logo
Философский энциклопедический словарь

634 Социалистическое

нового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие воз­можности, заключённые в междунар. опыте социали­стич. иск-ва, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вби­рающую в себя передовые тенденции мирового художеств.

процесса и находящую новые пути для их выра­жения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Об иск-ве, Сб. ст., т. 1—2, M., 19768; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. rr.J, M., 1979"; Горький M., О лит-ре, М., 1961; С. р. и классич. на­следие. Сб. ст., М., 1960; С. р. в зарубежных лит-рах, М., 1960; Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання соцiалiстичного реалiзму, в. 1—5, К., 1961—74; С. р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и лит-рах стран Запада, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечест­ва, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М., 1970; е г о ж е, С. р., М., 1977; Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1—2, М., 1971; Недошивин Г. А., Теоретич. проблемы совр. изобразит. иск-ва, М., 1972, гл. 7; О в ч a p е н к о А. И., Социалистич. лит-pa и совр. лит. про­цесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и теория социалистпч. иск-ва, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М., 1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и особенное в лит-рах со­циалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist realism and the British cultural tradition, L., 1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; T i m o-fejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer sozialisti­schen Gemeinschaft..., B., 1975. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, наиболее массовая форма трудовой и общественно-политич. ак­тивности членов социалистич. общества, рычаг эконо-мич. и социального прогресса, школа политич., трудо­вого и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объектив­но и закономерно присуще социалистич. обществ. от­ношениям, базирующимся на обществ. собственности на средства производства. С. с. является одним из осн. средств, при помощи к-рых обеспечиваются рост про­изводительности труда, повышение эффективности про­изводства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.

Стремление к соревнованию проявляется в различ­ных сферах человеч. деятельности (спорт, игра, труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и поведения человека вообще, одной из наи­более существ. форм самоутверждения личности. Осу­ществляя наравне с другими людьми ту или иную зада­чу, личность имеет возможность достичь её решения на­иболее эффективным, целесообразным, самостоятельно избранным или усовершенствованным методом, причём осознание первенства и стремление к нему служат мощ­ным стимулятором энергии, всех сил и способностей. Эту черту человеч. природы отличали многие мыслите­ли, в т. ч. Фурье, к-рый считал её одной из фундамен­тальных «страстей» человека. Классики марксизма раз­вивали проблему соревнования в основном примени­тельно к сфере труда, т. е. тему трудового соперниче­ства, «увеличивающего индивидуальную производитель­ность отдельных лиц...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23, с. 337), причём указывали на коренные качеств. различия соревнования, т. е. конкуренции, при капитализме и С. с.

В основе С. с. лежит диалектич. единство трудовой состязательности и товарищеской взаимопомощи, оно по своей природе, сущности и целям противоположно конкуренции, присущей капиталистич. частнособствен­ническим отношениям и выражающейся в борьбе част­ных предпринимателей за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров.

Теория С. с. разработана В. И. Лениным в трудах «Как организовать соревнование?», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин» и др., где опреде­лены его социальная природа, осн. цели, сформулиро-

ваны осн. принципы организации: гласность, сравни­мость результатов, возможность практич. повторения передового опыта.

С. с. началось с первых дней существования Сов. государства, его формы — коммунистич. субботники, производств. конкурсы и обществ. смотры, ударные бригады, стахановское движение и др.

На каждом этапе строительства социализма С. с. по целям и задачам, формам организации отражало осо­бенности данного этапа развития. На ступени зрелого социализма С. с. превратилось в подлинно массовое дви­жение, охватившее все классы и социальные слои об­щества, сферы промышленности, сельского хозяйства, обслуживания, науку, культуру; оно неразрывно свя­зано с осн. направлениями науч.-технич. прогресса. На совр. этапе наиболее полно проявляется комплексный характер С. с., успешно и эффективно реализуются его осн. функции — экономич., социальная и воспитатель­ная. Высшей ступенью развития С. с. является движение за коммунистич. отношение к труду, его опытом обога­щаются все формы социалистич. соревнования. Это дви­жение выступает ведущей силой роста и укрепления от­ношений коллективизма и взаимопомощи, расширения участия трудящихся в управлении производством, в соревновании развиваются и крепнут сознат. дисципли­на труда, забота об интересах всего общества, что соз­даёт условия для постепенного превращения труда в первую жизненную потребность человека.

Совр. практика С. с. породила ряд новых трудовых починов (встречное планирование, бригадный подряд, соревнование смежников, щёкинский метод и др.), к-рые приобрели широкое распространение, играют действенную роль в повышении эффективности произ­водства, улучшении практики планирования эконо-мич. и социального развития предприятий.

Непосредств. организацией соревнования занимают­ся профсоюзы; большую роль в руководстве соревнова­нием, в создании условий для выполнения принятых обязательств играют административно-хоз. органы.

Коммунистич. партия на каждом этапе определяет гл. направление и осн. формы развития С. с., проводит идейно-политич. и организац. работу по вовлечению коммунистов и широких масс трудящихся в соревнова­ние, направляет деятельность обществ. и гос. органи­заций в практич. руководстве соревнованием.

φ Поет. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации С. с.» 31 авг. 1971, в кн.: КПСС в резолюциях..., т. 10, М., 19728; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Смольков В. Г., Соревнование и коммунизм, М., 1970; Алексеев Г. П., С м о л ь к о в В. Г., С. с. в условиях развитого социализма, М., 1974; К у т о р-жевский Г. А., Смирнов В. А., С. с. Проблемы, опыт социологии, исследования, М., 1974; С. с. Вопросы теории и практики организации, М., 1978; Киселев В. Н., Социаль­ная функция С. с., М., 1980; Теоретич. проблемы С. с., М., 1980. Н. Н. Дмитриев, В. Н. Киселёв.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, см. Динамика и стати­ка социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ, эмпирико-прагма-тич. концепция в бурж. социологии, обозначающая «социальное конструирование» в рамках частных про­цессов. Противопоставляется историзму и любой «фи-лос. социологии», пытающейся познать общие законо­мерности историч. развития (Поппер и др.). Появление С. и. тесно связано с общей тенденцией применения со­циологии для решения практич. задач, особенно в сфе­ре управления. С. и. проектирует правила, этапы и средства рационального воздействия на социальные яв­ления, разрабатывает методы внедрения социологич. исследований в практику. Однако роль С. и. в бурж. обществе заведомо ограничена служебными функция­ми. «Социальный инженер», социолог-техник, решая поставленную перед ними задачу, остаются в пределах частных реформ, не затрагивающих существа социаль­ной системы. «Практич. эмпиризм» С. и. унасле­довал бурж.-либеральные традиции «малых дел» и реформизма и направлен на сглаживание социальных

конфликтов. Вместе с тем в методах С. и. содержится опыт рационального управления и действия.

• Д а в и д ю к Г. П., Прикладная социология, Минск, 1979.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение инди­видом или группой социальной позиции, места, зани­маемого в социальной структуре.

С. м. связана как с действием законов обществ. раз­вития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную С. м.— движение вверх или вниз в системе социальных позиций, горизонтальную С. м.— передвижение инди­вида на одном и том же социальном уровне. По типоло­гии С. м. делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. С. м. выражает изменения социальных по­зиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений.

В кастовом и сословном обществе С. м. резко ограни­чена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост С. м. «... В противоположность сослови­ям, классы оставляют всегда совершенно свободным пе­реход отдельных личностей из одного класса в другой» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 2, с. 477). Разоряющиеся мел­кие буржуа в основном пополняют ряды рабочего клас­са, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интел­лигенции и служащих. Отд. выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа.

При социализме в результате глубоких социальных преобразований С. м. значительно возрастает. Гл. на­правления С. м.— переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преим. физич. тру­да в состав интеллигенции и служащих; уменьшается слоя низкоквалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полу­квалифицированных рабочих. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управ­ление процессами С. м.

В бурж. социологии теории С. м. тесно связаны с кон­цепциями социальной стратификации. Они направле­ны против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма отношениями собствен­ности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате лич­ных усилий. В действительности социально-экономич. процессы в совр. капиталистич. обществе приводят к закреплению позиций антагонистич. классов, кастово­сти правящей элиты.

Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагаю­щие посылки бурж. теорий С. м.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Семенов В. С., Капитализм и классы. Исследование со­циальной структуры совр. капиталистич. общества, М., 1969, гл. 5 и 6; Ρ у т к е в и ч Μ. Η., Φ и л и п п о в Ф. Р., Социаль­ные перемещения,М., 1970; S о г о k i n Р. Α., Social and cultural mobility, Glencoe —L., 1964; см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обус­ловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.

С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и со­циологии. Ко 2-й пол. 19 в. относятся первые попытки создания самостоят. социально-психологич. концеп­ций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейн-таль, В. Вундт, Германия), «психология масс» (Ш. Сиге-ле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведе­ния» У. Мак-Дугалла. Началом самостоят. существо-

СОЦИАЛЬНАЯ 635

вания С. п. считается 1908, когда одновременно появи­лись работы Мак-Дугалла и амер. социолога Э. Росса, в названия к-рых был включён термин «С. п.».

Развитие немарксистской С. п. в наибольшей мере представлено в амер. С. п. 20 в., когда после 1-й миро­вой войны перед ней был поставлен новый «социаль­ный заказ» — разработать средства для своеобразного «управления» социально-психологич. явлениями в про­изводстве, армии, пропаганде. Была выдвинута прог­рамма построения С. п. как экспериментальной науч. дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практич. воплощение в США.

Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, амер. С. п. достигла значит. результатов в ис­следовании целого ряда конкретных явлений: структу­ры и динамики малых групп, форм взаимодействия лю­дей, типов межличностных отношений, воздействия группы на индивида, формирования социальных уста­новок личности, способов принятия групповых реше­ний, средств коммуникации и т. п. Предложенные для исследования этих проблем методики способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя от европ. традиции анализа психологии «боль­ших» групп (народов, масс), амер. С. п. вместе с извест­ной абсолютизацией метода лабораторного экспери­мента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С. п. стало исследование в области индивидуальной психо­логии, принципы и методики к-рого механически пе­реносились в С. п. На совр. этапе на Западе усиливается критика амер. С. п., развиваемая многими европ. (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично амер. авторами, за недооценку теоретич., мировоззренч. аспектов, иг­норирование актуальных социальных проблем. В совр. С. п. на Западе можно выделить в качестве осн. теоре­тич. ориентации необихевиоризм, психоанализ, когни-тивизм и интеракционизм.

В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С. п.: материалистич. понимание истории, соотношение индивидуального и обществ. сознания, рассмотрение личности как совокупности обществ. отно­шений и др. Практич. развитие социально-психологич. исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с кон. 50-х гг. Сов. С. п. осно­вывается на принципах как марксистской социологии, так и материалистич. психологии — психологич. теории деятельности. Марксистская традиция в С. п. разви­вается также и в др. социалистич. странах.

Как система науч. знания марксистская С. п. вклю­чает следующие разделы: 1) закономерности общения и взаимодействия людей; исследуются взаимосвязь меж­личностных и обществ. отношений и место общения в них; осн. моменты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция; способы воздействия в процессе общения. 2) С. п. групп, в рамках к-рой анализируются значение социальной группы для разви­тия личности, виды социальных групп, их психологич. характеристики, весь спектр групповых процессов, т. е. пути и формы конкретной реализации закономерностей общения и взаимодействия в больших и малых со­циальных группах. Наряду с традиционным изучением лидерства, конформизма, сплочённости и пр., в сов. С. п. особое внимание уделяется развитию группы, по­явлению в ходе этого развития новых качеств. благодаря к-рым группа становится коллективом. Все отношения, возникающие в группе, рассматриваются при этом как опосредствованные совместной деятельностью. 3) С. п. личности; изучаются способы социальной детер­минации деятельности личности, конкретные формы и