logo
Философский энциклопедический словарь

276 Конформизм

собна значительно задержать обществ. прогресс, вы­звать зигзаги в развитии. Это означает дополнит. лише­ния, а иногда и кровавые трагедии для угнетённых классов. К., как правило, сопровождается жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые оргии версальцев после падения Парижской Коммуны 1871, массовые расстрелы рабочих после поражения Революции 1905—07 в России, белый террор вслед за подавлением Венг. сов. республики в 1919, варварское истребление коммунистов и революционеров во время событий в 1965—66 в Индонезии, бесчинства чилий­ской реакции после фашистского переворота 1973 и др. Т. н. «цена» революции, т. е. человеч. жертвы, матери­альные и моральные издержки борьбы, о к-рых пишут бурж. социологи, обусловлены прежде всего К., к-рая не останавливается ни перед какими преступлениями для подавления революц. движения масс.

Контрреволюц. силы обычно опираются на между-нар. реакцию, заключая с этой целью междунар. сою­зы, напр. Священный союз, созданный европ. монарха­ми в 1815 после победы над Наполеоном. В совр. эпоху оплотом мировой К. являются силы империалистич. реакции. В борьбе с революц. движением империализм беззастенчиво прибегает к экспорту К. Социалистич. страны, мировое коммунистич. движение ведут решит. борьбу против империалистич. экспорта К., оказывают поддержку народам, ставшим жертвами вооруж. агрес­сии реакц. сил. Ю. А. Красин. КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич. термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существую­щего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринцип­ное и некритич. следование любому образцу, обладаю­щему наибольшей силой давления (мнение большинст­ва, авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. общест­ве К. по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается си­стемой воспитания и идеологич. воздействия; он явля­ется типичной чертой деятельности бюрократических орг-ций. В отличие от К., Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознат. усвоение коллективных цен­ностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. пове­дения с интересами коллектива, общества.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвое­ние определ. групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализации личности и предпо­сылка нормального функционирования любой социаль­ной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по от­ношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психич. зара­жение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной ин­формации и его отношение к групповому давлению. Вы­яснилось, что они зависят от целой совокупности фак­торов — личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении ок­ружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин — выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значи­мость для него, степень сплочённости и ценностно-ори-ентационного единства группы), ситуационных (содер­жание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, её нельзя считать самостоят.

личностной чертой; её соотношение о другими соци-ально-психологич. явлениями, такими, как внушае­мость, ригидность (жёсткость) установок, стереотип­ность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

* Кон И. С., Социология личности, М., 1967, с. 83—100; его же, Открытие «Я», М., 1978; Психологич. теория коллек­тива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980, с. 261 — 67; М с G u i r e W. J., Personality and suscep­tibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM., 1968; Moscovici S., Social influence and social change, L.— N. Y., 1976.

КОНФУЦИАНСТВО, собственно «ж у ц з я» (букв.— школа учёных книжников), др.-кит. филос. школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос.-ре-лиг. течений (сань цзяо, буки.— три религии: К., дао­сизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).

Предшественниками конфуцианцев можно считать вы­ходцев из потомственных чиновничьих семей, к-рые в случае потери офиц. поста превращались в бродячих учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью конфуцианского канона (см. Тринадцати-книжие), и утраченной впоследствии «Юэцзин» («Книга о музыке»). В период Чуньцю (722—481 до н. я.) осо­бенно много их было в царствах Л у (родина Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы·, оба — на терри­тории совр. пров. Шаньдун); видимо, поэтому именно там зародилось К.

Первым этапом становления К. была деятельность самого Конфуция, тоже принадлежавшего к сословию «учёных книжников». В его изложении К. было этико-политич. учением, в к-ром центр. место занимали воп­росы нравств. природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления гос-вом. Натурфилос. основы лишь намечались. Проблемы космогонии, онтологии, гносеологии, логики, метафизики отсутствовали либо находились в зачаточном состоянии. Исходной для Кон­фуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). «Небо» — это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека («Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Чело­век, наделённый небом определ. этич. качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обу­чения. Цель совершенствования — достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к наро­ду, почтительного к старшим и высшим. Центр. место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (чело­вечности) — закон идеальных отношений между людь­ми в семье, обществе и гос-ве, в соответствии с принци­пом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этич. теорий Конфуций развивал свои поли-тич. концепции, выступая за строгое, чёткое, иерар-хич. разделение обязанностей между членами общест­ва, образцом для к-рого должна служить семья (знаме­нитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный — поданным, отец — отцом, а сын — сы­ном»).

После смерти Конфуция К. распалось на восемь школ, важное значение из к-рых имеют лишь две: идеа-листич. школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Роль Мэн-цзы по отношению к Конфуцию мн. ис­следователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С его именем связана защита К. от его про­тивников — Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее разви­тие и систематизация его идей. Важнейшим нововведе­нием Мэн-цзы, ставшим основой всей его философии, был тезис о том, что природа человека изначально доб­ра. Отсюда вытекало врождённое знание добра и способ­ность творить его, возникновение зла в человеке в ре­зультате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного

внеш. влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т. ч. путём образования, позволяющего познать небо и служить ему. Небо интер­претируется Мэн-цзы, как и Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, опреде­ляющая посредством воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и гос-в. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также врождённы человеку, причём жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как прин­цип, объединяющий людей, а и — их разграничиваю­щий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции «гуманного управления» (жэнь чжэн) гос-вом, в к-рой гл. роль отводилась народу («Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место»). В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка воп­роса о соотношении идеального (синь — сердце, душа, разум или чжи — воля) и материального (ци) начал в природе человека, причём первенствующую роль он отводил воле (чжи).

Сюнь-цзы внёс в К. идеи других филос. школ, в част­ности даосизма (в области онтологии) и легизма (в тео­рии управления гос-вом), вследствие чего нек-рые ис­следователи даже отрицают его традиц. принадлежность к К. Сюнь-цзы исходил из концепции ци — первомате-рии, или материальной силы, обладающей двумя фор­мами: инь и ян; мир существует и развивается в согла­сии с естественными познаваемыми закономерностями; небо — активный естеств. элемент мира, оно не управ­ляет человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Чело­век же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с кри­тикой Мэн-цзы), он рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо воз­действовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблю­дать ритуал, выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое учение, длящееся всю жизнь.

В рамках концепции «чжэн мин» — «исправления имён» Сюнь-цзы придавал большое значение точности названий вещей и явлений и проблемам связи понятий (он выделял неск. категорий их) с обозначаемыми ими объектами, развивал логич. построения и критиковал Хуэй Ши и Гунсунь Луна (см. Минцзя).

Гл. звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почитание ри­туала и уважение к учёным, почитание мудрых и при­влечение к гос. делам способных людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюнь-цзы ока­зали значит. влияние на философов периода Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но затем вплоть до 19 в. доми­нировало учение Мэн-цзы.

К. заняло господств. положение при императоре У-ди (140—87 до н. э.), когда Дун Чжуншу предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объек­том почитания К. Дун Чжуншу соединил К. с учением о космич. силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син). Природу человека он определял как врождённую, полу­ченную от неба. В ней содержится как человечность (жэнь), так и алчность, отражающие действия в небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) — также часть природы человека; посредством воспитания она стано­вится доброй и завершённой. Воспитывать людей дол­жен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически противостоит Мэн-цзы и сближа­ется с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и подданными, развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель— подданный, отец — сын,

КОНФУЦИАНСТВО 277

муж — жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вто­рых, соответствующих подчинённой силе инь, позволи­ла использовать её для оправдания авторитарной вла­сти императора. Это способствовало принятию К. как офиц. доктрины.

В последующие века К. находилось в сложных усло­виях соперничества, борьбы и сосуществования с буд­дизмом и даосизмом. В танский период (618—907) под­готавливается почва для возникновения неоконфуциан­ства (Хань Юй), расцветшего уже в период династий Сун —Мин (960—1644). Последнее по глубине и уров­ню своих теоретич. построений, разнородности разра­батываемых проблем намного превзошло классичес­кое К.

В период Цин (1644—1911) филос. позиции К. не­сколько ослабевают, в Китай проникают европ. религ. и филос. идеи, однако К. оставалось господствующей идеологией вплоть до образования КНР в 1949. В раз­ное время К. получало распространение в соседних с Китаем странах — Японии, Корее и Вьетнаме. • Др.-кит. философия, т. 1—2, М., 1972—73; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957; Г о М о - ж о, Философы Древнего Китая, М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение об­ществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966; В а с и л ь-е в Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; К ю-заджян Л. С., Идеологич. кампании в КНР (1949—1966), М., 1970; К о н ρ ад Н. И., Запад и Восток, М., 1972"; К ρ ы-м о в А. Г., Обществ. мысль и идеологии, борьба в Китае. (1900—1917), М., 1972; Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 н. Ван Чуань-шаня, М., 1976; Феокти­стов В. Ф., Филос. и обществ.-полнтич. взгляды Сюнь-цзы. Исследования и пер., М., 1976; Переломов Л. С., К. и ле-гизм в полит, истории Китая, М., 1981; Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; его да е, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934; е г о же, Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938; Fung Υ u -1 a n, A short history of Chinese phi­losophy, N. Υ., 1958; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Weber M., The religion of China. Confucianism and Taoism, [N. Y.— L.l, 1968. С. Кучера.

КОНФУЦИЙ, Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров. Шаньдун),— 479 до н. э., там же], в лит-ре чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель Кун, др.-кит. философ, осно­ватель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристо­кратов-чиновников и военных. 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К. преподавались четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфу­цианство). В 50 лет К. начал свою политич. деятель­ность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет путешествовал по другим кит. гос-вам, не найдя, однако, в них примене­ния своим идеям. В 484 вернулся в Лу и, помимо пре­подавания, занимался собиранием, редактированием и распространением «Шуцзина», «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая погодичной хроники «Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл. источником сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи высказываний и бесед К., сделанные его учениками и их последователя­ми. К. похоронен на кладбище, специально отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и после­дователей; его дом был превращён в храм К., ставший местом паломничества.

Характерной чертой учения К. является антропоцен­тризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему ми­ру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как мож­но служить духам?»), хотя и считает небо не только ча­стью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важней­шим выражением почтения к ним. Однако в центре его