logo
Философский энциклопедический словарь

346 Марксизм-ленинизм

Важнейшая особенность M.-л.— борьба с противо­стоящими науч. идеологии рабочего класса теориями. Первые полвека своего существования марксизм бо­ролся с открыто враждебными ему течениями — младо­гегельянством, прудонизмом, бакунизмом, дюрингиан-ством. В 90-х гг. 19 в. после победы марксизма в ра­бочем движении возникает также необходимость раз­венчания ревизионизма как проявления влияния бурж. и мелкобурж. идеологии на неустойчивые слои рабо­чего класса. «Диалектика истории такова, что теоре­тическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 3). В совр. эпоху ожесточаются нападки на М.-л. классовых противников — идеологов бур­жуазии, оппортунистов и ревизионистов, к-рые стре­мятся выхолостить революц. сущность М.-л. Особое место совр. ревизионизм уделяет концепции т. н. плюралистич. марксизма, т. е. правомерности различ­ных интерпретаций марксизма. Ревизионисты противо­поставляют ранние и поздние произв. Маркса, взгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Особенно яро­стно нападают они на ленинский этап в развитии марк­сизма, отрицая его междунар. значение, роль Ленина как великого теоретика современности. Один из распро­странённых приёмов фальсификации М.-л. — противо­поставление реального социализма социалистич. идеа­лу. Развенчивая эти и др. фальсификации М.-л., КПСС подчёркивает, что убедительность критики бурж. и реформистских концепций предполагает активное и творч. развитие М.-л.

Теоретич. мощь и глубина М.-л. связаны с его пар­тийностью. Принцип партийности в коммунистич. мировоззрении ориентирует на всесторонний теоретич. анализ и решение новых проблем, поставленных соци­альной практикой, развитием знания. Органич. связь теории с практикой — источник истинности М.-л., его действенности и постоянного обогащения. Развитие марксистско-ленинской теории выражается, в частно­сти, в непрерывном обогащении её категориального ап­парата. Развиваются все понятия и категории М.-л., впитывающие в себя результаты обобщения нового ис-торич. опыта, совр. достижений науки и революц. практики. Потребности анализа развивающейся дейст­вительности рождают новые категории и понятия: «развитой социализм», «общенар. гос-во», «сов. народ». Новое значение и содержание приобретают старые по­нятия — «цивилизация», «образ жизни», причём это происходит не только путём изучения новых данных, но и в результате новой трактовки уже известных процессов и явлений. КПСС в качестве важней­шей задачи выдвигает необходимость постоянно со­вершенствовать и обогащать марксистско-ленинскую идеологию, разрабатывать её актуальные пробле­мы на базе её основных проверенных жизнью прин­ципов.

М.-л. — единое интернац. учение. Он возник и раз­вивается как отражение интернац. положения и харак­тера борьбы рабочего класса разных стран против меж­дунар. капитала. М.-л. — идейная основа единства междунар. коммунистич. и рабочего движения, его революц. стратегии и тактики. Коммунисты выступают за всесторонний учёт социальных, экономич. и куль­турных традиций и конкретных условий в тех или иных странах, против механич. перенесения опыта одних стран на другие. М.-л. открыт для творческого его раз­вития всеми марксистско-ленинскими партиями на ос­нове опыта революц. борьбы. Марксисты-ленинцы кол­лективно развивают и совершенствуют единую и цель­ную марксистско-ленинскую теорию, руководствуясь в ирактич. и теоретич. деятельности принципом пролет.

интернационализма. Междунар. Совещание комму­нистич. и рабочих партий в Москве в 1969 подчеркнуло, что весь опыт мирового социализма, рабочего и нац.-освободит. движения подтвердил междунар. значение марксистско-ленинского учения (см. Междунар. со-

вещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, М., 1969, с. 332).

Решающее преимущество М.-л. перед любой иной доктриной заключается в том, что он получил всесторон­нее подтверждение в обществ. практике, в борьбе ра­бочего класса, трудящихся за революц. преобразова­ние мира. Ленин отмечал, что после появления марк­сизма каждая эпоха всемирной истории приносила ему новые триумфы. «Но еще больший триумф прине­сет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 4).

Под знаменем М.-л. произошли преобразования, в корне изменившие облик совр. мира; с ним связаны такие выдающиеся революц. свершения, как Великая Окт. социалистич. революция, построение развитого социалистич. общества в СССР, образование и разви­тие мирового социалистич. содружества, социальные и нац.-освободит. битвы и победы, одержанные рабо­чим классом и трудящимися над старой обществ. си­стемой. М.-л. оказывает всё возрастающее влияние на судьбы всего человечества.

• Маркс К. иЭнгельсФ., Манифест Коммунистич. пар­тии, Соч., т. 4; M a p к с К., Капитал, т. 1—4, там же, т. 23—2В; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Эн­гельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика при­роды, там же, т. 20; е г о ж е, Людвиг Фейербах и конец клас-сич. нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, ПСС, т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о же, Две тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. 11; его же. Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; е г о ж е, Ма­териализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; е г о ж е, Три ис­точника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же; его же, Марк­сизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммуннстич. и ра­бочих партий. Документы и материалы, М., 1969; КПСС в ре­золюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1 — 13, М., 1970—81«; Программа КПСС (Принята XXII съез­дом КПСС), М., 1976; Конституция. (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Основоположник науч. ком­мунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения Карла Маркса, Μ., 1968; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Сб. докумен­тов и материалов, М., 1970; О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление Центрального ко­митета Коммунистической партии Советского Союза, М., 1979; Б ρ е да н е в Л. И., Ленинским курсом, т. 1—9, М., 1970—82; см. также лит. к статьям Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., Диалектический материализм. Исторический материализм, Фи­лософия, Диалектика. М. П. Мчедлов, З. М. Павлова.

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (19.7.1898, Берлин,— 29.7.1979, Штарнберг), нем.-амер. философ и социолог. Наряду с Адорно и Хоркхаймером один из основате­лей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934 в США.

Формирование взглядов М. происходило под влияни­ем идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вме­сте с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко использовал его категории и нек-рые идеи, интерпретируя их в духе совр. бурж. философии и социологии. Согласно М., развитие науки и техники позволяет господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного чело­века» с атрофированным социально-критич. отношени­ем к обществу и тем самым «сдерживать и предотвра­щать социальные изменения». Включаясь под воздейст­вием навязываемых ему «ложных» потребностей в по­требительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма якобы интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках «раз­витого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, пресле­дуемые нац. меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями рево­люц. инициативы выступают обездоленные массы «бед-

ных» стран, противостоящие «богатым», к к-рым М. причислял и империалистич. и развитые социалистич. страны. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент ненасильств. подавления оппозиции, М. настаивал на «радикальном отказе» от легальных форм борьбы как «парламентской игры». М. отрицая революц. роль марксистских партий развитых капита­листич. стран и революционную сущность их полити­ческих программ. Выступая как разновидность «по­стиндустриального» романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапитали­стических сил.

• Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Ge­schichtlichkeit, .Pr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941; Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a cri­tical analysis. L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. с В. Moore, R Wolff); Das Ende der Utopie, B., 1967; Essay on liberation, Вой-ton, 1969; Counterrevolution and revolt, Boston, 1972; The aesthe­tic dimension. Toward a critique of marxist aesthetics, Boston 1978; Psychoanalyse und Politik, Fr./M., 19806.

• Б а т а л о в Э. Я., Философия бунта, М.,1973; Ш те й г е р-в а л ь д Р., Третий путь Г. М., пер. с нем., М., 1971; W o d d i s J., New theories of revolution, L., 1972.

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Па­риж,— 9.10.1973, там же), франц. философ, драматург и критик, основоположник католич. экзистенциализма. Испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию «неосо-кратизмом», или «христианским сократизмом».

Порывая с традицией католич. схоластики, предста­вленной томизмом, М. считает невозможным к.-л. ра­циональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия, преломлённая чере,з индиви­дуальный опыт, существование отд. человека. В осн. соч. «Быть и иметь» («Etre et avoir», 1935) М. проводит резкое различие между миром «объективности» (разоб­щённым физич. миром) и миром «существования», где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. Действительность предстаёт у М. расщеплённой на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологич. плане М. противопоставляет «пробле­ме» — абстрактному рациональному познанию — «таинст­во» — интуитивное, эмоционально-этич. постижение: «бытие есть таинство». Для социальных взглядов М. характерна романтич. идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как «разбитого мира», превращающего человека в вещь, а также отвержение к.-л. социально-политич. дейст­вий масс.

• Journal metaphysique, P., 1927; Homo viator. P., [1944]; Lе mystere de l'Etre, v. 1—2, P., 1951; Les hommes centre 1'humain, P., 1951; L'horame problematique, P., [1955]; Presence et immorta-lite, P., 1959; Essai de Philosophie concrete, P., 1967.

• Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христ. мо-раль, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Совр. бурж.,фило­софия, М., 1972, с. 557—66;Existentialisme chretien: G. Marcel, P., 1947; G a 1 l a g h er К. Т., The philosophy of G. Marcel Ν. Υ., 1962; W i d m е г С h., G. Marcel et le thelsme existentieJ P., 1971. . . .

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1.4.1908, Нью-Йорк,—8.6. 1970, Пало Альто, Калифорния), амер. психолог, один из лидеров т. н. гуманистич. психологии. Выдвинул «хо-листически-динамич.» теорию мотивации, согласно к-рой существует иерархия потребностей: истинно человеч. потребности в творчестве и самоактуализации возни­кают лишь после удовлетворения потребностей биоло-гич. и социального характера. Полная самоактуали­зация личности в идеалистич. концепции М. дости­гается в форме высшего «трансцендентного» пережива­ния, сходного по природе с религ. экстазом. Анализи­руя природу науки, подверг критике её позитивист­скую трактовку, поставив вопрос о важности исследо­вания личности учёного и своеобразия высших форм

маслоу 347

мотиваций его деятельности. Основатель Амер. ассо-циации гуманистич. психологии.

• The psychology of science, Chi., 1969; Motivation and persona­lity, H.3f.; 1970s; The farther reaches of human nature, Harmonds-worth, 1976.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass commu­nication), систематич. распространение сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточен­ных . аудиторий с целью утверждения духовных цен-востей и оказания идеологич., политич., экономич. или организац, воздействия на оценки, мнения и по­ведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить быструю передачу и мас-совое тиражирование больших объёмов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды», или «средства­ми М. .к.».

М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и. их получателя, связанных между собой. физич- каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видео-

запись).

Эффективность М. к.-определяется не только целями и задачами, воздействия передаваемых сообщений на людей, но и соответствием содержания и формы М. к. их постоянным и .текущим информационным нуждам. Будучи мощным орудием идейно-нолитич. борьбы, социальной) управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ. отношений, оказываю-щих существ. влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды. В условиях капитализма цели М. к., выступающей в ка-честве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедли-вости, извращения сознания личности с помощью мани-пуляторских, приёмов и «массовой культуры». В социа-листич. обществе М. к. призвана укреплять идейное и Модально-политич. единство общества, бороться с бурж. идеологией И пропагандой, служить воспитанию гар-монистически развитой личности.

Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эф-фективность деятельности систем М. к., функциониро-

вание отд. её элементов, их взаимодействие. Теория и методология исследования М. к. в марксистско-ле-нинской и бурж. социологии определяются принци­пиальными различием их целей и задач.

• Алексеев А. Н. О Μ.к. и ее социальных средствах, в сб: Журналист, прессу, читатель, Л., 1969; Проблемы социаль­ной психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологич. проблемы массовых информационных процес-сов, 1973; Φ и ρ с о в Б. М., Пути развития средств М. к., Л., 1977; М. к. в условиях научно-технич. революции, Л., 1981; People, society arid mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964; D e F l e u r M. L., Theories of mass com-munication, N.. Y., 19702; The process and effects of mass communi-cation, ed, W., Schramm, rev. ed., Urbana, 1971.

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражаю­щее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии «М.к.»-.нашли отражение существ. сдвиги в механизме бурж,культуры: развитие средств массовой коммуника-

ции - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи газет иллюстрированных журналов, дешёвых «кар-манных» книг, грампластинок; индустриально-ком-мерч.тип произ-ва и распределения стандартизирован-вых, духовных благ; относит. демократизация культу­ры, повышение уровня образованности масс; увеличе-