logo
Философский энциклопедический словарь

816 Язык

ветственно устанавливается взаимоотношение единиц Я. и мышления — чаще всего слова и понятия, предложе­ния и суждения), что связано с упрощенным толкова­нием языкового значения как непосредств. отражения объекта в зеркале Я. Значение же есть система констант речевой деятельности, обеспечивающих относит. пос­тоянство отнесения её структуры к тому или иному классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем Я., есть как бы потенциальный заме­ститель всех тех деятельностей, к-рые оно опосре-дует для человека. Я. участвует в процессе пред­метного восприятия, является основой памяти в её специфически человеч. (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ. характером труда Я. определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.

Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, являет­ся «естественной» системой знаков — в отличие от искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике), иск-ве и т.п. Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом Я., обусловливающей способ­ность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых си­стем. Др. особенность Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных уров­ней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в струк­турной лингвистике принято вычленять на материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич. уровни). Это связано с аналитизмом Я. — дис­кретностью смысла его единиц и способностью их к ком­бинированию в речи по известным правилам.

Аналитизм Я. позволяет ему строить тексты — сло­жные знаки, обладающие развитой системой модальнос­ти, временной мерой (разделением прошлого, настоя­щего и будущего) и выражением лица. Все эти осо- бенности языковых вначений обусловливают универ­сальность Я. по сравнению с др. знаковыми системами, позволяют Я. описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя тем самым строение коллективов людей. Многообразные аспекты Я. составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолинг­вистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социо­лингвистика и лингвистич. социология), семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук, философия даёт им определ. истол­кование в контексте решения таких общих проблем, как происхождение Я., взаимоотношение Я. и созна­ния, место Я. в процессе духовного освоения мира и т. д.

ЯКОБИ (Jacobi ) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюс­сельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен), нем. писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор филос. романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендель­соном о пантеизме Спинозы (1785) выступил про­тив «рассудочного» рационализма Просвещения, классич. выражением к-рого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источ­ник его личности и присущей ей свободы и неизбеж­но ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму

(Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Кри­тикуя Канта, выявил одно из осн. противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя вой­ти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование вещий дано человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. досто­верность Я. называл «верой», «откровением», «чувст­вом», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержание.« веры у Я. является как реа­льность чувственного мира земных вещей, так и реа­льность абсолютного и вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсо­люте, и спасённым в изначальной основе своей субъ­ективности.

Кантовскому категорич. императиву Я. противопос­тавлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в раз­витии послекантовского идеализма тенденции к пан­теизму и «нигилизму» (ввёл сам термин). Иррациона-листич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы фи­лософии жизни и экзистенциализма.

* Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О транс­цендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

• Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, М., 1967; Levу - Вruhl L., La Philosophie de F. Ja-cobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.

ЯМВЛИХ (Ίάμβλιχος) из Халкиды (Сирия) (не поз­же 280, вероятно в 245,— ок. 330), антич. философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и хал­дейских оракулов, соединял неоплатонизм с интен­сивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифа-горейско-герметические [компилятивный «Свод пифаго­рейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять), напи­санный для школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и соч., соста­вившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. филосо­фию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».

Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я. различает единое пол­ностью неизречённое и просто единое, или «благо», к-рое через противоположности предела и беспредель­ного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бы­тие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, к-рая в триаде помещена между полюсами «не­мыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о., на­ряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит «кос­мос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа при-частна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигае­мой природой, от душ животных и не допускал их вза­имоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушев­ляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит уче­ние о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).

Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с к-рой согласуется всё толкование, а так­же в установлении иерархии типов толкования, к-рая

начинается с физич. и этич. интерпретации, восхо­дит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинс­кая школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычай­но велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

• Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L. Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz., 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18Γι7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973.

ЯН. см. Инь и ян.

ЯНОВСКАЯ Софья Александровна [19 (31). 1. 1896, Пру-жаны Брестской обл.,—24. 10. 1960, Москва], сов. ма­тематик, логик и философ. Чл. КПСС с 1918. Осн. труды по вопросам оснований математики, сё методоло­гии и истории. Исследования Я. посвящены теории абстракции и познават. роли абстрактных понятий в науке, аксиоматич. методу, теоретич. и практич. значе­нию логики, диалектике отображения движения в науч. понятиях и др. методологич. и философ, проблемам.

• Методологич. проблемы науки, М., 1972 (лит.).

• Башмакова .И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР. С. А. Я. (к 70-летию со дня рождения), «Успехи мате-матич. наук», 1966, т. 21, в. ,4; Г о p с к и й Д. П., С. А. Я., в сб.: Исследование логич. систем, М., 1970.

ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны инди-видуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила пуб­ликация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jan-senius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальви­нистской доктрине о предопределении). Книги Янсе­ния была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. ва­жным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. полити­ки, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руко­водившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Нико-лем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отде­лившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

* Gazier Α., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'ä nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслитель-вольноду­мец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последова­телей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозгла­шал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против ве­ры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-

ЯН ЧЖУ 817

ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким против­ником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства.

* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Пет­ров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоко­ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсе-вой, Μ., 1967, с. 106 — 18.

ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн. работы посвящены проблемам историч. ма­териализма, критике бурж. философии и ревизионизма. * Nauka spoleczna ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?, Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и общество (Проблемы личности в совр. философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М., 1973; Размышления о практике. По поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем. философ-экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге; с 1916 проф. психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён от преподават. деятельности, к к-рой вер­нулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Об­щей психопатологии» («Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915 отошёл от ис­следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития лич­ности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ницше (1936).

После разгрома фашизма Я. получил большую попу­лярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), высту­пал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консер­вативный либерализм Я. имел антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой критикой антидемократич. и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с нем., 1909).

Место Я. в истории мысли двойственно. Его ис­ходный идеал — бюргерский гуманизм; идею интеллек­туальной честности для него символизирует имя Кан­та, идею культурной широты — имя Гёте. С этой ус­тановкой, резко отличающей его от Хайдеггера, свя­заны и преклонение Я. перед гражд. и умств. свободо­любием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его фи­лос. пути — ощущение кризиса «бюргерской» культур­ной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовст­ву» Ницше, Я. испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не философией, а философство­ванием, делая акцент на незавершённости, открытос­ти умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не об-

ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спи­нозе или Гегелю выводить стройные системы «из ис­тока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др. стороны, только в философс­твовании Я. видит возможность постижения реальнос­ти человека кризисной эпохи.

Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзис­тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия симво­ла, связывая его с отвергаемой им традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Не­смотря на конфликт Я. с теологией (к-рой он проти­вопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна бли­зость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личност­ного общения в «истине». «Коммуникация» — центр. понятие миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фа­натизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-тич. позицией индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей общечеловеч. «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-филос. традиций Азии. «Осевое время», как по­лагает Я., создало для всех времён общечеловеч. завет личной ответственности, послужив общим исто­ком для культур Востока и Запада; поэтому необхо­димо обновлять свою связь с этим заветом, подыски­вая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой ис­тины новые «шифры».

В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич. гуманизма и вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.

• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philoso­phie, Bd 1—3, B., 1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn Ursprung und Ziel der Geschichte, Münch., 19523; Rechen­schart und Ausblick, Münch., 1951; Die großen Philosophen, Bd l, Münch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Münch., 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Münch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psycho­pathologie, B.— [u. a.], 1963; Chiffren der Transzendenz, Münch., 1970.

• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, № 9; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с. 311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982; Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Münch., 1963; Saner H., Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.

ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

А

Abditum mentis (лат.) — сокровен­ное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Эк-харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, дейст­вующему в мире (см. Intellectus agens).

Ab oνο (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).

Accidens (лат.); συμβεβηκόζ (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирую­щий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено до­казательство.

Αδιάφορα (adiäphora) (греч.) — без­различное (морально). Понятие стоич. этики.

A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую — без всякого ограниче­ния (simpliciter).

Ad mfinitum (лат.) — до бесконеч­ности; невозможность установить по­следнее основание в цепи рассужде­ний или последнюю причину в цепи причин.

Ad oculos (лат.) — наглядно, воо­чию.

Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.

Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.

Affirmo (лат.) — утверждаю. Тер­мин Боэция, обозначающий утвер­дит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суж­дения.

A fortiori (лат.) — тем более. В ло­гике — доказанное для менее оче­видного, тем более признаётся для более очевидного.

Agens (лат.) — движущая сила, дей­ствующая сущность.

Agere sequitur esse (лат.) — действо­вать, следовательно быть. Заключе­ние от активности к бытию (схола-стич. тезис).

"A δόγματα (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тай­ное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерич. фи­лософию, к-рую он преподавал уз­кому кругу учеников. Αίνιγμα (äinigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, сим­вол, энигма.

Αιών (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.

Ακμή (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.

A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхност­но) отвергать или критиковать. Aliunde (лат.) — из другого (источ­ника); из другого места того же ис­точника.

Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыс­лить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См. также Фикционализм. Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

Amor dei intellectualis (лат.) — ин­теллектуальная любовь к богу. Вы­ражение Спинозы.

Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхче­ловеком.

Analogie entis (лат.) — аналогия су­щего. См. Аналогия.

Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, при­сущие, по Лейбницу, животным. Άνάμνησις (anamnesis) (греч.) — при­поминание. См. Анамнесис.

A nescire ad non esse (лат.) — от не­знания — к несуществованию. Оши­бочное заключение.

Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы кол­лективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессо­знательном мужчины присутствует персонифицированный женский об­раз (анима), в бессознательном жен­щины — мужской (анимус).

Anima mundi (лат.) — мировая ду­ша (Цицерон).

Animo deliberato (лат.) — надлежа­ще обдумав.

Anschauung (нем.) — интуиция, со­зерцание.

An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе» (см.). У Гегеля — не­раскрытое и неосознанное содержа­ние.

Antecedens consequens (лат.) — предыдущий — последующий. ???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена — вос­соединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.

A posse ad esse non valet consequentia

(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

A posteriori (лат.) — см. Апостерио­ри и априори.

A potiori (лат.) — на основании пре­дыдущего, главного.

A priori (лат.) —см. Апостериори и априори.

Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).

Αρχή (arche) (греч.) — начало. См. Архе.

A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.

Argumenta adversaria (лат.) — дово­ды противной стороны.

Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.

Argumentuni ad hominem (лат.) — см. Ad hominem.

Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказатель­ство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ad ran (лат.) — см. Ad rem.

Argumetum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или об­щий. Доказательство, к-рое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

819

Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного. Argumentum ex silentio (лат.) — до­казательство, выводимое из умалчи­вания.

Argumentum externum (лат.) — ар­гумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. Argumentum internum (лат.) — ар­гумент, указывающий на саму спор­ность вопроса. Argumentum Icgis (лат.) — законный

довод.

Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium)

(лат.) — решающее (приносящее по­беду) доказательство.

Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.

Ars magna (лат.) — великое искус­ство. Название логич. труда Луллия.

Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. См. Trivlum и Quadrivium.

Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

Asylum ignorantiae (лат.) — убежи­ще невежества. Понятие, на к-ром останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. Αταραξία (ataraxia) (греч.) — невоз­мутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Де­мокрит, Эпикур, скептики).

Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.

Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict (autarkeia) (греч.) — автар­кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, не­зависимость (Демокрит, киники, стои­ки, Платон, Аристотель).

Automaton spirituale (лат.) — духов­ный механизм (Лейбниц). Αυτός έ'φα (autos epha) (греч.) — сам (учитель) сказал. По преданию, пи­фагорейцы о своём учителе, подчёр­кивая непререкаемость его слов.

В

Begriffsdichtung (нем.) — поэзия по­нятий. Ланге о сущности метафи­зики.

Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens (франц.) — здравый смысл.

С

Calculus probabilium (лат.) — исчис­ление вероятностей.

820

Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.

Causa (лат.) — причина, основание.

Causa activa (лат.) — действующая причина.

Causa corporalis (лат.) — физич. при­чина.

Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.

Causa efficiens (лат.) — действующая причина.

Causa esscndi et fiendi (лат.) — осно­вание существования и возникнове­ния.

Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis (лат.) — целевая (ко­нечная) причина.

Causa formalis (лат.) — формальная причина.

Causa materialis (лат.) — материаль­ная причина.

Causa movens (motiva) (лат.) — дви­жущая причина.

Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, суб­станция — причина самой себя. Causa vera (лат.) — истинная при­чина.

Causae occasionales (лат.) — побу­дит. причины, «случайные» причи­ны, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.

Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Χάρισμα (charisma) (греч.) — см. Xаризма.

Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-рого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, сле­довательно существую. Тезис Де­карта.

Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставлен­ный тезису Декарта.

Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский).

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Complicatioexplicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание (Ни­колай Кузанский).

Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Concordia discors (лат.) — несоглас­ное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности

спасающего душу человека; постоян­ная поддержка богом существова­ния вещей.

Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.

Consensus (consensus gentium, con­sensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, сог­ласие всех).

Consummatum (лат.) — доведённое до конца.

Contradictio in adjecto (лат.) — про­тиворечие в определении. Напр., круглый квадрат.

Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».

Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. Creatio continue (лат.) — непрерыв­ное творение.

Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.

Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная ци­тата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августи­на, повторенный Ансельмом Кен-терберийским.

Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна нек-рая общность ис­ходных посылок.

Curriculum vitac (лат.) — жизнен­ный путь; жизнеописание.

D

Δαιμόνων (daimonion) (греч.) — де­мон, божество. Так называл Сок­рат свой «внутр. голос», предосте­регавший его от неправильных по­ступков.

Dasein (нем.) — существование, оп­ределённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

De facto (лат.) — фактически, на де­ле.

Definitio essentialis (лат.) — сущест­венное определение.

De jure (лат.) — по закону, юриди­чески.

De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта.

De profundis (clamavi ad te Domine)

(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.

Desideria carnis (лат.) — плотские желания.

Determinatio est negatio (лат.) — ог­раничение есть отрицание (Спино­за). Иногда «determinatio» перево­дится как «определение».

De tripode dictum (лат.) — с тренож­ника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии.

Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афин­ский алтарь «неведомому богу».

Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеи­ды» Вергилия. Образное обозначе­ние поэтпч. вдохновения.

Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. при­способления.

Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat (лат.) — сказан­ного достаточно разумному.

Differentia specifica (лат.) — видо­вое отличие (схоластич. термин).

Ding an sich (нем.) — см. An sich.

Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое неведение (Ни­колай Кузанский).

Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского.

Doctor christianissimus (лат.) — хри­стианнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Иоанна Гер-сона (1363—1429).

Doctor extaticus (лат.) — экстатиче­ский доктор. Почётный титул фило­софа-схоласта Дионисия Картезиан­ца (1402/3—1471).

Doctor fundatissimus (лат.) — осно­вательнейший доктор. Почётный ти­тул философа-схоласта Эгидия Рим­ского (1247—1316).

Doctor illuminatus (лат.) — просвет­лённый доктор. Почётный титул Рай-мунда Луллия.

Doctor invincibilis (лат.) — непобеди­мый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus (лат.) — доктор, по­гружённый в молитвенное созерца­ние девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.

Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus (лат.) — серафи­ческий доктор. Почётный титул Бонавентуры.

Doctor solemnis (лат.) — торжест­венный доктор. Почётный титул фи­лософа-схоласта Генриха Гентского (1217—93).

Doctor subtilis (лат.) — тонкий док­тор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis (лат.) — всеобъ­емлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого.

Δό|α (doxa) (греч.) — мнение; ви­димость; недостоверное суждение. См. Мнение и знание.

Δύναμις (dynamis) (греч.) — возмож­ность (ср. Ενέργεια). Также — сила, способность, свойство.

Duree (франц.) — длительность. По­нятие философии Бергсона.

Ε

Ecclesia spiritualis (лат.) — духов­ная церковь; церковь как духовное единство верующих.

Ego (лат.) — Я.

Είδωλα (eiflola) (греч.) — отображе­ния, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей.

Είδος (eidos) (греч.) — см. Эйдос.

Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказа­тельства лежит на том, кто ут­верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.

Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resul­tant) из предшествующих момен­тов. См. Эмерджентная эволюция.

Elan vital (франц.) — жизненный по­рыв. Категория философии Берг­сона.

Ενάργεια (enärgeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; крите­рий истины.

Ενέργεια (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действи­тельность (ср. Δύναμις). См. Энер­гия; Энтелехия.

Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) — сущее благода­ря другому.

Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) — сущее из су­щих. То, что делает существующие вещи существующими (бог).

Ens in actu (лат.) — сущее в дейст­вительности.

Ens in potentia (лат.) — сущее в воз­можности.

Ens rationis (лат.) — мыслимое су­щее.

Ens reale (лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальней­шее сущее '(бог).

Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимо­сти. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Επαγωγή (epagögö) (греч.) — при­ведение. Индукция.

Έπέκεινα (epekeina) (греч.) — за­предельное (бытие). Термин Плато­на, обозначающий трансцендент­ность идеи блага.

Επιστήμη (episteme) (греч.) — зна­ние (точное); наука. Достоверное знание. См. Мнение и знание. Επιστροφή (epistrophe) (греч.) — см. Μονή.

Εποχή (epoche) (греч.) — воздержа­ние от суждения. См. Эпохе.

Ereclus ingenium (лат.) — высокий об­раз мыслей.

Erga (лат.) — по отношению к...

Ergo (лат.) — следовательно.

"Εργον (ergon) (греч.) — факт, дея­ние, содеянное. Содеянное как ре­зультат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык — не про­дукт деятельности (έργον), а деятель­ность (ενέργεια).

Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est (лат.) — челове­ку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesseesprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паска­ля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от на­уч. познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Берк­ли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных усло­виях.

Evoluta (лат.) — выявленное, от­крытое.

Ewig-weibliche (нем.) — вечно-жен­ственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (за­кон).

Exempli causa (лат.) — например.

Ex fontibus (лат.) — из первоисточ­ников.

Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).

Experimenta fructifera (лат.) — опы­ты плодоносные. Исследования, при­носящие практич. пользу (Ф. Бэкон).

Experimenta lucifera (лат.) — опы­ты светоносные. Исследования, рас­ширяющие знания (Ф. Бэкон). Experimentum crucis (лат.) — экс­перимент креста (перекрёстка). Ре­шающий эксперимент (Ф. Бэкон). Expliciteimplicite (лат.) —развёр­нуто, явно — неявно, подразуме­ваемо.

F

Fallacia (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существен­ного со случайным.

Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, ког­да о части утверждается то, что спра­ведливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что спра­ведливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) — умоза­ключения, неправильные сами по себе.

821

Fallacia falsi medii (лат.) — доказа­тельство при помощи ложных суж­дений.

Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием дово­дов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.

Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного сло­весного выражения (ср. Fallacia extra dictionem).

Fallacia suppositionis (лат.) — ошиб­ка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выраже­ние Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum (лат.) — судьба, рок.

Fiat (лат.) — да будет.

Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, к-рого она не имеет.

Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский).

Figura dictionis (лат.) — неправиль­ное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова.

Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.

Flatus vocis (лат.) — колебание го­лоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицебро-на).

Formaliter (лат.) — но форме, фор­мально.

Fundamentum divisionis (лат.) — ос­нование разделения.

Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Für sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

G

Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-

822

рия духовных образований (Диль-тей).

Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Gemeinschaft und

Gesellschaft (нем.) — община и общество; про­тивопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).

Genus (лат.) — род.

Genus proximum (лат.) — ближай­ший род (для данного вида).

Genus remotum (лат.) — отдалённый род.

Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.

Globus intellectuais (лат.) — уни­версум человеч. знаний.

Γνώοι σεαυτόν (gnö'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. Γνώσις (gnösis) (греч.) — знание. Также — учение гностицизма.

Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божест­во. Экхарт различает в боге Go­theit — божество как абсолют и

Got — первое обособление божест­ва, бог как личность. Различение восходит, по-видимому, к Жильберу Порретаискому.

Grenzbegriff (нем.) — предельное по­нятие. Марбургская школа нео­кантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предель­ное понятие) процесса логич. опре­деления объекта.

Grenzsituation (нем.) — погранич­ная ситуация. См. Ясперс; Экзи­стенциализм.

H

Habitus (лат.) — состояние, положе­ние, свойство; внешний облик; обык­новение.

Habitus naturae (лат.) — природное свойство.

Habitus animi (лат.) — характер, ду­шевный склад.

Haecceitas (лат.) — «этость». Тер­мин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существо­вания к сущности (ср. Quidditas).

Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.

Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.

'Εν και πάν (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.

'Έτερον (heteron) (греч.) — см. Иное.

'Όλος (holos) (греч.) — целый. Це­лостность.

Homme naturelhomme civil (франц.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопостав­ление Руссо.

Homo (лат.) — человек.

Homo creator (лат.) — человек-тво­рец.

Homo faber — человек-ремесленник.

Homo homini lupus est (лат.) — чело­век человеку — волк (Плавт).

Homo liber (лат.) — человек сво­бодный (Спиноза).

Homo ludens (лат.) — человек играю­щий (Хейзинга).

Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Прин­цип восходит к Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-ху­дожник (творец образов).

Homo sapiens (лат.) — человек ра­зумный (Линией).

Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, нич­то человеческое мне не чуждо (Те-ренций).

Homo viator (лат.) — человек-пут­ник (Марсель).

Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.

Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.

'Ύλη (hyle) (греч.) — материя, ве­щество, материал.

I

Ichheit (нем.) — «яйность», «ячест­во». «Я» как принцип; как осново­положение (Бёме, Фихте).

Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В фило­софии Бёме — принцип, разделяю­щий божеств. единство.

Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.

'Iδι???а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.

Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.

Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.

Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.

"Ιδιον (idion) (греч.) — собствен­ное. Неотделимый признак.

Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью, условностью, образностью обы­денного словоупотребления (Ф. Бэ­кон).

Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэ­кон) .

Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные ро­довой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явле­ния.

Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруден­ции.

Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой

доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

Ignotum per ignotum (лат.) — неиз­вестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

Illiquidum (лат.) — неочевидное.

Impetus (лат.) — побуждение, стрем­ление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской механике — «приоб­ретённая сила». У Гассенди — свой­ство атомов.

Implicite (лат.) — см. Explicateimplicite.

In abstracto (лат.) — отвлечённое.

I n actu (лат.) — см. Actu.

In adjecto (лат.) в определении.

In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.

Incerta incertibus (лат.) — (доказы­вать) недостоверное недостоверным.

Incompossibilitas (лат.) — несовме­стимое с возможным (Дунc Скот).

In concrete (лат.) — в определ. слу­чае; в действительности.

In corpore (лат.) — в совокупности.

Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич. тезис.

In dubio (лат.) — под сомнением.

Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодейст­вия души и тела у Декарта и окка­зионалистов.

In infinitum (лат.) — в беспредель­ное, без конца.

Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, со­кровенная сущность.

In potentia (лат.) — в возможности.

In re (лат.) — в реальности; в ве­щах.

In statu nascendi (лат.) — в состоя­нии зарождения.

Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. Νους ποιητικός.

Intellectus archetypus (лат.) — ин­теллект, понятия к-рого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредст­венно созерцающий, божеств. рассу­док (Кант).

Intellectus ectypus (лат.) — интел­лект, понятия к-рого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.

Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.

Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич. психологии, восходящий к Августину.

Intentio prima (лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластич. термин.

Intentio secunda (лат.) — направлен­ность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схола­стич. термин.

Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

In vestigio (лат.) — см. Per vesti­gium.

Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. Λυτός εφα.

Ipso facto (лат.) — самим фактом.

J

Jenseits (нем.) — потустороннее.

Jenseits von Gut und Böse (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).

Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчине­нию).

К

Καιρός (kairos) (греч.) — надлежа­щая мера; благоприятный момент; удача; выгода.

Καλοκαγαθία (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенст­ва. См. Калокагатия. Κατάληψις (katälepsis) (греч.) — постижение; восприятие.

Κατ' εξοχήν (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.

Κάβαρσις (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.

Κένωσις (kenösis) (греч.) — опу­стошение. В эллинистич. филосо­фии и вост. патристике — похож­дение бога в мир, творение мира.

Κήρυγμα (kerygma) (греч.) — из­вещение, проповедь, кернгма.

Κοιναί εννοιαι (koinäi ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Поня­тия, непосредственно почерпнутые из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).

Κόσμος νοερός (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интел­лектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроиз­водящие мир идей.

Κόσμος νοητός (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интел­лигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообра­зов.

L

Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физио­кратов. Λάβε βιώσας (läthe biosas) (греч.) — живи незаметно (Эпикур).

Lato sensu (лат.) — в широком смысле.

Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначаю­щий взаимосвязь дорефлексивных очевидностей и уверенностей.

Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).

Liaison universelle (франц.) — все­общая связь (Лейбниц).

Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.

Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).

List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение индивидуальных целей и объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы ис­пользует частные цели людей (Ге­гель).

Λόγοι σπερματικοί (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие» мир идеи, из к-рых прорастают космич. связь и инди­видуальные существования (стоики, Плотин).

Λόγος (logos) (греч.) — см. Логос. Λόγος ένδιάβετος (logos endiathe-tos) (греч.) — слово внутреннее. Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Алек­сандрийский).

Λόγος προφορικός (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь изустная, звучащая (стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — λόγος προφατικός (logos prophatikos).

Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и сверхъ­естественный). Цицерон о естеств. свете разума. По Августину, полно­та знания достигается благодаря из­лучаемому богом сверхъестеств. све­ту, дополняющему естеств. свет.

М

Man (нем.) — неопределённо - лич­ное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного сущест­вования.

Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.

Materia primo prima (лат.) — пер­вая материя первого рода. Чистая возможность всего (Дунс Скот).

Materia secundo prima (лат.) — пер­вая материя второго рода. Безраз­личный субстрат любой формы (Дунс Скот).

Materia tertio prima (лат.) — пер­вая материя третьего рода. Субстрат определ, формы (Дунс Скот). Materia secunda (лат.) — вторая ма­терия. Оформленные тела (Дунс Скот).

Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) — дух, разум, ум.

Μη öv (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не бытие». Ср. Ουκ όν. Μετάβασις εις άλλο γένος (metäbasis eis ällo genos) (греч.) — переход в другой род. Логическая ошибка. Μίμεσις (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст. Подражание.

Modus operandi (лат.) — способ дей­ствия.

Modus probandi (лат.) — способ до­казательства.

Modus vivendi (лат.) — способ суще­ствования. ,

Μονή (mоne); Μονή—πρόοδος—επιστ­ροφή (топе — proodos — epislrophg)

823

(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты триады: пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к себе.

Moral insanity (англ.) — моральный недуг.

Moral sense (англ.) -- нравстн. чув­ство.

Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощу­щаемый).

Μυστήριον (mysteriou) (греч.) — ми­стерия, таинство.

N

Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат. пер. комм. Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её по­рождения.

Natura non facit saltus (лат.) — при­рода не делает скачков. Выражение встречается в «Философии бота­ники» Линнея; принцип философии Лейбница.

Natura rerum (лат.) — природа ве­щей; вселенная.

Nervus probandi (лат.) — нерв дока­зательства. Основной аргумент.

Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обо­значающий отрнцат. суждения. Пер­вой гласной E обозначают общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).

Nexus causalis (лат.) — причинная связь.

Nexus effectivus (лат.) — действи­тельная, причинная связь (Кант).

Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus ipse) (лат.) — нет ничего в ра­зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходя­щий к Аристотелю. Локк проти­вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц до­полняет тезис: ... кроме самого ра­зума.

Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.

Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).

Νόημα (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.

Νόησις (noesis) (греч.) — мышле­ние.

Νόησις νοήσεοίς (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У Аристотеля — перводви-гатель.

Νόμος (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.

Non esse (лат.) — небытие.

Non finilo (лат.) — неопределён­ность, беспредельность.

Non liquet (лат.) — не ясно.

824

Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний предел.

Non sequitur (лат.) — не следует.

Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.

Notio (лат.).— понятие.

Notiones communes (notitiae commu­nes) (лат.) — общие понятая. Спи­ноза противопоставляет эти формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обоб­щениям.

Notiones disparatae (лат.) — несрав­нимые понятия.

Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.

Numen (лат.) — божество; божест­венное (вообще).

Νους (mis) (греч.) — ум. См. Нус.

Νους παθητικός (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пас­сивный. У Аристотеля — ум, воз­никающий u погибающий вместе с телом.

Νους ποιητικός (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Ари­стотеля.

О

Omne verum omni vero consonat

(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.

Omnis determinatio est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio.

Onus probandi (лат.) — бремя дока­зательства.

Ordo ordinans (лат.) — упорядочи­вающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У Фихте — организую­щий мировой разум.

Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопо­ставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума.

P

ρ— обозначение предиката сужде­ния в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое). Παιδεία (paideia) (греч.) — воспи­тание; культура.

Πάντ??? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.

Παρουσία (parusia) (греч.) -- при­сутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе пришествие Хри­ста.

Πάθος (pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.

Perincertus (лат.) — весьма недосто­верный.

Per se (лат.) — благодаря себе, са­мостоятельно.

Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в чувств. вещах. Связывая следы воедино, можно до­стигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.

Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).

Φανιασία . καταληπτική (phantasia

kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики).

Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка тео­логии (Пётр Дамиани). Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою фило­софию томисты.

Philosophia prima (лат.) — см. Πρώτη φιλοσοφία.

Φρόνησις (phroiiesis) (греч.) — рассу­дительность; понимание; здравый смысл.

Φύσις (physis) (греч.) — природа.

Pia desideria (лат.) — благие наме­рения .

Πλήρωμα (pleroma) (греч.) — полно­та. У гностиков — полнота божеств. абсолюта, порождающего эоны. Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-занского: совпадение акта и потен­ции в боге.

Post factum (лат.) — после события.

Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит по причине этого. Неправильное заключение, логич. ошибка.

Praedicabilia (лат.) — см. Предика-билии.

Primum movens (лат.) — см. Πρώτον κινούν.

Principla non sunt multiplieanda (лат.) — принципы не следует ум­ножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Principium (лат.) — начало, осно­ва, принцип.

Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации.

Privatio (лат.) — см. Στέοησις.

Prius (лат.) — предшествующий, первичный.

Probatio liquidissima (лат.) — ясней-шее доказательство.

Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискус­сии, при к-ром выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.

Profession de foi (франц.) — испове­дание веры, мировоззрение.

Πρόληψις (prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич. общее понятие о повто­ряющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие, врождён­ное, но действующее лишь в связи с чувств. опытом.

Πρόοδος (proodos) (греч.) — см. Μονή.

Proprium (лат.) — см. "Ιδιον.

Propter hoc (лат.) — см. Post hoc...

Πρώτη φιλοσοφία (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель назвал метафи­зику; Вольф — онтологию.

Πρώτον κινούν (proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. Πρώτον ψεύδος (proton pseudos) (греч.) — первичная ложь. Оши­бочный начальный тезис.

Πϋο. τεχνικόν (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космич. бог.

Q

Quadrivium (лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см. Artes liberales); арифметика, гео­метрия, музыка, астрономия.

Qualitas (лат.) — качество.

Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.

Quantitas (лат.) — количество.

Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.

Quaternio terminorum (лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич. правила, согласно к-рому в сил­логизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.

Quia (лат.) — ибо.

Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич. термин, соответствующий аристо­телевской формальной причине (το τί εστίν; το τΐ ην είναι).

Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.

Quinta essentia (лат.) — пятая сущ­ность. См. Квинтэссенция.

Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.

R

Ratio (лат.) — разум, рассудок, осно­вание, причина, довод, смысл, способ, мотив.

Ratio agendi (лат.) — основание действия.

Ratio cognoscendi (лат.) — основа­ние познания.

Ratio essendi (лат.) — основание бы­тия.

Reductio ad absurdum (лат.) — све­дение к нелепости. Приём опровер­жения.

Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения.

Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.

Res (лат.) — вещь (в широком смыс­ле: реальность), предмет, событии.

Res cogitans (лат.) — мыслящее.

Res extensa (лат.) — протяжённое.

Res individuales (лат.) — индивиду­альные (неделимые) вещи.

Res Integra (лат.) — вещь целостная.

Res singulares (лат.) — единичные вещи.

Reservatio mentalis (лат.) — мыс­ленная оговорка..Напр., невысказан­ная оговорка, лишающая клятву её обязательности.

Respective (дат.) — соответственно.

Resultant (англ.) — см. Emergent.

Roseau pensant (франц.) — мысля­щий тростник. Так Паскаль называл человека.

S

S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. сло­ва «subjectum» — подлежащее).

Sacrificium intellectus (лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мыш­ления.

Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat.

Schöne Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный долг и склонность сов­падают.

Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein.

Seelenfunklein (нем.) — искорка ду­ши. Выражение восходит к гности­кам n неоплатоникам. В нем. ср.-век. мистике (Экхарт н др.) n учениях Ре­формации — частица бога в человеч. душе.

Sehnsucht (нем.) — стремление, том­ление.

Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., пре­дикаты, приписываемые богу, надо понимать в превосходящем смысле.

Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощу­щение, понимание.

Sensus communis (лат.) — см. Здра­вый смысл.

Sie et non (лат.) — да и нет. Назва­ние книги Абеляра, написанной по методу pro et contra (см.). Signature rerum (лат.) — знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через к-рую бог сообщает об их внутр. сущ­ности (Парацельс, Бёме).

Simpliciter (лат.) — просто, без ого­ворок.

Sinn (нем.) — смысл, значение, цен­ность.

Sola fide (лат.) — только верой (спа­сётся человек). Тезис Лютера.

Sola Scriptura (лат.) — только Пи­санием. Тезис протестантизма, отвер­гающий предание.

Sosein (нем.) — так-бытие; конкрет­ное, качественно определённое бытие.

Species (лат.) — вид.

Spiritus (лат.) — дух.

Status (лат.) — положение, состоя­ние.

Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.

Status quo ante (лат.) — предшеству­ющее состояние,

Στέρησις (steresis) (греч.) — лишён­ность (формы). В учении Аристотеля о субстрате противоположностей — негативная противоположность эй-доса — формы.

Subreptio (лат.) — ложное доказа­тельство, подстановка, подмена.

Subsistentia (лат.) — субстанциаль­ное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т. зр. вечности (Спиноза). Subsumptio (лат.) — подведение под общее.

Sui generis (лат.) — своего рода.

Summa (лат.) — свод. Жанр схоластич. трактата. См. Сумма.

Summum bonum (лат.) — высшее благо. Бог.

Super-ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.

Συμβεβηκός (symbebekos) (греч.) — см. Accidens.

т

Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опы­та. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др.

Taedium vitae (лат.) — пресыщение

жизнью.

Tantum cognoscitur, quantum diligi-

tur (лат.) — познаем настолько, на­сколько любим (Августин).

Tantum possimus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон). Τέλος (telos) (греч.) — цель.

Terminus (лат.) — термин, понятие; предел.

Terminus a quo (лат.) — исходный пункт.

Tertium comparationis (лат.) — тре­тий член сравнения, критерий срав­нения.

Tertium non datur (лат.) — третьего не дано. В ср.-век. логике — форму­лировка закона исключённого треть­его.

Τέχνη (techne) (греч.) — умение, ре­месло, искусство. Противопоставля­ется творчеству природы (см. Φΰαις).

Tovoς (tonos) (греч.) — напряжение. Интенсивность космич. духа (пнев-мы), имеющая различные степени. Понятие стоич. физики.

Toπoς νοητός (topos noetos) (греч.) — мыслимое место. Умопостигаемое пространство, в к-ром находятся эйдосы (Платон).

Toto caelo (лат.) — в целокупности.

Totum pro parte (лат.) — целое вме­сто части.

Trivium (лат.) —трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аr-tes liberales): грамматика, диалекти­ка, риторика.

U

Übermensch (нем.) — сверхчеловек.

Ουκ öv (uk on) (греч.) — небытие. Иногда — абс. небытие. Ср. Μη όν. Ultima ratio (лат.) — последний до­вод. В ср.-век. сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого.

Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Яс-перса.

Ungrund (нем.) — бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-поня­тие, к-рое Бёме применял к богу.

Unio mystica (лат.) — таинетвенный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика.

825

Urphänomen (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заим­ствованный Шпенглером.

Ουσία (usia) (греч.) — сущность; бытие.

V

Velleitas (лат.) — способность к волению.

Veritas (лат.) — истина.

Verites de fait (франц.) — истины факта (Лейбниц).

Verites de raison (франц.) — истины разума (Лейбниц).

Via (лат.) — путь, метод.

Via antiqua (лат.) — старый путь. Метод, господствовавший в схоластич. логике до кон. 12 в.

Via eminentiae (лат.) — определение через сравнение.

Via moderna (лат.) — современный путь. Логич. метод поздней схолас­тики (кон. 13—14 вв.). Также — антисхоластич. метод рационалистов нового времени.

Via negationis (лат.) — определение через отрицание.

Via nova (лат.) — метод схоластич. логики, ориентированный на аристо­телевскую теорию вывода (кон. 12— 13 вв.).

Vinculum substantiale (лат.) — суб­станциальная связь.

Virtu (птал.) — доблесть, доброде­тель. У итал. гуманистов — гармо-нич. единство телесной и духовной энергии.

Vis probandi (лат.) — сила доказа­тельства.

Vis vitalis (лат.) — жизненная сила.

Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).

Volo, ergo sum (лат.) — желаю, сле­довательно существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.

Volonte generale (франц.) — всеоб­щая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения лю­дьми своих прав по «общественному договору».

Voluntas superior est intellectu (лат.) — воля превыше разума (Дунс Скот).

Z

Z???ov πολιτικόν (zöon politikon) (греч.) — животное общественное. Определение человека у Аристотеля.

Составил А. Л. Доброхотов.