logo
Философский энциклопедический словарь

598 Свободомыслие

бурж. атеизма, М., 1976; Tribe D., 100 years of freethought, L., 1967; Ruoertson J. M., A history of treethought, an­cient and modern..., v. 1 — 2, L., 19694.

СВОЙСТВО, филос. категория, выражающая такую сторону предмета, к-рая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое С. относительно: С. не существует вне отношений к др. С. и вещам. С. ве­щей внутренне присущи им, существуют объективно, независимо от человеч. сознания. Для объективного идеализма характерен отрыв С. от вещи, т. е. понима­ние С. как общего, существующего независимо от еди­ничных вещей и включаемого в сферу сознания. Субъ­ективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает его объективный характер. В. И. Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит осн. фактам со­временного естествознания и неминуемо ведёт к со­липсизму (см. «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18).

Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разделить на два вида: С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие её менять (напр., «экономический», «истори­ческий» и т. д.); С., обладающие в предмете определ. интенсивностью, к-рая может быть большей или мень­шей (напр., масса, температура, скорость). Если гума­нитарные науки имеют дело гл. обр. со С. первого вида, то естеств. науки стремятся исследовать прежде всего С. второго вида. В совр. науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение аффин­ной геометрии и топологии, проникновение статисти­ческих и математических методов в гуманитарные науки).

* Уёмов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Лукьянов И. Ф., Сущность категории «С.», М., 1982. СВЯЗЬ, взаимообусловленность существования явле­ний, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С.— одно из важнейших науч. понятий: с вы­явления устойчивых, необходимых С. начинается чело-веч. познание, а в основании науки лежит анализ С. причины и следствия — универсальной С. явлений действительности, наличие к-рой делает возможными законы науки.

В истории познания принцип всеобщей взаимной С. предметов и явлений выступал как один из осн. прин­ципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие С. само но себе, не его ло-гич. структура. Наука оперировала сравнительно уз­ким набором типов С.: внутренние и внешние, необхо­димые и случайные, существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представлений о С. был сде­лан в 19 в., когда на основе критики механицизма была выявлена специфика С., присущих различным формам движения материи (напр., химич. и биологич. С.), их несводимость к С. механич. движения. В филос.-мето­дологич. плане эта проблема была сформулирована в нем. классич. философии, а её обстоят. анализ с по­зиций материалистич. диалектики дали Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным расширением типологии С., становящихся предметом изучения. Многообразие совр. представлений о С. находит отражение в множестве их классификаций. С филос.-методологич. т. зр. определяющее значение имеет классификация С. по формам движения материи. Важным является различение С. но формам детерми­низма: если классич. наука оперировала преим. одно­значно-детерминистскими, жёсткими С., то в ряде областей совр. познания изучение статистич. совокуп­ностей опирается на вероятностные и корреляционные С. Различают также С. но их силе (жёсткие, когда дан­ное явление строго связано с нек-рым другим, как, напр., органы тела, и корпускулярные, когда С. между

явлениями из нек-рой совокупности устанавливается

статистически, как, напр., С. особей в нек-рой популя­ции); но характеру результата, к-рый даёт С. (С. порож­дения, когда одпо явление выступает как непосредств. причина другого, С. преобразования и т. д.); по направ­лению действия (прямые и обратные С.); по типу про­цессов, к-рые определяет данная С. (С. функциониро­вания, С. развития, С. управления); но субстрату, или содержанию, к-рое является предметом С. (С., обеспе­чивающие перенос вещества, энергии или информации),

и т. д.

* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., К вопросу о диа­лектике, ПСС, т. 29; Н о в и н с к и й И. И., Понятие С. в марк­систской философии, М., 1961; Блауберг И. В., Юдин Э Г , Становление и сущность системного подхода, М., 1973.

«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, или Критика кри­тической критики. Против Бруно Бауэра и компании», первое совместное произв. К. Маркса и Ф. Энгельса. Написано в Париже в сент.— нояб. 1844 и издано во Франкфурте-на-Майне в кон. февр. 1845.

Осн. содержание книги — критика субъективного идеализма младогегельянцев и в конечном счёте геге­левского идеализма и идеализма вообще. В параграфе «Тайна спекулятивной конструкции» Маркс вскрывает гносеологич. корни идеализма, в параграфе «Критич. сражение с франц. материализмом» прослеживает исто­рию материализма, борьбу материализма и идеализ­ма в истории философии 17 — нач. 19 вв., подчёрки­вает внутр. связь материализма с идеями социализма и коммунизма. Критикуя идеалистич. гегелевскую диа­лектику, Маркс разрабатывает ряд проблем материа-листич. диалектики: закон единства и борьбы противо­положностей, соотношение единичного, особенного и всеобщего и др.

«С. с.» относится к периоду становления материали-стич. понимания истории. Здесь Маркс развивает идеи, выработанные в «Экономическо-философских рукописях» (определяющая роль материального произ-ва, проблема отчуждения) и разрабатывает ряд новых положений (роль масс и личностей в истории, подходы к идее производств.

отношений). Он определяет историю как деятельность преследующего свои цели человека, а ма­териальное производство как материнское лоно исто­рии.

В «С. с.» Маркс формулирует важную закономерность возрастания роли масс но мере углубления революц. преобразований и развивает дальше высказанную ещё в «Немецко-французском ежегоднике» идею о всемирно-историч. роли пролетариата: «вместе с основательно­стью исторического действия будет ...расти и объём массы, делом которой оно является»; «пролетариат приводит в исполнение приговор, который частная соб­ственность, порождая пролетариат, выносит себе са­мой...»; «дело не в том, в чём в данный момент видит свою цель... пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат... и что он, сообразно своему б ы-т и ю, исторически вынужден будет делать» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 90,39, 40). Впервые полностью «С. с.» опубл. Ф. Мерингом в 1902. Первый полный рус. пер. издан группой «Освобождение труда» в 1908.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 2, с. 3—230, т. 31, с. 245; Ленин В. И., Конспект книги Маркса и Энгельса «С. с.», ПСС, т. 29; Карл Маркс. Биография, M., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М., 1961, гл. 3; О й з е p м а н Т. И., Формирование фило­софии марксизма, [M., 19742], ч. 2, гл. 1; Марксистская фило­софия в 19 в., кн. 1, М., 1979, гл. 4.

СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος 6 Εμπειρικός) (2-я пол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировав­ший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пир-роновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против фи­зиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Про­тив риторов», «Против геометров», «Против арифмети­ков», «Против астрологов» и «Против музыкантов»,

т. е. против теории музыки) — гл. источник наших све­дений об антич. скептицизме.

В поисках предшественников скептицизма С. Э. об­ращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и ко­нец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», к-рая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, к-рым С. Э. приписывает категорич. утверждение о не­доступности истины, и в отличие от др. филос. школ, к-рым С. Э. приписывает претензию на обладание исти­ной и к-рые он характеризует как догматические, С. Э. утверждает, что скептики ищут истину. Согласно С. Э., «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в от­ношении достоверности и недостоверности» («Пирроно-вы основоположения» I 10). С. Э. систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками т. н. скептич. тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суж­дений. Доводя скептицизм до его логич. завершения, С. Э. не считал бесспорными также и все скептич. ар­гументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).

* в рус. пер.: Соч., вступ. ст. и пер. А. Ф. Лосева, т. 1—2 М., 1975—76.

• см. к ст. Скептицизм.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мир­ской, светский), первоначально отторжение или пере­дача церк. земель и имущества в светское (гос.) владе­ние; с кон. 19 в. в бурж. социологии всякая форма эман­сипации от религии и церк. институтов. В марксист­ской лит-ре под С. понимаются различные историч. этапы высвобождения от религ. влияния всех сфер жиз­недеятельности общества и личности. С.— это процесс лишения религ. институтов социальных функций, сокращение культовой практики, вытеснение религ. представлений, замена их различными светскими взгля­дами, утверждение в обществ. и индивидуальном соз­нании материалистич. и атеистич. мировоззрения. Близкими к понятию С. являются «лаицизация», «обмирщение», «десакрализация», «преодоление рели­гии», в к-рых раскрываются различные стороны про­цессов С.

В основе совр. этапа С. лежит кризис религии, вы­ступающий составной частью общего кризиса капита­лизма и утверждения социализма. Бурж. социология и религ. апологетика в своём стремлении принизить масштабы С. извращают её подлинный смысл: или от­рицают, или сводят к изменениям сознания и интен­сивности культовой практики в рамках религии. С. предстаёт в ней в качестве одной из форм модерниза­ции религии, «закономерной» эволюции религ. созна­ния, перехода религиозности с институционального на индивидуальный уровень и т. п. В бурж. мире процессу С. противостоят как природа капиталистич. общества, питающего потребность в религ. иллюзиях, так и бурж. гос-во и средства массовой информации, поддерживаю­щие деятельность религ. орг-ций. В социалистич. обще­стве процесс С. выступает ведущей тенденцией разви­тия общества и индивидуального сознания.

• К обществу, свободному от религии. Процесс С. в условиях социалистич. общества, Сб. ст., М., 1970; Угринович Д. М., Введение в теоретич. религиоведение, М., 1973; К p ж е н е к Ф., О марксистском понимании процесса С., в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 26, М., 1980; M u n b у D. L., The idea of a secular society and its significance for Christians, N. Y.— L., 1963; Martin D., The religious and the secular; studies in seculari­zation, N. Y.— L., 1969.

СЕЛЗАМ (Selsam) Говард (28.6.1903, Харрисберг, Пен­сильвания,—7.9.1970, Нью-Йорк), амер. философ-марк­сист. Один из основателей Амер. ин-та марксистских исследований. С. активно и последовательно отстаивал

СЕЛЗАМ 599

учение диалектич. и историч. материализма, выступал с критикой амер. прагматизма (см. «Прагматизм — фи­лософия амер. империализма», в сб.: «Прогрессивные деятели США в борьбе за передовую идеологию», 1955), неопозитивизма и др. идеалистич. направлений в совр. бурж. философии. В кн.«Что такое философия?» («What is philosophy?», 1938) изложил гл. положения марксистской философии. В работе «Философия в ре­волюции» (1957, рус. пер. 1963) показал революциони­зирующую роль философии марксизма в совр. мире. Центральное место в работах С. занимает этич. пробле­матика. В кн. «Этика и прогресс. Новые ценности в ре-волюц. мире» («Ethics and progress», New values in a revolutionary world», 1965) С., анализируя проблему человеч. свободы, понятие историч. прогресса, показал классовую обусловленность морали и подверг критике кантианскую и экзистенциалистскую этику. С. был одним из редакторов «Хрестоматии по марксистской философии» («Reader in Marxist philosophy, from the writings of Marx, Engels and Lenin», 1963). Работы С. переведены на многие иностранные языки и изданы в

ряде стран. Lenin's notebooks, «Mainstream», 1962, v. 15, № 4; On truth, «Science and Society», 1963, v. 27, № 4; в рус. пер.— Марксизм и мораль, Μ., 1962.

• Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мыс­ли в США, М., 1977.

СЕЛЛЕРС, С е л л а р с (Seilars) Рой Вуд (9.7.1880, Эгмондвилл, Онтарио, Канада,—5.9.1973, Анн-Арбор, Мичиган, США), амер. философ. Один из основателей критич. реализма. Ранняя гносеологич. концепция С., утверждавшая символич. характер познания, содержала элементы агностицизма. В дальнейшем С. перешёл на позиции материализма; свою концепцию называл «эво-люц. натурализмом». Вёл активную полемику с идеали­стич. филос. направлениями, критиковал теорию пси-хофизиологич. дуализма и телеологич. интерпретации эволюц. процесса. Разрабатывал концепцию «уровней организации» природы, согласно к-рой появление ка­чественно нового связано с переходом к её более высо­ким, несводимым к низшим уровням. В этике подчёр­кивал конкретно-историч. и социально обусловленный характер моральных оценок и нравств. ценностей. Отвергая теологию и церк. догмы, С. придерживался позиции т. н. религ. гуманизма.

* Critical realism, Ν. Υ., 1969; Reflections on American philo­sophy from within, Notre Dame — L., 1969; The principles, perspectives and problems of philosophy, N. Y., 1970; в рус. пер.— Три ступени материализма, «ВФ», 1962, № 8.

• Богомолов А. С., Бурж. философия США XX в., М., 1974, с. 205—17; Б ы х о в с к и й Б. Э., Памяти Р. В. С., «ΦΗ», 1974, № 4; М е 1 с h е r t N. P., Realism, materialism and the mind. The philosophy of R. W. Seilars, Springfield, 1968.

СЕМАНТИКА (от греч. σημαντικός — обозначающий), раздел логики (или металогики) и семиотики, посвя­щённый анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из к-рых являются понятия значения и смысла. Вся проблематика С. выражается вопросами вида: что означает то или иное понятие (тер­мин) или высказывание, суждение (запись, текст, фор­мула), как их следует понимать? Подобные вопросы возникают прежде всего по отношению к общелогич. по­нятиям («предмет», «множество», «соответствие», «ло-гич. следование» и т. п.), а на этой базе — к собственно семантич. понятиям и терминам («истина», «определе­ние», «выполнимость», «обозначение», «наименование», «осмысленность»), а также к самим понятиям «значе­ние», «смысл» и «интерпретация».

В формализов. языках объектом, по отношению к к-рому ставится вопрос о его значении и смысле, оказывается отд. знак, знакосочетание или к.-л. др. фрагмент текста. Согласно концепции, восходящей к Дж. С. Миллю и Фреге, знак, играющий в формали­зов. языке роль терма (аналога грамматич. подлежа­щего, дополнения или субъекта нек-рого предложения),