logo
Философский энциклопедический словарь

Социалистический 633

А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в раз­ных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить раппов­скому тезису, механически переносившему филос. кате­гории в область лит-ры («диалектико-материалистиче-ский творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли класси­ческих традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жиз­ненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. свое­образие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетар­ском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широ­кое распространение и было закреплено 1-м Всесоюз­ным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, на­правленной на реализацию революц. гуманистич. идей.

Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. созна­ния. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию,— утвержде­нием роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действитель­ности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционно-действенного, социа­листич. гуманизма, что составляет важнейшую и уни­версальную отличительную особенность иск-ва С. р.

Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глу­бины, осознанного исторического содержания... с шек­спировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объ­ективного познания с пафосом субъективной актив­ности.

С. р. интернационален, представляет собой истори­чески единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в мно­гообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.— объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всём различии нац. лит-р, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зави­симости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления.

С. р. необходимо понимать исторически, как изменяю­щийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. по­стоянно расширяет границы, обретая значение ведуще­го художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направ­ленной в сущности на разрушение идейных основ