logo
Философский энциклопедический словарь

724 Физикализм

Антич. традиция Φ. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научно­сти в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпи­рии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1—4, 1775—78) вернуть Φ. статус науки оказалась несостоятельной; не получили приз­нания и аналогичные тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).

• Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz., 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, при­знающая источником содержания и структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения, восприятия, пред­ставления, будучи продуктами раздражения спец. нерв­ных устройств, сложившихся в ходе биологич. эволю­ции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и свойства ощущений, пред­ставлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной реальности.

Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспе­риментальным обнаружением того, что сенсорная реак­ция органов чувств является специфической и может вы­зываться не только адекватным стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит. ощу­щение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюл­лер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип «специфической энергии органов чувств», к-рый соста­вил теоретич. фундамент «Ф. и.»

Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источни­ка объективно-значимой информации о мире либо стру­ктурные и функциональные свойства мозга (Ч. С. Шер-рингтон), либо особенности нервно-мышечного приспо­собления (Э. Б. Холт).

Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности органов чувств. однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчленённому и адекватному ото­бражению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была раскрыта В. И. Лениным в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

• Я p о ш е в с к и й М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для понимания истории психофизиологии, «Вопр. психологии», 1960, №2; его ж е, История психоло­гии, M., 19762, гл. 7 и 12.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, понятие, обозначаю­щее систему теоретич. объектов, построенных отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич. статусом. Ф. р. характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий, законов и принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия), к-рая ни от каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном поня­тия Ф. р. в контекст методологич. и мировоззренч. про­блем физики отражает осознание активной, преобра­зующей роли субъекта познания в теоретич. осмысле­нии эмпирич. материала.

Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит в форме абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдае­мую сущность физич. явлений. Ф. р. возникает как обобщение практики построения и развития совокуп­ности физич. теорий. Она указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ. В этом смысле понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления, парадигмы науч. знания.

Ф. р.— многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её уровень составляют фунда­ментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или большой совокупности физич. тео-

рий (таковы структуры атомистич. или теоретико-поле­вой программ). Более низкий, но вместе с тем более со­держательный её уровень образуют структуры физич. принципов инвариантности и симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее следует уровень фундаментальной (напр., кван­товой) физич. теории, на к-ром и возникает собственно «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне прикладных физич. те­орий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред, гидродинамика, теория когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимо­сти и т. д.). Взаимосвязи между всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич. ин­терпретацией, операциональными определениями, кон­венциями и др. Соотнесение Ф. р. с объективно-реаль­ным миром осуществляется в ходе развёртывания прак­тики физич. эксперимента и посредством материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и средствах произ-ва.

• Эйнштейн А., Подольск и и Б., Розен Н., Мож­но ли считать квантовомеханич. описание Ф. р. полным?, в кн.: Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604—11; Чудинов Э. М., Природа науч. истины, М., 1977.

«ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный характер физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже 19--20 вв. Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и бесструк­турность атома, абсолютность массы и т. п.) за осново­положения материализма вообще, «физич.» идеалисты рассматривали новые открытия в физике (радиоактив­ный распад элементов, изменение массы электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты объективности и достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокрити­цизм» (см. ПСС, т. 18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.— гносеологич. релятивизм и спекуляцию на возрастающей роли мате­матики в физич. познании.

Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят, напр., содержание те­ории относительности и квантовой механики к «упоря­дочению данных наблюдения», настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содер­жания физич. теории от сознания «наблюдателя», субъ­ективно-идеалистически толкуют роль средств, усло­вий и активности субъекта в совр. физич. познании.

ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымы­сел), субъективно-идеалистич. филос. концепция, счи­тающая человеч. познание системой фикций, практиче­ски оправданных, но не имеющих объективного теоре­тич. значения. Законченное выражение получил у Фай-хингера; к Ф. близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Ф. абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие непосредств. аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, нек-рые формы моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.— логич. завершение позитивизма 19 в.

• см. к ст. Файхингер.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. φϋλον — род, племя, вид и γένεσις — происхождение), процесс формирования нек-рой систематич. группы организмов (таксона). Тер­мин введён в 1866 Э. Геккелем для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей дифференциации эволюционно-биологич. исследований Ф. стали понимать как составную часть биологич. эволю­ции. Гл. механизмом, регулирующим Ф. и происходя­щее в его ходе образование новых таксонов (в основном путём дивергенции — распадения исходного таксона на два и более дочерних), служит естеств. отбор. Ф. может представлять собой как прогрессивное развитие с повы­шением общего уровня жизненеятельности и расшире-

нием адаптивных возможностей организмов, так и рег­ресс или попадание в эволюционный тупик (напр., фор­мирование паразитич. групп организмов). В ходе Ф. периоды плавного развития и выработки приспособле­ний к сравнительно стабильным условиям среды череду­ются со скачкообразными переходами на высшую сту­пень организации, характеризуемую выработкой каче­ственно новых приспособлений, функций и органов (напр., появление семени и плода в Ф. растит. таксонов или появление комплекса приспособлений, связанных с выходом животных на сушу). Ф. протекает на основе на­копления индивидуальных изменений в ходе отд. онто-генезов (но и онтогенез в своём конкретном выражении служит проявлением и в определ. мере воспроизведени­ем Ф.). Т. н. биогенетич. закон, сформулированный в 1866 Э. Геккелем, утверждал, что в ходе индивидуально­го развития организм проходит стадии, к-рые его предки прошли в Ф. (напр., зародыш человека проходит фазы, напоминающие рыбу, амфибию, рептилию, затем прими­тивных млекопитающих, обезьяну и только после этого приобретает собственно человеч. черты). В действитель­ности, как показал Дарвин, а впоследствии А. Н. Се-верцов и др., соотношение между Ф. и онтогенезом носит гораздо более сложный характер: ряд предковых ста­дий выпадает из онтогенеза, другие коренным образом преобразуются в результате приспособления к новым условиям. Процесс Ф. и диалектика его соотношений с онтогенезом подтверждают принципы единства целого (таксон и его Ф.) и части (индивидуум и его онтогенез), общего и отдельного и дают конкретные примеры раз­вития от простого к сложному, а также развития по спи­рали с воспроизведением на высших этапах нек-рых черт низших стадий.

• Тимирязев К. А., Историч. метод в биологии, М., 1939 (Соч., т. 6); Мирзоян Э. Н., Индивидуальное раз­витие и эволюция. Очерк истории проблемы соотношения онто­генеза и Ф., М., 1963; Волкова Э. В., Филюков А. И., Водопьянов П. А., Детерминация эволюц. процесса, Минск, 1971; Карпинская Р. С., Материали-стич. диалектика о закономерностях развития органич. мира, М., 1975.

ФИЛОДЕМ (Φιλόδημος) из Гадары (ок. 110—40 до н. э.), др.-греч. философ-эпикуреец, популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме, сохранили обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам учения ранних эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее раз­витие учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. иск-ве» Ф. оправдывал существование поэзии как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О смерти» мы находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого конца.

• Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism, ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A. De Lacy, Phil.—Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen Bibliothek: Philodemos. Text und Übersetzung, Bonn, 1937 (Diss.).

ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαος) из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореиз-ма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его уче­ником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Си­цилию и Италию (388 до н. э.) и встречался с ним. Сог­ласно надёжной традиции, Ф.— первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые в наст. время частично аутентичными,— единств. пря­мой источник изучения древнего пифагореизма (в той фазе его развития, на к-рой он находился во 2-й пол. 5 в. до н. э.). Ф. конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и пределополагающих» элемен-

ФИЛОЛАЙ 725

тов (в доксографии — «предел и беспредельное»). Син­тез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», к-рая понимается как числовая пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия («природы») — нространст-венно-геометрич., физич., биологич., психич. и мен­тальный — последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, к-рые одновременно ока­зываются и их бытийной сущностью, и логич. определе­нием (ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифаго­рейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина выражается в числе 4 (точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, ин­теллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, к-рый Ф. называл «свет», — 7, любовь, друж­ба и целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица (де­када), выражавшая предельную полноту и совершенст­во числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.

Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. фи­лософии отчётливо формулированную гносеологич. тео­рию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ни­чего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять пла­нет и сфера неподвижных звёзд. Чтобы число космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр. огнём» и Землёй постулировалась неви­димая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиоло­гией и медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Арис­тотеля).

• Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M. Timpanaro Cardini, fasc. II, Fi-renze, 1962.

• Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nürnberg, 1962 [англ. пер.— Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972].

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Άλεξανδρεΰς)

(последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,— сер. 1 в. н. э., там же), иудейско-эллинистич. философ. Ф. А. ис­ходил из двух принципов — абс. трансцендентности бога и стоическо-платонич. учения об идеях. Божество Ф. А.— выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В свя­зи со стоическо-платонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и совершенном творе­нии бога, благодаря к-рому бог творит сначала сущест­ва, более близкие к себе — ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхожде­ния к богу. Идеи Ф. А. в ряде моментов (концепция эма­нации) отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. А. популярность в патристике.

• Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l—7, B., 1962—63; в русском пер.— О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жиз­ни созерцательной», К., 1909.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307—08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77—165; И в а н и ц к и й В. Φ., Φ. А. Жизнь и об­зор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980, с. 82—128; Wolfson Η. Α., Philo, v. 1—2, Camb. (Mass.), 19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons grie­chische und jüdische Bildung, Hildesheim, 1902.

ФИЛОСОФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к муд­рости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия