logo
Философский энциклопедический словарь

640 Социологические

Югославия: «Sociologija» (Beograd, с 1959); «Sociolo-gija sela» (Zagreb, с 1963); «Sociolpski pregled» (Beograd, с 1961). Япония: «Japanese Sociological Review» (To­kyo, с 1950); «Journal of Social and Political Ideas in Japan» (Tokyo, с 1963). Международные С. ж.: «Cahiers internationaux de sociologie» (P., с 1946); «Current Soci­ology» (P.— Oxf., с 1952); «Homme et la societe. Revue internationale de recherches et de syntheses sociologi-ques» (P., с 1966); «International Bibliography of the Social Sciences. International Bibliography of Sociolo­gy» (P., с 1952); «International Journal of Comparative Sociology» (Leiden, с 1960); «Sociological Abstracts» (N. Y., с 1952); «Sociologia internationalis. Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie» (В., с 1963); «Theo­ry and Society» (Amst.— N. Y., с 1974); «World List of Social Science Periodicals» (P., с 1953).

«СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», научный журнал Института социология, исследований АН СССР. Осн. в 1974, выходит в Москве 4 раза в год. Осве­щает теоретич. проблемы социологии и результаты со­циологич. исследований. Имеет постоянные рубрики: теоретико-методологич. проблемы социологии, социо-логич. наука и практика, социальное планирование; методика и техника социологич. исследований, критика совр. бурж. социологии, история социологич. мысли, научная жизнь, критика и библиография. Гл. редак­тор — А. Г. Харчев (с 1974).

СОЦИОЛОГИЯ (франц. sociologie, букв.— учение об обществе, от лат. societas — общество и греч. λόγος — слово, учение), наука об обществе как целостной систе­ме и об отд. социальных институтах, процессах и груп­пах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Необходимой предпосылкой социологич. позна­ния является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «... а не как нечто механиче­ски сцепленное и допускающее поэтому всякие произ­вольные комбинации отдельных общественных эле­ментов...» (Л енин В. И., ПСС, т. 1, с. 165).

С. как самостоят. наука сложилась в 19 в. (термин введён Контом) в результате конкретизации пробле­матики традиц. социальной философии, специализации и кооперации обществ. наук и развития эмпирич. со­циальных исследований. Уже Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была «...лишь га­дательной наукой» и задача состоит в том, чтобы возве­сти её «... на степень наук, основанных на наблюдении» (Избр. соч., т. 1, М.— Л., 1948, с. 166—67, прим.). Однако ни Сен-Симон, ни др. социалисты-утописты, ни Конт не могли освободиться от идеализма и априоризма в понимании общества.

Переворот в науке об обществе, положивший основа­ние подлинно научной С., был осуществлён К. Марксом. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды живот­ных и растений, как на нияем не связанные, случайные, „богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменя­емость видов и преемственность между ними,— так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяю­щийся слуяайно, и впервые поставил социологию на научную появу, установив понятие общественно-эконо­мической формации, как совокупности данных произ­водственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Л е-нин В. И., ПСС, т, 1, с. 139).

Согласно материалистич. пониманию истории (см. Ис­торический материализм), в процессе своей практич. общественно-ироизводств. деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не завися­щие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ.

сознание (см. Производственные отношения).

Общественно-экономическая формация (см. Форма­ция общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически опреде­лённый способ производства материальных благ, к-рому соответствуют определённая классовая структура общества, политич. надстройка, культура, формы обществ.

сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каж­дое из этих обществ. явлений обладает относит. само­стоятельностью, имеет собств. структуру и специфич. законы своего развития и функционирования. Эта диф­ференциация обществ. явлений лежит в основе специали­зации социологич. исследований по отраслям (С. тру­да, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного соци­ального целого. Каждой обществ. формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы. Поэ­тому марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживая закономерности смены обществ. формаций, на основе чего строится прогноз будущего развития и программа революционно-преобразоват. деятельности (теория научного коммунизма). Вместе с тем. К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение эмпирич. социальным исследованиям, и сами осуществляли их (работы Энгельса «Положение рабочего класса в Анг­лии», «К жилищному вопросу» и др.).

Отд. стороны социологич. концепции Маркса и Эн­гельса получили дальнейшее развитие и конкретиза­цию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург.

В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в конкретных аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, к-рый деталь­но разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия класса (см. Классы), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт ключ к решающим про­цессам развития наций в совр. эпоху. Важнейшее ме-тодологич. значение имеет ленинская критика субъек­тивной социологии народничества, объективизма П. Струве, философско-социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина «Развитие капитализ­ма в России», «Социология и статистика» и др. служат образцами научно-статистич. исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма творчески развивает все важ­нейшие проблемы социалистич. общества. Из этих по­ложений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.

Развитие марксистской С. в СССР после Великой Οкт. социалистич. революции было органически связа­но с практикой социалистич. строительства и потребно­стями междунар. рабочего и коммунистич. движения. Планомерное строительство нового общества невозмож­но без многосторонней информации о социальных про­цессах, тщательных социальных экспериментов и дол­госрочных прогнозов. Вместе с тем социалистич. пре­образования открывают необычайно широкие перспек­тивы для С. как науки: учёные могут не только конста­тировать стихийно совершающиеся процессы, но и са­ми участвовать в социалистич. и коммунистич. строи­тельстве. Это предполагает правильное сочетание обще­теоретич. подхода и эмпирич. социальных исследова­ний. Наряду с многочисл. филос. работами сов. учёные в 1920—30-х гг. широко исследовали различные сторо­ны обществ. жизни — изменение условий труда и быта под влиянием революции (А. И. Тодорский, Е. О. Ка-бо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени трудящихся (С. Г. Струмилин, Л. Е. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (С. Я. Вольфсон); проблемы социальной психологии (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский); социальной меди­цины (П. А. Семашко, Б. Я. Смулевич) и т. д.

Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. стра­нах начался в 1960-х гг. Этому способствовали возрос­шие потребности планирования и управления, необхо­димость базировать политич. решения на научной ин­формации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистич. общества, повыше­ние активности масс и роли «человеч. фактора» во всех социальных процессах.

Марксистской С. в равной мере чужды как «...стрем­ление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины...» (Л е н и н В. И., там же, т. 3, с. 14), так и позитивистская абсолютизация частного факта.

В её структуре обычно выделяют три взаимосвязан­ных уровня: общую теорию — историч. материализм, являющийся в то же время составной частью марксист­ской философии, спец. теории и частные ампирич. иссле­дования. Социологическое исследование существующих обществ. отношений направлено на выяснение ведущих тенденций их развития, чтобы на этой основе находить оптимальные пути и средства построения коммунистич. общества. Отсюда — единство её конструктивных и критич. функций. Для решения этих задач в СССР соз­дан ряд исследовательских учреждений. В 1958 возник­ла Советская социологич. ассоциация. В 1960 в Ин-те философии АН СССР было создано первое в стране со­циологич. подразделение — сектор исследований новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологич. исследований. Затем возникли лаборатория социологич. исследований Ленинградско­го ун-та, исследовательские центры в Новосибирске, Свердловске, Перми и др. В 1966 при Президиуме АН СССР был создан Науч. совет по проблемам конкретных социальных исследований, а в 1968 организован Инсти­тут конкретных социальных исследовиний (ныне Ин-т социологич. исследований АН СССР). Социологич. уч-реждения созданы во всех союзных республиках и во мн. крупных городах. С 1974 издаётся журн. «Социо­логические исследования».

Осн. направления социологич. исследований в СССР определяются решениями съездов КПСС и постановле­ниями ЦК КПСС о задачах обществ. наук. В числе раз­рабатываемых тем: социальные проблемы создания ма-териально-технич. базы коммунизма, соединение до­стижений научно-технич. революции с преимуществами социализма; социальные проблемы труда и развития трудовых коллективов; социальная структура и обществ.

отношения сов. общества; изменение социально-демографич. и профессиональной структуры общества; нац. отношения и этнич. процессы; динамика социально-территориальных общностей, процессы урбанизации, взаимоотношения города и деревни; социально-поли-тич. организация общества и проблемы управления; со­циалистич. образ жизни, структура рабочего и внера-бочего времени, социальные проблемы быта; развитие обществ. сознания, культуры, образования, средств массовой коммуникации и обществ. мнения; проблемы брака и семьи; социальные аспекты развития личности и воспитания молодёжи и т. д. Многие из этих исследова­ний имеют важное практич. значение. Сов. социологи активно участвуют в разработке индикаторов социаль­ного развития и подготовке соответствующих гос. и региональных планов экономич. и социального разви-тия, в борьбе за повышение эффективности и качества управления предприятиями и отраслями нар. х-ва, В создании службы семьи, совершенствовании методов идеологич. и воспитательной работы.

Возникнув на стыке ряда обществ. наук, С. сохраня­ет тесные связи с ними, мн. социологич. исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнографич., психологич., мед. и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое

СОЦИОЛОГИЯ 641

значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками.

Значит. развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах.

Б у p ж у а з н а я С. в 19 в. развивалась под влия­нием позитивизма Конта и Спенсера в двух параллель­ных и сначала почти не связанных друг с другом на­правлениях — теоретическая С. и эмпирические соци­альные исследования. Теоретич. С. пыталась рекон­струировать гл. фазы историч. эволюции и одновремен­но описать структуру общества. Однако развитие об­щества представлялось социологам-позитивистам в ви­де более или менее прямолинейной эволюции, а струк­тура общества сводилась к механич. соподчинению раз­личных «факторов». В зависимости от того, какой имен­но стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют неск. различных направ­лений.

Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и её отд. компонентов (климат, ландшафт и т. д.). Демографич. школа считала гл. фак­тором обществ. развития рост народонаселения. Расо-ео-антропологическая школа интерпретировала обществ. развитие в понятиях наследственности, «расового под­бора» и борьбы «высших» и «низших» рас. Органическая школа (органицизм) рассматривала общество как подо­бие живого организма, а социальное расчленение об­щества — как аналогичное разделению функций между различными органами. Социальный дарвинизм видел источник обществ. развития в «борьбе за существование». В кон. 19 — нач. 20 вв. широкое распространение полу­чили различные разновидности психологич. С.— инстин-ктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объясне­ния обществ. жизни в терминах желаний, чувств. интере­сов, идей, верований и т. п. Наряду с попытками объясне­ния обществ. жизни в терминах индивидуальной психо­логии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Е. Де Роберти, Ф. Гиддингс, Ч. Кули), а также сами процессы и формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, Г. Зиммель, А. Фиркандт, С. Бугле и др.). Психологич. С. способ­ствовала конституированию социальной психологии и изучению таких вопросов, как обществ. мнение, спе­цифика коллективной психологии, соотношение рацио­нального и эмоционального моментов в обществ. соз­нании, механизмы передачи социального опыта, пси­хологич. основы и условия формирования социального самосознания индивида и группы. Однако сведение С. к психологии приводило к игнорированию матери­альных общественных отношений, их структуры и ди­намики.

Второй линией развития С. в 19 в. были эмпирич. социальные исследования. Потребность в информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления, вызвала появление периодич. перепи­сей и правительств. обследований. Капиталистич. урба­низация и индустриализация также породили или обост­рили ряд социальных проблем (бедность, жилищный вопрос и т. д.), изучением к-рых начали в 18 в. зани­маться обществ. организации, социальные реформаторы и филантропы. Первые эмпирич. социальные исследова­ния (работы англ. политич. арифметиков 17 в., франц. правительств. обследования 17—18 вв.) не имели система-тич. характера. В 19 в. число их быстро возросло. Эти исследования не только ввели в оборот новые факты, но и совершенствовали методы их сбора и анализа. Кетле разработал основы социологич. статистики, Ле Пле — монографич. метод изучения семейных бюдже­тов. Появились первые центры социальных исследова­ний — Лондонское статистич. об-во, Об-во социальной политики в Германии и др. Эмпирич. исследования на­чинают постепенно испытывать нужду в обобщающей