logo
Философский энциклопедический словарь

22 Анаксагор

Эти принципы относятся не только к семенам качест­венно однородных веществ (получивший в перипате­тической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверж­дение относительности большого и малого, идея бес­конечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объясне­ние солнечных и лунных затмений.

• Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

• T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

АНАКСИМАНДР (Αναξίμανδρος) из Милета (со­гласно Аполлодору, 610 — ок. 540 до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской школы, согласно доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, поздней­шее), основное содержание к-рого составляли космо­гония, космография, этиология метеорологич. феноме­нов. Представление об А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибоч­но (сам термин «архе» — «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и основано на не-критич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна фундаментальная роль бинар­ных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского представления о «бесконечном объ­емлющем» — пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду архаич. стиля. Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обо­значается «начало» А., неподлинен; А. употреблял при­лагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы ( = пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl. Phys. 27, 11—23), А. мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвос­хищая, т. о., анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза — «выделение» из «объемлю­щего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация противополож­ностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза — взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единст­венно сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они «возвращают долг» по истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геомет-рич. модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрич. гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астро­номии, связанные с открытием Южного небесного полу­шария, А. создал первую географич. карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение А. о происхожде­нии «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при всех существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.

В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e fram­menti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1970; С ο l l i G., La sapienza greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.

* K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.Υ., 1960; Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.

12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ΑΠΕΙΡΟΝ:

не Α., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же, Геометрич. стиль и космология А., в кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.

АНАКСИМЕН (Άναξιμένης) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ, третий и последний представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч. развил строго монистич. кон­цепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого осн. процес­са. В космогонич. учении А. в результате сгущения воз­духа (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небес­ные светила возникают из земных испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огнен­ную природу. Неподвижные звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.— источник ды­хания и жизни, весь мир окружён и сдерживается воз­духом, подобно тому, как тело сдерживается душой. А. широко пользовался методом аналогий.

• Фрагменты: DK I, 90—96.

• Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху ан­тичности, М., 1979; G u t h г 1 е W. К. С., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E., The presocratic philosophers, Camb., 1957, p. 143—62.

АНАЛИЗ (от греч. ανάλυσις — разложение, расчлене­ние), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предмета­ми на части (признаки, свойства, отношения); проце­дурой, обратной А., является синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельнос­ти. Процедуры А. входят органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к вы­явлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А. изучается пси­хологией, а также теорией познания и методологией науки.

А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и вос­приятия; в своих более простых формах он присущ жи­вотным. Однако аналитико-синтетич. деятельность да­же высших животных непосредственно включена в их внеш. действия. У человека к чувств.-наглядным фор­мам А. присоединяется высшая форма А.— мыслитель­ный, или абстрактно-логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения пред­метов в процессе труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич. А. мыс­лительным.

Существует неск. видов А. как приёма науч. мышле­ния. Мысленное (а часто, напр, в эксперименте, и ре­альное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установ­ление отношений между частями. При этом особое зна­чение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой (с т. зр. нек-рых отношений) структуры предметов клас­са, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств предметов и отношений меж­ду предметами, когда свойство или отношение расчле­няется на составляющие свойства или отношения. В ре­зультате А. общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов (множеств) пред-

метов на подклассы (такого рода А. наз. классифика­цией).

Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.— уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществ­ляемое средствами совр. формальной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат, понятий и способов рассуждения является построение формаль­ных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.

• Мама ρ д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы мышления в совр. науке, М., 1964; Г о ρ­с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.

АНАЛИТИКА (от греч. αναλυτικός— аналитический, от άνάλυσις — разложение, расчленение), исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуж­дение принимает доказательный характер. В этом зна­чении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела логич. науки. В «Топике» и «Второй Аналити­ке» логика (или в широком смысле слова диалектика) выступает как учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А. ограничивается строгими силлогистич., т. е. доказательными, рассуж­дениями. У Канта смысл термина изменяется: А. есть часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом А. толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гно­сеология, анализ рассудочного познания.

• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А. С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с. 82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,

1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,

1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, Μ., 19762, гл. 5, § 8.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит философию к ана­лизу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в ка­честве единственно правомерного метода филос. иссле­дования и направлен на то, чтобы выявить действит. ситуации употребления языковых средств, порождаю­щие филос. проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич. характер, либо предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность философии как самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего рода разоблаче­ние и преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма в совр. философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд. представители и груп­пы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австра­лии.

Внутри А. ф. можно выделить два направления: логи­ческого анализа философию, к-рая в качестве средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую философию, отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, раз­личные умонастроения: в то время как философия ло-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23

гич. анализа считает себя философией науки и представ­ляет линию сциентизма в совр. бурж. философии, сто­ронники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л. культа науч. знания и отстаивают «естест­венное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и Мура как определ. метод разработки филос. проблематики в противопо­ложность спекулятивному системосозиданию, харак­терному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую роль в формировании исход­ных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат» Витгенштейна, оказавший значит, влияние на форми­рование логического позитивизма. Хотя последний и можно рассматривать как форму А. ф., сами его предс­тавители не считали анализ самоцелью, а использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н. унифициров, науке. Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые средства науки, обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.», вытесняющего тер­мин «неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма, с невозмож­ностью упразднить классич. филос. проблематику, осу­ществить всеохватывающий анализ «языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-идеологизировать» философию. Для А. ф. характерна тенденция, сохранив идею анализа как «антиметафи­зики», максимально освободиться от к.-л. содержат, предпосылок филос. характера, в т. ч. от гносеологич. постулатов раннего неопозитивизма (напр., принципа верификации), рассматривать анализ как чистую тех­нику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определ. концепциями знания. Тем самым совр. А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как филосо­фии, подмене филос. исследования логико-лингвис-тич., логико-семантич. анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам филос. характе­ра. При этом для совр. А. ф. характерно стремление сочетать анализ с идеалистич. филос. концепциями, которые традиционно считались антитезой неопозити­визма.

• Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. фило­софии, Тб., 1960; Геллнер Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М., 1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; К о з л о в а М. С., Философия и язык, М., 1972; Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. фило­софия, М., 1978, гл. 2; P a p A., Elements of analytic philosophy, Ν. Υ., 1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕ­НИЯ, разделение суждений (утверждений, предло­жений) в зависимости от способа установления их ис­тинности; аналитическими наз. такие суждения, ис­тинность к-рых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов, элементарных высказываний), син­тетическими наз. такие, истинность к-рых обосновы­вается посредством обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.

Разделение на А. и с. с. намечается уже у Лейбни­ца, различавшего «истины разума» и «истины факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную формулировку этого разделе­ния и сами термины «А. и с. с.» дал Кант по отношению к суждениям с субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80). Синтетич. суждения, по Канту, могут быть как апостериорными, так и ап­риорными (см. Апостериори и априори). Противопоста­вив свою позицию Канту, логич. позитивисты отож-