logo
Философский энциклопедический словарь

214 Интериоризация

е г о ж е, В.И.Ленин и проблема И. в социологич. теории, и кн.: Ленин и социология, в. 1, М., 1970; К и к н а д я е Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1ЯВ8; Interesse und Gesellschaft, Münch., 1977; L i с k J., Needs, interests, actions, в кн.: Hungarian society and marxist sociology in the nincteen-seventies, Btlpst, 1978. Λ. Г. Здравомыслов.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В пси­хологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заим­ствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное зна­чение получило в культурно-историч. теории Выгот­ского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш., социальная форма общения между людьми и только затем, в ре­зультате И., становится психич. процессом отд. инди­вида. Стадии И. подробно прослежены в работах, по­свящённых умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане пред­ставлений (Пиаже), а формирование внутр. плана сознания.

• Дюркгейм Э., Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПП, 1914; Выгот­ский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956; его же, Развитие высших психич. функций, M., I960.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (от лат. inter — между и natio — народ), пролетарский интерна­ционализм, общность интересов и солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, прояв­ляющиеся в их психологии, идеологии и социальной практике; междунар. солидарность рабочего класса, коммунистов всех стран в борьбе за общие цели, соли­дарность их с борьбой народов за нац. освобождение ц социальный прогресс, добровольное сотрудничество братских партий при соблюдении равноправия и неза­висимости каждой из них, И. обеспечивает единство пролет. содержания и нац. формы обществ. развития, является гл. предпосылкой реализации нац. и интер-нац. интересов всех народов.

И. возник в условиях капитализма, в ходе освободит. борьбы пролетариата разных стран. «Так как положе­ние рабочих всех стран одинаково, — говорил Ф. Эн­гельс, — так как их интересы одинаковы, враги у них одни и тс же, то и бороться они должны сообща...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 373). Началом объединения рабочего класса стал 1-й Интер­национал, к-рый «... заложил фундамент международ­ной организации рабочих для подготовки их револю­ционного натиска на капитал» (Ленин В. И., ПСС, т. 38, с. 302). Дело интернац. сплочения мирового пролетариата было продолжено 2-м Интернационалом. Вместе с тем его крах, наступивший после начала 1-й мировой войны в результате шовинистич. политики его оппортунистич. лидеров, показал, как неизбежно нака­зывается измена пролет. И.

И. получил развитие в деятельности ленинской партии, выступившей инициатором создания 3-го, Ком-мунистич. Интернационала. После Οκτ. революции 1917 В. И. Ленин открыл новые формы И. «Мы, дей­ствительно, выступаем теперь не только как представи­тели пролетариев всех стран, но и как представители угнетенных народов», — говорил он и одобрил лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соеди­няйтесь!» (там же, т. 42, с. 71).

С победой социализма И. становится И. социалисти­ческим и охватывает все сферы взаимоотношений со-циалистич. стран и наций. Объективными основами со-циалистич. И. являются социалистич. образ жизни, общность интересов и целей трудящихся различных национальностей в деле строительства нового общест­ва. Социалистич. И. — это новый тип межнац. отноше­ний, складывающийся и развивающийся на основе дружбы, равноправия, взаимоуважения, всесторонне­го братского сотрудничества, политич., экономия.,

воен. и культурной взаимопомощи наций и народно­стей, ставших на путь социализма. Социалистич. И. способствует расцвету и сближению наций, совпадает с социалистич. патриотизмом и противоположен кос­мополитизму, нац. нигилизму.

Объективность основ И. не означает, однако, что люди становятся интернационалистами стихийно. Коммунисты считают своей первостепенной обязан­ностью воспитывать трудящихся в духе интернацио­нализма и социалистического патриотизма, непримири­мости к любым проявлениям национализма и шови­низма. Интернациональное воспитание трудящихся — важнейшая составная часть коммунистического воспи­тания. Идейной основой И. является марксизм-лени­низм. И. несовместим с национализмом. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебных лозунга, соответству­ющие двум великим классовым лагерям всего ка­питалистического мира и выражающие две поли­тики (более того, два миросозерцания) в националь­ном вопросе» (Ленин В. И., ПСС, т. 24, с. 123). Ленин словесному И. противопоставлял И. на де­ле, И. цельный, действенный, обеспечивающий без­заветную работу над развитием революционной борь­бы в своей стране и всестороннюю поддержку такой же борьбы во всех странах. И. на деле можно осуще­ствить под руководством класса, осознающего между­народный характер условий своей жизни, борьбы и освобождения, а потому и наиболее заинтересованного в интернац. сплочении всех трудящихся и способного возглавить этот процесс. Такой гл. революц. силой, объединяющей все освободит. течения современности, выступает рабочий класс. И. по охвату социальных классов и слоев непрерывно обогащается в ходе раз­вития мирового революционного процесса. Возникают новые формы проявления И., новые задачи, которые он решает.

Опыт показывает, что правый оппортунизм и «ле­вый» ревизионизм, проводящие в теории и политике национализм и шовинистич. гегемонизм, представля­ют большую опасность, особенно если на определ. эта­пе из уклона отд. лиц и групп они превращаются в ос­нову политики правящей партии. Именно в подобных случаях И. становится словесным, сводится на деле к национализму. Это может привести к деформации социализма в данной стране и ослабить тем самым позиции мирового социализма.

И. в совр. эпоху предполагает борьбу как против абсолютизации нац. особенностей, так и против их игнорирования; использование вклада каждой нации в обществ. прогресс, решение нац. и интернац. задач в единстве. Развитие содружества социалистич. стран, борьба прогрессивных сил мира против империализма показывают, что все крупные нац. проблемы успешно решаются интернац. усилиями. И. — важнейшее усло­вие борьбы против воен. опасности и войны, разви­тия мирового революц. процесса, эффективного строи­тельства социализма и коммунизма. * см. к статьям Нация, Национальный вопрос.

С. Т. Калтахчян.

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (от лат. interpolatio — измене­ние, подновление), 1) нахождение промежуточных значений по ряду логич. или статистич. данных. При­меняется при анализе, диагнозе, прогнозе. Классич. пример — открытие новых элементов по периодич. системе Д. И. Менделеева. См. также Экстраполяция. 2) Вставка в первонач. текст, не принадлежащая ав­тору (особенно часто встречалась в «священных кни­гах» древности у разных народов). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ [от лат. interpretatio — разъяс­нение, (ис)толкование] научная и в логике, совокупность значений (смыслов), придаваемых к.-л. образом элементам нек-рой теории (выражениям, фор­мулам и отд. -символам); каждое такое значение также наз. И. данного выражения, формулы или символа.

Понятие И. играет важную роль в теории познания, характеризуя соотношение науч. теорий и областей объективного мира.

В содержат. естеств.-науч. и математич. теориях всегда подразумевается нек-рая И.: такие теории ис­пользуют лишь осмысленный выражения, т. е. смысл каждого выражения предполагается с самого начала известным. Однако интерпретирующая (разъяснитель­ная) функция таких И. неизбежно ограничена. В общем случае понятия и предложения естеств.-науч. теорий интерпретируются посредством образов сознания, со­вокупность к-рых должна быть адекватна, изоморфна (см. Изоморфизм и гомоморфизм) интерпретируемой тео­рии относительно описываемых свойств объектов и отношений между ними. Отношение между реальными объектами и их образами, всегда приблизительное и неполное, может претендовать лишь на гомоморфизм. Отношение между интерпретируемой теорией и её И. не взаимно-однозначно: кроме «естественной» И. (для формализованного описания которой данная теория строилась), у теории могут быть и др. И., как изо­морфные первой, так и не изоморфные ей; и наобо­рот, одна и та же область физических явлений может описываться различными теориями, то есть служить их И.

И. теоретич. построений развитых областей науч. знания носит, как правило, опосредованный харак­тер и включает в себя многоступенчатые, иерархич. системы промежуточных И. Связь начального и конеч­ного звеньев таких иерархий обеспечивается тем, что интерпретация интерпретаций к.-л. теории даёт и непо­средственную её И. Т. о., И. есть инструмент науч. моделирования (см. также Модель). Многочисл. приме­ры того, как две или более науч. теории могут служить И. друг для друга, дают математика и логика. В мате­матике интерпретируемость различных систем аксиом с помощью др. аксиоматич. теорий служит традиц. сред­ством установления их относит. непротиворечивости (начиная с доказательств непротиворечивости неев­клидовой геометрии Лобачевского — Бойаи посредством её И. в терминах обычной геометрии Евклида). Эта функция понятия И. особенно важна для математич. логики, различные аксиоматич., алгебро-логич. и др. системы к-рой многообразными и сложными путями интерпретируются в терминах друг друга. Благодаря той или иной И. чисто формальные, синтаксические (см. Синтаксис) системы математич. логики становятся формализованными языками, описывающими различ­ные системы содержательно понимаемой логики. В частности, различным системам логики высказываний и логики предикатов могут соответствовать различные И. (см. Интуиционизм, Конструктивное направле­ние, Формализм) употребляемых в них логических опе­раций и кванторов. * см. к статьям Аксиоматический метод, Модель, Семиотика.

ИНТРОВЕРТИВНЫЙ (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю), обращённый внутрь; психологич. характеристика личности, направленной на внутр. мир мыслей, переживаний и т. п., самоуглуб­лённой. Понятие введено К. Г. Юнгом. См. Экстра-вертивный.

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу), 1) в теории познания — введённое Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., вкла­дывании образов воспринимаемых объектов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопусти­мости, по его мнению, разделения идеального и реаль­ного вообще, т. к. основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность Ду­ховного и материального и пытаясь, т. о., опроверг­нуть материализм вообще. Критика этих понятий опы­та и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и

ИНТРОЕКЦИЯ 215

эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). 2) В психоло­гии — включение индивидом в свой внутр. мир воспри­нимаемых им взглядов, мотивов и установок др. лю-дей, что является основой идентификации. Противо­положностью И. является проекция. В глубинную пси­хологию понятие И. было введено венг. психоаналити­ком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психо­логия, механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-Я», совести и др. ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из ве­дущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследова­ния метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. пред­ставители — Вундт и Титченер. В развитой ими кон­цепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаб­людение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. усло­виях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке на­блюдателя, противопоставлялось наблюдение при осо­бой «психологич.» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредствен­но постигать само переживание в его психологич. ре­альности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть опи­сано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, ин­тенсивности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интро­спективного описания как «ошибка стимула» (Титче­нер).

Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пере­смотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла необходимость заменить расчленяю­щую «аналитич.» установку наблюдателя на естествен­ную, «феноменологическую», предполагающую сво­бодное и непредвзятое описание характера переживае­мого во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.

• Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст. Самонаблюдение.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь), в широком смысле — то же, что самонаблю­дение; в более узком, спец. смысле — то же, что анали­тич. «И.», (см. Интроспективная психология). ИНТУИТИВИЗМ, идеалистич. течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн. философам и филос. направлениям прош­лого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19—20 вв. и представляет собой, в частности, своеоб­разную реакцию на распространение рассудочного мыш­ления и сциентизм. Будучи разновидностью иррацио­нализма, И. противоположен диалектическому матери­ализму.

Для И. характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Вместе с тем нек-рые сторонники И. пы­таются сочетать интеллектуальное познание с интуи­цией (рус. философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Жильсон, Мари-тен и др., отчасти Гуссерль и феноменологич. школа — Шелер, Н. Гартман и др.). Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логич. мышлению, рацио­нальному знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта с объектом, преодоление противо­положности между ними. В биологич. вариантах фидо-