­телей (см. ПСС, т. 41, с. 24). Политич. Л. возникает в процессе классовой борьбы. Каждому этапу обществ. развития и каждому классу присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации Л. Коммунистич. движение в ходе своего развития выработало принципы демократического цент­рализма, служащие основой воспитания, отбора и вы­движения руководителей. В социалистич. обществе возрастает роль науч. управления и организованности во всех сферах общества и соответственно значение изучения социологич. и социально-психологич. про­блем Л.

* Гвишиани Д.М., Организация и управление, М., 19722; Селюков Ф. Т., Руководитель и подчиненный в сис­теме управления, М., 1971; Щ е п е л ь В. М., Руководитель и подчиненный, М., 1972;Руководство и Л., Л., 1973; А ш и н Г.К., Критика совр. бурж. концепций Л., М., 1978; Bass B.M., Leadership, psychology and organizational behavior, N. Y.,

ЛИДЕРСТВО 313

1960; Jen n ings E.E,, An anatomy of leadership, N. Υ., 1960; Leadership and interpersonal behavior, ed. L. Pctrullo and B. M. Bass, Ν. Υ., 19Β1; Leadership, ed. C. A. Gibb, Middl­esex, 1970; Stogdill R. M., Handbook of leadership, N. Y.— L., 1974; Political leadership in industrialized societies; studies in comparative analysis, ed. by L. J. Edinger, N. Y., 1976. Γ. H. Aшuн, В. В. Ольшанский.

ЛИКЕЙ, лицей (греч. Λύκειον), пригород в Афинах с гимнасией, посвящённой Аполлону, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни; название всей аристотелевской, или перипатетической школы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, л и н г в и-стич. анализа философия, филосо­фия обыденного языка, течение аналити­ческой философии. Возникло в 1930-х гг. и получило развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин и др.). Известное влияние имеет также в США (М. Блэк, Н. Малкольм и др.), в Австралии и в сканд. странах. Идейными источниками Л. ф. являются философия «здравого смысла» Мура и взгляды позднего Витгенштейна.

Будучи одной из школ неопозитивизма, Л. ф. отри­цает мировоззренч. характер философии и считает традиц. филос. проблемы псевдопроблемами, возникаю­щими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитич. философии — логического анализа филосо­фии, представители Л. ф. усматривают задачу «филосо­фа-аналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с нек-рой логич. нормой, а в детальном анализе фактич. употребления естеств. разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникаю­щие вследствие его неправильного употребления. В частности, согласно Л. ф., такой анализ приводит к выявлению причин постановки филос. проблем, к-рые будто бы возникают в результате неправомерного рас­ширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых проявлений техницизма в философии, связанного с использованием спец. понятийного аппа­рата, и отстаивая «чистоту» употребления естеств. языка, Л. ф. выступает в качестве решит. противника сциентизма в философии, в частности сциентизма логич. позитивистов.

Впервые идеи Л. ф. получили своё выражение в 1930-х гг. в т. И. кембриджской школе последователей позднего Витгенштейна, усматривавших задачу фило­софии в терапевтич. «анализе» языка с целью извлече­ния постоянно возникающих при употреблении языка «недугов», к-рые будто бы и являются подлинным источником «метафизич.» (т. е. филос.) проблем. С кон. 1940-х гг. большое влияние приобретают представите­ли т. н. оксфордской школы (Райл, Остин, Стросон и др.). Соглашаясь с Витгенштейном и кембриджскими аналитиками в том, что анализ призван выполнять не­гативную функцию элиминации метафизики, оксфорд­ские аналитики в то же время полагают, что анализ может дать и позитивные результаты, связанные с вы­яснением деталей и оттенков употребления выраже­ний языка. Они подчёркивают разнообразие языковых явлений, способов употребления языковых выраже­ний, выступая против всяких тенденций к унификации языка. Несмотря на несостоятельность Л. ф. как филос. течения в целом, исследования представителей Л. ф. содержат нек-рые позитивные результаты по анализу логич. структуры обыденного языка и изучению его семантич. возможностей.

* Геллнер 9., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Б е-гиашвили А. Ф., Совр. англ. Л. Ф., Тб. 1965; К о з л о-в а М. С., Философия и язык, М., 1972; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 7; Совр. бурж. фи­лософия, М., 1978, гл. 2, § 11; Б ρ у т я н Г. А., Очерки по ана­лизу филос. знания, Ер., 1979; Black M., Problems of analysis, Ithaca, 1954; The revolution in philosophy, ed. by G. Ryle, L., 1956; Charlesworth M. J., Philosophy and linguistic analysis, Pittsburgh, 1959; Tugendhat E., Vorlesungen zur Einführung in die sprachanalytische Philosophie, Fr./M., 1976.