logo
Философский энциклопедический словарь

794 Элиты

представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение личности массовым потреби­тельским, всё более регламентированным обществом; ради материальных благ, приносимых наукой и тех­никой, люди приносят в жертву индивидуальную сво­боду и духовные ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением гуманистич. целей технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и природой самого челове­ка. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере становятся самоцелью безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к машине. С этих же позиций Э. рассматривает и пропа­ганду как средство произвольной манипуляции сознани­ем и поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-рой идейное содер­жание вытесняется технич. средствами массовой ком­муникации. Отождествляя социальный детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. дви­жения как историч. аномалию, как негативную реак­цию масс на социально-экономич. и научно-технич. про­гресс. По его мнению, революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит якобы лишь к результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает путь деспотич., тоталитарным режимам. Историч. не­обходимость и человеч. свобода, согласно Э., несовме­стимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей «технологич. обществом» и их «то­тального отчуждения» является борьба за индивидуаль­ную, трансцендентную свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич., ин-дивидуалистич. позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность, так и марк­сизм и реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию обличение Э. «техноло­гич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры» оказало значит. влияние на мно­гих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг. (особенно на Т. Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представите­лей «новой философии» во Франции.

• Introduction ä la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56; Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965; Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution, P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972; L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977; L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплато­низме, означающее переход от высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хо­тя и не исключает трансцендентного понимания перво­источника мира. В монистич. системах (платонизм, нео­платонизм) учение об Э. как об «естественной» продук­тивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появле­ние зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неиз­бежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концеп­ции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высше­го при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторван­ности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов

Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Пла­тон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Ку-занского.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo — появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция раз­вития, основанная па абсолютизации качеств. измене­ний в отрыве от количественных, рассматривающая раз­витие как скачкообразный процесс возникновения но­вых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в рабо­тах С. Александера и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений: коли­чественные («результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и «эмердженты», не­сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соот­ветствии с градацией «эмерджентов» Э. э. предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх (материя, жизнь, психика) до нес­кольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения выс­шего, но не порождающий его; высший включает низ­ший, подчиняя его себе. Э. э. рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как стре­млении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских фи­лософов Э. э. получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности» выражение «внутр. динамичности» природы, не преодолевая, однако, об­щего недостатка Э. э. — её метафизичность. Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Берг­сона, Уайтхеда, а также теологич. учению об эволюции

Тейяр де Шардена.

• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. филосо­фии XIX и XX вв.. М., 1962; Морган Т. Г., Эксперимен­тальные основы эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent erolution, L., 19272.

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал тео­логию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. осно­вал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., — единственная реаль­ность, природа — символ духа. С позиций панте­изма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное её устремление — совершенствование личности. По своему социально-по­литическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демо­кратом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич. действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. — частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настой­чиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —N. Υ., 1903—04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—03; Высшая душа, М., 1902; Избранники человечества, Μ., 1912.

• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч. 3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life, writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y., 1949; Bi­shop J., Emerson on the soul, Camb., 1964,

ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo — потрясаю, волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методоло­гии логич. позитивизма. Согласно этой теории, мораль­ные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными, лишены познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной про­верке). Значение их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр., эмоций гово­рящего). Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич. истолкование мора­ли. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США. Гл. представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.

• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Кри­тика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967, гл. 4; см. также лит. к статьям Логический позитивизм. Неопозитивизм.

ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, прояв­ляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически лю­бые проявления жизнедеятельности организма, Э. от­ражают в форме непосредств. переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из гл. механизмов внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных по­требностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрица­тельные Э. стимулируют активность, направ­ленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определ. объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возник­новению Э., приобретают способность вызывать их (фор­мируются предметные Э., имеющие предвос­хищающий характер). В экстремальных условиях, ког­да субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты, бурные кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич. процессы и «навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» раз­решения ситуаций (напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич. условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые дейст­вия (напр., избегание опасности, продолжение рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепле­ния, Э. способствуют научению полезным формам пове­дения и устранению не оправдавших себя.

Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важ­нейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт раз­вития Э. человека — чувства, к-рые возникают в он­тогенезе как результат обобщения конкретных ситуа­тивных Э. Чувства отвечают высшим социальным по­требностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организ­ма и наглядно воспринимаемой ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, во­ображения, памяти, мышления. Э. различаются степе­нью осознанности. Конфликт между осознанными и не-

ЭМОЦИИ 795

осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах так­же и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, реша­ющее значение в формировании Э. принадлежит пра­вильному воспитанию, особенно в раннем детском воз­расте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие со­циально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И. П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства, влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К., Филос. аспекты теории функцио­нальной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66; С у д а-к о в К. В., Системные механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, Ν. Y., 1975.

ЭМПЕДОКЛ (Εμπεδοκλής) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с религией) антич. биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич. партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарско-го типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилосо­фии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэ­мах Э. находится в полном соответствии с этим обра­зом. Осн. соч. Э. — две гексаметрич. поэмы (высоко­художественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 сти­хов).

Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводи­мых, самотождественных, количественно и качест­венно неизменяемых субстанций, органич. вещества образуются из их сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности перехо­да небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые имена, за к-рыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъ­единение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаим­ное стремление и отталкивание осмысляется и пер­сонифицируется как «любовь» и «вражда», или «нена­висть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и Гераклита, строится как бесконечное чере­дование господства «любви» и господства «вражды». Отд. космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты воедино, образуя ка­чественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однород­ные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в ор­ганизм; 2) неудачные соединения членов — монст­ры; 3) бисексуальные существа, неспособные к по­ловому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в огра­ниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».

Наряду с теорией «четырёх элементов», к-рая бла­годаря её восприятию Аристотелем оставалась фунда­ментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов)