logo
Философский энциклопедический словарь

520 Правило

мич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа).

Действие П. распространяется на все важнейшие сферы обществ. жизни. Оно закрепляет отношения соб­ственности, выступает как регулятор меры и форм рас­пределения труда и его продуктов между членами об­щества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и деятельность гос. механизма (консти-туц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посяга­тельствами на существующие обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., про­цессуальное П.), воздействует на мн. формы межлич­ностных отношений (семейное П.). Особой ролью и спецификой отличается междунар. П., создаваемое пу­тём соглашений между гос-вами и регламентирующее отношения между ними.

Выступая как важное и необходимое орудие гос. управления, как форма реализации гос. политики, П. одновременно является важным показателем положе­ния личности в обществе и гос-ве. Права, свободы и обя­занности человека и гражданина, составляющие право­вой статус личности,— важная составная часть П., весьма существенная для оценки развитости и демо­кратичности данной правовой системы. Наличие П. означает, что большой круг обществ. отношений при­нимает характер правовых отношений, в к-рых их участники являются носителями юридич. прав и обязанностей. С наличием П. в обществе неразрывно связана особая форма обществ. сознания — право­сознание.

П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. Он особенно значителен, когда П. действует в том же направлении, в каком идёт общий ход обществ. развития. Реакц. гос. власть может с по­мощью законодательства и др. правовых мер пытаться затормозить ход обществ. развития, что часто влечёт за собой расхождение закона и П. — «правонарушаю-щее законодательство», не считающееся с достигнутым данным обществом уровнем правового развития. Исто­рически, однако, рамки действия П., тормозящего эволюцию данного общества или же, наоборот, пы­тающегося перешагнуть через необходимые этапы раз­вития, оказываются, как правило, недолговремен­ными.

В рабовладельч. и феод. формациях П. открыто за­крепляет классовые и сословные привилегии, внеэко-номич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использует жесточайшие санкции для охраны эконо­мич. и политич. всевластия рабовладельцев и феода-лов. Вместе с тем уже в античности (римское П.) были разработаны правовые формы товарообмена, впослед­ствии приспособленные к потребностям бурж. способа произ-ва (рецепция римского П.), получила развитие теоретико-правовая мысль (см. Философия права).

При бурж. строе резко возрастает роль П., право­вой идеологии, юридич. профессий. Отношения капита-листич. произ-ва и обмена потребовали создания раз­витых, детально разработанных правовых систем. В них нашли отражение демократич. принципы, выдви­нутые буржуазией в ходе борьбы с феодализмом, но в целом бурж. П., выражая интересы господствующего класса, обеспечивало систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения неоплаченного тру­да, охрану частной собственности и капиталистич. пред­принимательства. Лишь в результате длит. классовой борьбы трудящимся массам удалось добиться частич­ного отражения в бурж. П. своих социально-экономич. и иных требований. С обострением противоречий капи­талистич. общества, особенно в период общего кри­зиса капитализма, буржуазия теряет веру во всемогу­щество П. (см. Юридическое мировоззрение), что на­ходит отражение в политич. и идеологич. установках, делающих всё большую ставку на сильную, не связан­ную 11. гос. власть, авторитарные методы гос. управ­ления (см. Авторитаризм) и даже полный отказ от за-

конности в случаях особой неустойчивости существую­щих режимов.

В социалистич, обществе складывается новый по содержанию и целям тип П. Марксизм-ленинизм отри­цает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом бурж. общества, требую­щие его немедленной отмены после социалистич. рево­люции и рассматривающие наличие П. в социалистич. обществе как признак «обуржуазивания» и конверген­ции. Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме — это значит. масштабы и сложная струк­тура обществ. произ-ва, требующие чёткой правовой регламентации сфер произ-ва и обмена, действие прин­ципа распределения по труду, к-рый предполагает гос. нормирование меры труда и вознаграждения. В политич. аспекте П. тесно связано с развитием со­циалистич. демократии, требующей чётких конститу­ционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и обществ. орг-ций, необходимых для их участия в решении дел гос-ва и общества. Существенна и роль П. в охране обществ.

порядка и дисциплины; применяя к правона­рушителям меры гос. воздействия (юридич. санкции), социалистич. II. в то же время широко использует методы убеждения и морального воздействия. При со­циализме значительно возрастает созидат. творч. по­тенциал П., его использование как орудия развития и совершенствования обществ. отношений в процессе коммунистич. строительства. С построением развитого социалистич. общества П., выступавшее ранее как воз­ведённая в закон воля рабочего класса и возглавляе­мых им трудящихся масс, становится общенародным. Его роль возрастает, что находит выражение в разви­тии и совершенствовании законодательства, расшире­нии круга прав, свобод и обязанностей граждан, уп­рочении законности как важнейшего принципа гос. управления и, наконец, в повышении вследствие этого престижа П. в обществ. сознании. В Конституции СССР говорится об укреплении правовой основы гос. и обществ. жизни как необходимом звене осн. направ­ления развития политич. системы сов. общества (ст. 9).

Поскольку П. неразрывно связано с гос-вом, то от­мирание последнего с построением коммунизма повле­чёт за собой и отмирание П. Часть его норм станет ненужной, отпадёт в связи с принципиальной трансфор­мацией порождающих их обществ. условий, а др. нор­мы уже не будут нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер и в преобразованном виде войдут в систему социальных правил коммунистич. обществ. самоуправления. Совр. антикоммунизм изо­бражает вывод об отмирании П. при коммунизме как якобы принципиально отрицат. отношение марксизма-ленинизма к П., стремление к последоват. свёртыванию правовых начал в жизни социалистич. общества, ума­лению прав и свобод граждан. В действительности положение об отмирании П. есть его оценка с т. зр. история, перспективы, что отнюдь не умаляет важную роль П. и законности в ходе коммунистич. строитель­ства.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; Б p е ж н е в Л. И., Вопросы разви­тия политич. системы сов. общества, М., 1977; Марксистско-ленинская общая теория гос-ва и П., т. 1—4, Μ., 1970—73; Марксистско-ленинское учение о гос-ве и П. История развития и современность, М., 1977; Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о социалистич. гос-ве и П., М., 1978.

В. А. Туманов.

ПРАВОГЕГЕЛЬЯНСТВО, см. в ст. Гегельянство. ПРАВОСОЗНАНИЕ, совокупность взглядов, идей, вы­ражающих отношение людей, социальных групп, клас­сов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентриров. выражением П. как формы обществ. сознания является правовая идеология — система

правовых взглядов, основывающаяся на определ. со­циальных и науч. позициях. Психологич. сторону П, составляют привычки, чувства, эмоции людей в отно­шении правовых явлений. П. включает знание действу­ющего права, его осн. принципов и требований, но не сводится к нему; для П. пе менее важен оценочвый мо­мент и поведенч. установки.

II. подчинено общим закономерностям развития обществ.

сознания. Оно выступает как специфич. отраже­ние экономич., политич. и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе обществ. произ-ва и социально-политич. структуры. Существ. влияние на П. оказывают др. формы обществ. сознания, прежде всего политич. сознание и мораль, а также обществ. психология, историч. традиции, сло­жившийся образ жизни и т. д.

Взаимосвязи П. и права носят сложный характер. С одной стороны, П. предшествует праву, поскольку по­следнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов, т. е. их П. (в переходные периоды само революц. П. может играть роль действующего пра­ва). Сложившаяся в данном обществе правовая система в свою очередь выступает в качестве одного из важней­ших факторов, воздействующих на П. Наконец, функ­ционирование права, его применение и соблюдение за­висят от П. Недостаточный уровень развития П. мо­жет обречь на неуспех самое совершенное законода­тельство.

В антагонистич. обществе нет единого П. Если в действующем праве находит своё выражение гл. обр. П. господствующего класса, то разные классы и соци­альные слои оценивают действующее в данном обществе право со своих позиций. Это, однако, не исключает на­личия в П. разных классов совпадающих оценок, напр. осуждение уголовных преступлений против личности.

В социалистич. обществе складывается и по мере усиления социальной однородности общества развива­ется единое господствующее социалистич. П. Его осн. принципы и установки нашли своё выражение в Основ­ном законе развитого социалистич. общества — Кон­ституции СССР. Совершенствование П. всех членов об­щества, повышение правовой культуры, выработка та­кого уважения к праву и закону, к-рое «... должно стать личным убеждением каждого человека» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81),— всё это важная составная часть коммунистич. воспитания. • Остроумов Г. С., Правовое осознание действительно­сти, М., 1969; Л у к а ш е в а Е. А., Социалистич. П. и закон­ность, М,, 1973; Сабо И., Основы теории права, пер. с венг., М., 1974, ч. 3; К о з ю б p a H. И., Социалистич. право и обществ.

сознание, К., 1979; Личность и уважение к закону. Социологич. аспект, М., 1979.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. πράγμα, род. падеж πράγματος — дело, действие), субъективно-идеали-стич. филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Осн. идеи П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. П. имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.

Обвинив всю прежнюю философию, равно как и пре­обладавший в то время в англо-амер. ун-тах абс. идеа­лизм Ф. Брэдли — Дж. Ройса, в отрыве от жизни, аб­страктности и созерцательности, П. выдвинул програм­му «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и поз-нания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, к-рые встают пе­ред людьми в различных жизненных («проблематич.») ситуациях, в процессе их практич. деятельности, про­текающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П.

ПРАГМАТИЗМ 521

отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым, однако, к чувств. восприяти­ям, а понимаемым как «всё, что пережинается n опыте» (Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «но­ток сознания» (Джеме). Субъективно-идеалистич. эм­пиризм П. роднит его с махизмом; своей же иррациона-листич. тенденцией П. сближается с учением Бергсона. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формиру­ются нашими познават. усилиями в ходе решения воз­никающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ц. Дарвина, П. рассматривает мышление лить как средство приспособления орга­низма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не в познании как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации деятель­ности, a в преодолении сомнения, являющегося поме­хой для действия (Пирс), в выборе средств, необходи­мых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематич. ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и тео­рии — лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн. доктрине П.— т. п. «прин­ципу Пирса», целиком сводится к возможным практич. последствиям. Соответственно «... истина определяется как полезность...» (D о w e у J., Reconstruction in phi­losophy, Boston, 1957, p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной П.: ус­пех абсолютизируется и превращается не только в единств. критерий истинности идей, но и в само со­держание понятия истины.

Прагматистская теория истины непосредственно ис­пользовалась Джемсом для оправдания религ. веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлет­ворительно...» («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 182). «Прагматизм,— писал В. И. Ленин,—высмеивает ме­тафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и ... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (ПСС, т. 18, с. 363, прим.). Применение П. в социально-политич. области неизменно служило апо-логетич. целям для оправдания политич. акций, спо­собствующих укреплению капиталистич. строя.

С кон. 1930-х гг. влияние П. в США стало ослабе­вать. С иммиграцией ряда европ. философов получили распространение др. филос. течения (неопозитивизм, феноменология и др.). Однако, утрачивая значение ве­дущего филос. направления, П. продолжал оказывать влияние на решение мн. методологич. и логич. проблем (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в значит. мере определяя и стиль политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики используется про­тивниками марксизма (С. Хук) и правыми ревизиони­стами для извращения марксистского понимания практи­ки и для борьбы против ленинской теории отражения. С кон. 60-х и в 70-х гг. интерес к П. возрождается и уси­ливается. При этом наиболее одиозные его черты замал­чиваются или отвергаются, а также делаются попытки сблизить П. с совр. логикой и методологией науки.

* Уэллс Г., П.— философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Б ы х о в с к и й Б. Э., Философия неопрагматизма, М., 1959; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; М е л ь в и л ь Ю. К., Чарля Пирс и П., M., 196S; Б о г о м о л о в А. С., Бурж. философия США XX п., М., 1974, гл. 2 и 3; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 8; Совр. бурж. философия, М., 1!)78, гл. 1; Moo­re Ε. С., American pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y., 1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970; T h а у e r H. S., Meaning and action. A study of American pragmatism, N. Y., 197й; S с h e f f l e r I., Four praginatists, L.— N. Y., 1974; R e s с h e r N., Methodolo­gical pragmatism, Oxf., 1977; S m i t h J. E., Purpose and tho­ught. The meaning of pragmatism, L., 1978. Ю. К. Мельвиль.