logo
Философский энциклопедический словарь

406 Наука

идея). Здесь Гегель даёт оригинальную типологию суж­дений и умозаключений, выявляет различные типы объ­ективных систем (механических, химических, телеоло­гических), проводит принцип единства гносеологии и этики, истинного познания и этич. установок, познават. процесса и нравственности. Движение познания в каж­дой из трёх групп логич. категорий специфично: ка­тегории бытия как бы рядоположены, здесь ещё нет их дедукции и изменения; на ступени сущности катего­рии взаимоотражаются друг в друге, переходят одна в другую, но лишь на последней ступени осуществляется их подлинное развёртывание. Система логики мысли­лась Гегелем как обобщение истории познания, пере­ходящего от непосредственного к опосредованному, от бытия к сущности, а затем к осознанию своих познават. форм в их соотнесённости с предметным содержанием.

«Н. л.» оказала большое влияние на формирование материалистич. диалектики, её принципы были высоко оценены В. И. Лениным в «Филос. тетрадях». Вместе с тем основоположники марксизма подвергли критике идеалистич. трактовку метода восхождения от абстракт­ного к конкретному, искусственность и произвольность переходов внутри «Н. л.», спекулятивный характер мно­гих её построений. Рус. пер.: Н. Г. Дебольского, ч. 1—2, 1916, 1929'2; Г,. Г. Столпнера, в кн.: Гегель, Соч., т. 5—0, 1937—39, новое исправл. изд., т. 1—3, 1970—72.

* История диалектики. Нем. классич. философия, М., 1978, гл. 4, с. 230—99; F i n k - E i t e l H., Dialektik und Soziale-tliik: kommentierende Unters, zu Hegels «Logik», Meisenheim a. Glan, 1978; R a (l e m a k o r H., Hegels «Wissensehalt der Lo­gik». Eine darstellende und erl. Einführung, Wiesbaden, 1979.

НАУКОВЕДЕНИЕ, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодей­ствие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. учёных (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психо-логич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц. ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века» — «Hisloire des sciences et des savants depuis deux siecles», 1873). Проблемы фор­мирования учёного изучал В. Оствальд («Великие лю­ди» — «Grosse Männer», 1909). Потребность в комплек­сном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции.

В 20—30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как особой отрасли ис­следований [в СССР И. Воричевский (1920), польск. учёные М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие ис­следований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бер-нал]. С сер. 40-х гг. во мн. странах развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформле­ние Н. в самостоят. отрасль науки относится к 60-м гг., когда сложились совр. представления о предмете и за­дачах Н. и возникли науч. коллективы, разрабатываю­щие проблемы Н.

Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (со­циология науки, экономика науки, психология науки и др.), к-рые входят в систему Н. Однако Н. не комп­лекс отд. дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк -турно-организац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, опре­деляющих развитие науки как исторически изменя­ющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и нор­мативное направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функ­ционирования и развития науки как социального ин­ститута и особой формы деятельности (социально-эко-номич. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с другими социальными инсти-

тутами; эволюция организационных форм науки в про­цессе изменения её объёма и социальных функций и т. п.).

При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. - социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов. Офор­милась область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия). Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.

На результатах аналитич. изучения науки базиру­ются нормативные науковедч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разра­ботку теоретич. основ науч. политики и гос. регулиро­вания науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных кри­териев её оценки, принципов организации, планирова­ния n управления науч. исследованиями.

* М и к у л и н с н и й С. Р., Родный Н. И., Наука как предмет спец. исследовании, «ВФ», 1966, № 5; их же, Место Н. в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966; Добров Г. М., Наука о науке, К., 19702; М и к у л и н с к й И С. Р., И.: проблемы и исследования 70 гг., «ВФ», 1975, № 7; Волков Г. Н., Истоки и горизонты прогресса, М., 1976; Организация научной деятельности, М., 1968 (в серии «Науковедение. Проблемы и исследования», вы­шло 13 тт., 1968—77); Социализм и наука, М., 1981.

«НАУКОУЧЕНИЕ» («Wissensehaftslehre»), общее обо­значение комплекса соч. Фихте, в к-рых он на протя­жении всей жизни перерабатывал и развивал своё «уче­ние о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от традиц. понимания философии как онто­логии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в «Н.» тождественна теории бытия. В качестве абс. единства знания «Н.» должно, но Фихте, содержать в себе обосно­вание всех частных наук; ато законченная система, в к-рой начало («Я равно Я») есть и её конец. Система «Н.» делится на три части: учение об основоположе­ниях, учение о теоретическом «Я» и учение о практи­ческом «Я».

Комплекс соч.— в соответствии с филос. эволюцией Фихте — распадается па два цикла. К 1-му относятся опубл. в 1794-1802 соч. «О понятии II., или т. н. фило­софии», 1794 (испр. изд. 1798); «0снова общего Н.», 1794 (испр. изд. 1802); «Очерк особенностей II. по отношению к теоретич. способности», 1795; «Первое введение в И.», 1797; «Второе введение в Н. для читателей, уже имею­щих филос. систему», 1797; «Опыт нового изложения Н.», 1797 (не окончен, обрывается на 1-й гл.— из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Рус. цер. всех этих работ в 1-м т. Избр. соч. (1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекь-яна под ред. Е. Н. Трубецкого).

2-й цикл работ (1801—12), опубл. уже после смерти Фихте его сыном в Собр. соч. 1845—46, содержит: «Изложение Н. 1801 г.»; «Н.» — лекции 1804 г.; «Со­общение о понятии Н. и его дальнейшей судьбе, напи­санное в 1806 г.»; «Н. в его общих чертах», 1810; «Н.» — лекции 1812 г.; «Н.» — лекции, читанные весной 1843, но оставшиеся незаконченными вследствие начавшейся войны; вступит. лекции к «Н.», читанные осенью 1813 в Берлинском ун-те.

Исходное для 1-го периода понятие «Я» заменяется во 2-й период понятием «знания», с помощью к-рого Фихте хочет освободиться от психологич. импликаций, сопровождающих понятие «Я». Но гл. отличие «Н.» 2-го периода: знание — уже не абсолют, но только образ абсолюта, признание принципиального различия между абсолютом и абс. знанием, отказ от полного тождества знания и бытия. • см. к ст. Фихте.

НАУЧЕНИЕ (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогич. понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в психологии поведения и охваты­вает широкий круг процессов формирования индивиду­ального опыта: привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигат. и речевых на­выков, реакций сенсорного различения л, наконец, т. н. разумное Н. у человека.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и син­теза осн. естеств.-науч. понятий и принципов. Мировоз-зренч. и методологич. базой Н. к. м. является материа-листич. диалектика.

Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины ми­ра отд. наук (физическая, астрономическая, биологи­ческая и др.).

Первые картины мира были выдвинуты в рамках ан-тич. философии и носили натурфилос. характер. Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникнове­ния науч. естествознания в 10 — 17 вв. В общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области познания, к-рая занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое по­ложение занимает физич. картина мира.

В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компо­нента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен фи­лос. категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явле­ний и др.), общенауч. понятиями и законами (напр., за­кон сохранения и превращения энергии), а также фун­даментальными понятиями отд. наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.). Чувствен­но-образный компонент Н. к. м.— это совокупность наглядных представлений о природе (напр., планетар­ная модель атома, образ Метагалактики в виде расширя­ющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).

Гл. отличие Н. к.' м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в том, что она строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей её обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17—19 вв. строилась на базе классич. механики, а совр. физич. картина мира — на базе квантовой механики, а также спец. и общей теории от­носительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м. средства для своей интерпре­тации: Н. к. дт. создаёт условия, общенауч. фон для её анализа. Н. к. м. как форма систематизации науч. зна­ния отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как систе­матизации знаний об объекте, так и проверки (в част­ности, экспериментальной) их истинности. Н. к. м. выполняет эвристич. роль в процессе построения фун­даментальных науч. теорий.

Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м. находится в постоянном разви­тии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.

преобразования (смена старой картины мира но­вой). См. также Теория, Мировоззрение, Естественно­научный материализм.

• Дышлевый П. С., Естеств.-науч. картина мира как форма синтеза знания, в сб.: Синтез совр. науч. знания, М., 1973, с. 94—120; Методологич. принципы физики, М., 1975, гл.3; С т е п и н В. С., Становление науч. теории, Минск, 1976;

НАУЧНАЯ 407

Диалектич. материализм и еетеств.-науч. картина мира, К., 1976; Мостепаненко А. М., Методологич. и филос. проб­лемы совр. физики, Л., 1977.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, корен­ное, качеств. преобразование производит. сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.

В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделе­ния труда, отраслевую и проф. структуру общества, ве­дёт к быстрому росту производительности труда, ока­зывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоот­ношение общества с природой.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. ис­тории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явле­ние, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиаль­но различны.

Н.-т. р.— длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпо­сылки — научно-техническую и социальную. Важ­нейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 — нач. 20 вв., в результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот пере­ворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в ес­тествознании» (см. ПСС, т. 18, с. 264). Она началась от­крытием электрона, радия, превращения химич. эле­ментов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Иссле­дования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-ва орга­низовать в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки и пром-сти. Это послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических исследовательских про­грамм.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа ис­следовательских учреждений. Науч. деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влияни­ем успехов СССР в изучении космоса и сов. опыта ор­ганизации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью. Усилились непо-средств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование науч. достижений в произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч. исследованиях, произ-ве, а затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие симво­лом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепен­ной передачи машине выполнения элементарных ло-гич. функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации произ-ва и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяю­щий положение и роль человека в процессе производ­ства.

На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризует­ся след. осн. чертами. 1) Превращением науки в непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и произ-ве, усиления вза­имодействия между ними и сокращения сроков от рож-